9 декабря понедельник
СЕЙЧАС -7°С

«Служат по два срока»: смотрим, как и кто в Красноярске возвращает к жизни старые трамваи

Репортаж из трамвайного депо, где 25 лет всем процессом руководит колоритная женщина

Поделиться

Депо на 60 лет Октября открылось в 1967 году, оно рассчитано на 150 вагонов

Депо на 60 лет Октября открылось в 1967 году, оно рассчитано на 150 вагонов

Каждый день на линию в Красноярске выходит больше 50 трамваев. За редким исключением каждый вагон еще made in USSR. Корреспонденты NGS24.RU побывали в ремонтном цехе трамвайного депо на 60 лет Октября и посмотрели, как трамваи буквально «воскрешают» к новой жизни.

Нина Ивановна работает в ремонтном депо уже 26 лет и знает дело, которым занимается, досконально

Нина Ивановна работает в ремонтном депо уже 26 лет и знает дело, которым занимается, досконально

Мужским коллективом здесь много лет руководит Нина Волосина. Она для своих подчиненных и администратор, и создатель «теплого микроклимата в коллективе». Сложная работа ее коллектива часто остается за кадром, но именно благодаря их труду в городе до сих пор есть этот вид транспорта.

В кабинете Нины Ивановны уютно и тепло, но работать с документами ей скучно. При первой возможности она отправляется в цех

В кабинете Нины Ивановны уютно и тепло, но работать с документами ей скучно. При первой возможности она отправляется в цех

— Я из маленького села в Бурятии и, сколько себя помню, всегда интересовалась техникой. Когда выбирала, куда пойти учиться, мне приглянулся Иркутский политехнический институт. Помимо интересной специальности, там были общежития для приезжих, это утвердило мой выбор.

Несколько лет после окончания вуза Нина Волосина проработала в ремонтном депо в Ташкенте, куда попала по распределению. Кроме ценного опыта в ремонте трамваев из столицы Узбекистана Нина Ивановна привезла в Сибирь мужа и любовь к узбекской кухне.

Трамвай внутри «напичкан» сложными механизмами. Раз в год все детали проходят техосмотр

Трамвай внутри «напичкан» сложными механизмами. Раз в год все детали проходят техосмотр

— Необычность и сложность нашей работы в том, что у нас здесь кроме ремонта идет еще и изготовление. Много запчастей на трамваи, которых в природе не существует. Нам надо их самим изготавливать. Это касается болтов и многих других запчастей. Троллейбусы в этом плане гораздо проще, там много от автомобилей. У нас много своего, специфического.

Трамваи заезжают в цех к Нине Ивановне на плановый или капитальный ремонт и проводят здесь в среднем по две недели.

Длительность планового ремонта — 23 дня, текущего — 7. Эти правила были прописаны много лет назад, но им следуют и сейчас

Длительность планового ремонта — 23 дня, текущего — 7. Эти правила были прописаны много лет назад, но им следуют и сейчас

— С трамвая снимаются все узлы, агрегаты, передаются нам. Мы всю эту «начинку» трамвая изготавливаем и отдаем обратно. Работа очень сложная. Например, участок по ремонту колесных пар. Люди постоянно в мазуте, и они там болты тянут чуть ли не удлинёнными ключами, ломами. У них три пресса в оборудовании.

Один из этапов работы «колесного» участка — обточка

Один из этапов работы «колесного» участка — обточка

Когда ходишь по цеху, невольно возникает ощущение, что ты еще в СССР. Воспитательные плакаты вроде «Алкоголь — причина травм!» или «Пьют родители — страдают дети» точно оттуда, хотя это актуально и в наше время.

За все время работы Нины Ивановны серьезных ЧП с людьми в депо не было. Может быть, нравоучительные плакаты помогли 

За все время работы Нины Ивановны серьезных ЧП с людьми в депо не было. Может быть, нравоучительные плакаты помогли 

— У нас старые станки, но они очень надежные. То, что было изготовлено раньше, я считаю, не подлежит критике. Кто бы отказался от современного оборудования? Но под это оборудование и новый подвижной состав нужен. К нашему только такое оборудование и подходит. Наверное, до 90% всех трамваев у нас производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Модель 605. Примерно 1985 год производства, а срок службы у них 17 лет. Вот и считайте, уже два срока службы позади. Это проблема не только Красноярска, а почти всех городов, за исключением Москвы и Казани.

