Экология Проверяем выбросы частного сектора и бездымный уголь. Из чего он сделан и откуда странный запах

Проверяем выбросы частного сектора и бездымный уголь. Из чего он сделан и откуда странный запах

Разбираем, что такое новое бездымное топливо

Частный сектор Красноярска в момент растопки печей 

В начале февраля администрация Красноярска объявила о раздаче особого угля, от которого при сгорании не образуется дыма. Власти города объявили, что раздача «чудо-топлива» проводится ради эксперимента. Сообщалось, что с момента раздачи бездымного топлива в частном секторе будут работать передвижные лаборатории, воздух будет тщательно изучаться.

Однако красноярцы быстро заподозрили, что это все как-то связано с Универсиадой. Бездымный уголь раздали только жителям домов по соседству с маршрутами участников игр. С временем игр совпал и срок проведения объявленного эксперимента.

Мы решили разобраться, насколько же велик вклад частного сектора в «черное небо», действительно ли так прекрасен бездымный уголь и есть ли другие способы спасти город от гари.

Дым из 13 тысяч печей


Режим «черного неба» стал вводиться в Красноярске последние 4 года. В 2015 году красноярцы прожили в окутанном смогом городе 63 дня, в 2016 году — 55 дней. Еще в 2016 году министры, депутаты и чиновники на большом совещании по экологии признали частные дома с печками «существенным фактором загрязнения атмосферного воздуха».

При этом в отчетах о состоянии воздуха никаких данных о том, какой вклад в загрязнение дает частный сектор, вообще не приводилось. В отчете за 2017 год говорилось: на три ТЭЦ Красноярска приходится 40 тысяч тонн вредных веществ, на КрАЗ — 56,8 тысячи тонн, а на транспорт — 73,1 тысячи тонн. Если верить правительственным отчетам, то доля выбросов предприятий неуклонно снижается, а от транспорта — растет.

Наконец, в феврале 2018 года министр экологии Владимир Часовитин объявил в эфире ТВК: «30% выбрасывает КрАЗ, 23% — котельные СГК, 36% — транспорт, 8% — частный сектор».

По словам Часовитина, выбросы от частного сектора считались, когда министерство экологии корректировало тома предельно допустимых выбросов.

В сентябре чиновники рассказывали, как проходил учет выбросов: специалисты провели опрос жильцов 656 домов частного сектора. Их спрашивали, как часто они топят углем, сколько угля закидывают в печи. Также было посчитано: на сентябрь 2017 года в Красноярске, Емельяново и Солонцах расположено 13 тысяч домов с печным отоплением.

Год назад журналист и депутат Алексей Клешко в интервью попросил министра экологии объяснить, почему число дней НМУ увеличивается, если частный сектор методично сносят. Часовитин связал это с тем, что раньше жители индивидуальных домов топились электричеством. А после подорожания перешли на уголь.

Так ли сильно дымит частный сектор: проверка НГС


Проверить, как дымит частный сектор, мы решили в районе «Образцово» и поселка Суворовский

С одной стороны от них расположены трубы ТЭЦ-1 и «Красцветмета», с другой — ТЭЦ-2 и Цементного завода. А вдоль Волжской тянется поселок Суворовский из 800 частных домов.

В 30-е годы территория правого берега считалась не очень освоенной — здесь находились причал, кирпичный завод и многочисленные поселки-слободки. В годы войны в этот уголок Красноярска эвакуировали «Сибтяжмаш», тут же построили цеха «КрасМаша», позднее рядом выросла «Сибсталь». Во многом для рабочих заводов отстроили улицы Павлова и Мичурина. А наряду с массовой застройкой ширился частный сектор.

Краеведы пишут, что первые официальные улицы появились в Суворовском в 50–60 годах. По словам старожилов, селились здесь те, кто перебирался из окрестных деревень в поисках лучшей жизни — в надежде получить место на заводе, а затем и квартиры.

В 90-е Суворовский пережил небольшой ренессанс. Здесь появились высокие кирпичные особняки с глухими заборами. Однако большинство домов — старенькие одноэтажные домики

Сейчас на месте «Сибстали» вырос микрорайон, рядом построили гипермаркеты. Но едва ли не треть дней в году этот уголок города живет в условиях аномально высокого загрязнения, гласят данные сети наблюдений за воздухом красноярских активистов.