Чтобы разобрать колесную пару, требуется огромный пресс

Чтобы разобрать колесную пару, требуется огромный пресс

Основную часть деталей в ремонтном цехе либо восстанавливают из старых, либо производят своими силами. 

 — Колеса новые никогда не получали. Шпильки, втулки, пластины — это расходники, которые мы сами в состоянии сделать, — говорит Нина Волосина. 

Здесь же ремонтируют двигатели. В одном вагоне их 4 штуки

Здесь же ремонтируют двигатели. В одном вагоне их 4 штуки

Раскаленный металл выравнивают на специальном станке

Раскаленный металл выравнивают на специальном станке

Типичная проблема для любого производства — нехватка кадров. 

— Сейчас, к сожалению, не приходят молодые, которые бы хотели заниматься техникой. Было 56-е училище, где обучали слесарей по ремонту подвижного состава именно трамваев и троллейбусов. Сейчас это направление закрыли, — сетует начальница цеха.

Трамваи после двухнедельного планового ремонта

Трамваи после двухнедельного планового ремонта

Результат всех действий — практически новый трамвай, готовый пройти еще 70–100 тысяч километров по правобережью Красноярска. О новом подвижном составе здесь пока только мечтают: электротранспорт — очень дорогое удовольствие.

В депо к Нине Ивановне заезжают и новые трамваи. Но их в городе единицы

В депо к Нине Ивановне заезжают и новые трамваи. Но их в городе единицы

— Если новый троллейбус можно, условно, за 7 миллионов рублей купить, то цена трамвая приближается к 30 миллионам, — говорит Нина Волосина. 

Как «промежуточный» вариант — в ремонтном цехе десять лет назад начали делать капитально-восстановительный ремонт (КВР. — Прим. ред.). 

— Из училища, помню, пришли очень умные и инициативные ребята. Поменяли все внутри трамвая, поставили современную электронную начинку. Ремонтировать их гораздо проще, чем старые трамваи. Да и провести такой КВР дешевле, чем купить новый подвижной состав. Первый вагон мы обновили за 2 миллиона рублей, последний нам обошелся уже в 7 миллионов. Инфляция! Успели так «преобразить» только 4 вагона, потом финансирование сократили, — рассказывает Нина Волосина. 

Один из вагонов после КВР. Выглядит более современно, и с ремонтом такой техники гораздо проще

Один из вагонов после КВР. Выглядит более современно, и с ремонтом такой техники гораздо проще

О развитии трамваев как самого экологичного общественного транспорта чиновники в Красноярске говорят много лет. Вписывают трамвайные пути в генеральный план города, но инициативы пока так и остаются на бумаге.

— По генплану развитие трамвайной сети в Красноярске проходит по «Взлетке», в Северный. Помню, как мэр Пимашков вбивал символический серебряный костыль на Октябрьском мосту, когда там еще были трамвайные пути, говорил, что это будет главный транспорт. И где это сейчас все? Хорошая идея сейчас со скоростным трамваем, которому будет дан приоритет при проезде. Дай бог, чтобы мы еще при своей работе увидели что-то поновее и поинтереснее, — говорит Нина Волосина. 

оцените материал

  • ЛАЙК 7
  • СМЕХ 2
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 1
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
20 ноя 2019 в 19:08

За редким исключением каждый вагон еще made in USSR.
А чего там с прорывом , высокотехнологичными производствами, инновационными технологиями

Каро
20 ноя 2019 в 19:00

Уходящая натура, такие дамы- "соль земли"- сохранились только в рабочих специальностях и медицине. Уважение этой женщине

Панкрат
20 ноя 2019 в 19:04

Дай Бог Здоровья этим людям!
Только правый берег может оценить ваш труд.