Летом 2018 года этот уголок Красноярска признал самым грязным и краевой министр экологии Владимир Часовитин во время выступления перед депутатами. Назвать основную причину загрязнения власти тогда не смогли. Назывались в качестве причин и промышленные выбросы, и печки частного сектора.

Дым над частным сектором

18 февраля мы взяли у красноярского активиста Игоря Шпехта датчик загрязнения воздуха и отправились в Суворовский. В 18:00, несмотря на оживленное движение, на Калинина, Авиаторов, Октябрьском мосту, Мичурина датчик не фиксировал проблем. На всех магистралях он выдавал значение 10–15 мкг взвешенных частиц при норме в 35.

Пришедшие с работы горожане растапливают котлы, марево нарастает

Примерно в 18:00 мы сворачиваем на Волжскую и едем в сторону КрасТЭЦ. В районе «Образцово» прибор словно взбесился — выдает отметку в 60. Около магазина Metro мы поворачиваем вглубь Суворовского — рядом с частными домами датчик идет вразнос: выдает 90, 120 и даже 120 микрограмм взвешенных частиц.

Проезжая по Октябрьскому мосту, видим: ни ТЭЦ-2, ни Цемзавод особо в этот день не дымят.

Проехав сквозь Суворовский, выходим на застроенную хрущевками Аральскую, и прибор успокаивается до 50. Это выше нормы, но меньше, чем в частном секторе.

Примерно в 19:00 мы заезжаем в «Черемушки».

Отсюда хорошо видно: ТЭЦ-1 в этот день дымит не сильно, ветер сносит дым в сторону противоположную от частных домов Суворовского и новостроек Образцово

С возвышенности Кировский район как на ладони. Хорошо видно: кроме труб КрасТЭЦ и «Цветмета», других промышленных выбросов нет. Но постепенно над частной застройкой образуется синеватое марево.

Судя по 2ГИС, в Суворовском расположено около 800 домов, все они — на печном отоплении.

В 19:40 мы спускаемся с возвышенности в узкие проезды Суворовского.

Первый же замер воздуха выдает аномально высокий уровень — 250 мкг. У соседнего дома значение еще выше

В нос бьет резкий запах горения. В вечернее время хорошо видно — от некоторых домов клубы сизого дыма тянутся вдоль улиц.

Самые большие клубы дыма мы заметили над старенькими покосившимися домами

Сам поселок расположен под Лысой горой и продувается плохо. В разгар отопительного сезона частного сектора мы отъезжаем от Суворовского вглубь Образцово.

В 2 километрах от частных домов в воздухе стоит неприятный запах, датчики показывают высокое загрязнение

Что такое бездымный уголь?


Разработкой бездымного топлива занимается компания СУЭК, которой принадлежат разрезы в Шарыпово и Бородино. Компания входит в холдинг Андрея Мельниченко, который контролирует ТЭЦ Красноярска, Новокузнецка, Абакана, Кызыла.

Одно из первых упоминаний бездымного угля относится к августу прошлого года. Продукт был представлен на международном форуме «Технопром» в Новосибирске. Позднее продукт представляли на Сибирском энергетическом форуме.

Бездымный уголь 

Из пояснений руководства «СибНИИуглеобогащение» можно сделать вывод, что бездымный уголь — не вполне уголь, а отдельный продукт — прессованный термококс. Получается он с помощью газификации бурых углей — то есть специальной термической обработки обычного бурого угля.

На экономических форумах про новинку СУЭК рассказывал руководитель «СибНИИуглеобогощение» доктор технических наук Сергей Исламов. Можно предположить, что теория создания бездымного топлива родилась 9 лет назад. В Сети можно найти несколько научных работ Исламова, в которых описывается газификация угля, а так же книгу «Энерготехнологическая переработка угля».

В год в Красноярске сжигают до 70 тысяч тонн угля

Автор пишет: в 90-е годы в Англии и Германии в год производилось от 1,5 до 2 млн тонн бездымного топлива. В России газифицировать уголь для производства бездымного топлива удалось в Красноярске в 1998 году, а в 2008 году в Монголии была сдана первая очередь завода по производству бездымного топлива. По словам Исламова, завод построили в азиатской стране для решения экологических проблем — столицу Монголии Улан-Батор окружали юрты.

«Во время суровой монгольской зимы для них не стоит вопрос о выборе вида топлива — кроме угля сжигают все, что может гореть, вплоть до автомобильных покрышек. Как следствие, в течение всего отопительного сезона столица погружена очень плотный смог. В 2007 году парламент принял национальную программу оздоровления городской атмосферы. В рамках выполнения этой программы в 2008 году недалеко от Улан-Батора была построена первая очередь завода бездымного топлива. На этом предприятии местный бурый уголь перерабатывается в среднетемпературный кокс, из которого затем изготавливаются бездымные брикеты».

Там же автор описывает и состав бездымных брикетов, использовавшихся в Монголии: продукт газификации угля — кокс, 5% жидкого стекла, глина

Главными достоинствами термококса в СУЭК называют продолжительность горения и отсутствие дыма.

Эксперимент: плюсы и минусы бездымного угля


Позвонив под видом обычных покупателей в компанию-изготовитель СУЭК, мы узнали, где можно приобрести бездымный уголь.

20-килограммовый мешок обошелся нам в 120 рублей. То есть 50 мешков или тонна вытянет на 6 тысяч. Тонну балахтинского угля в Красноярске можно купить за 2100–2300 рублей, тонну бородинского — за 1600–1800.

Судя по маркировке, точно такие же мешки и раздают жителям домов около объектов Универсиады

С предложением протестировать топливо мы обратились к читателям в социальных сетях. На него откликнулся житель Емельяново Сергей.

Вместе с супругой он живет в собственном доме площадью 120 кв. м. Отапливаться предпочитает балахтинским углем.

По мнению Сергея, для поддержания комфортной температуры такого угля нужно меньше: «В морозы уходило 4–5 ведер, бородинского, наверное, нужно было бы в раза в полтора больше»

Котел Сергей топит со середины сентября по середину мая. За это время уходит примерно 7 тонн балахтинского угля — то есть примерно 14–15 тысяч рублей.

В 9:00 мы решили испробовать бездымный уголь. Выполнены брикеты в форме немного сплющенных многоугольников. Новинка нам показалась довольно маркой. При транспортировке мешок немного пылил.

В 9:30 мы зажгли в котле бумагу с лучинами и высыпали первое ведро с углем. Примерно через 5–10 минут из трубы пошел слабый дымок с пеплом.

Очень быстро дым почти полностью прекратился. Нижний слой угля в котле при этом горел, трубы с водой теплели

Сергей признался, что пока не видит разницы ни в расходе угля, ни в скорости нагревания, и предложил попить чаю.

Примерно через полчаса котел на бездымном топливе довольно серьезно нагрел батареи в доме. Сергей предложил засыпать в котел еще угля. Устройство котла требует подтверждения одной температуры.

Внутри котла все угли из высыпанного ведра горели синеватым, «газовым пламенем»

Примерно через 15 минут после заправки котла во дворе стал ощущаться неприятный химический запах.

Было замечено, что волны запаха накатывали вместе с небольшими всполохами дымка из трубы. Ни на улице, ни в котельной аромат не ощущался, но во дворе он явно чувствовался

В конце дня Сергей поделился с нами своими ощущениями от использования бездымного угля: «Из плюсов: нет дыма, значительно меньше золы. Горит дольше. Когда использую обычный уголь, проверяю котел в 14:00. К этому времени температура достигает пика, потом понижается. Этот уголь еще горит. Но по количеству выделяемого тепла примерно одно и то же. Этот уголь горит, горит и горит в одной поре.

Из минусов — цена и запах. Запах появился в котельной. А потом заметил, что запах чувствуется и когда открываешь котел. Не сильно, но есть. Мне это, например, не нравится».

В компании СУЭК нам пообещали прокомментировать ситуацию с запахом от сжигания бездымного топлива. Однако Сергей признается, что вряд ли будет использовать этот вид топлива. Не заметив особой разницы в нагреве помещения, он подсчитал: на зиму за 7 тонн балахтинского или бородинского угля он отдаст 12–16 тысяч рублей, такое же количество бездымного топлива встанет в 42 тысячи.

Бездымное топливо будут внедрять? Как будут бороться за выбросы частного сектора?


В большой программе сокращения выбросов чиновники планируют бороться с выбросами несколькими путями. На старейшей красноярской ТЭЦ появится новая высокая труба, КрАЗ закончит модернизацию производства, на предприятиях появятся автоматические датчики.

В начале 2018 года на экологическом совещании чиновников, бизнесменов и активистов представители СУЭК объяснили, что снизить цену бездымного топлива проблематично.

Дым от обычного угля в Емельяново

«Конечно, этот продукт будет дороже, чем уголь, потому что для производства тонны брикета нужно несколько тонн угля», — заявил заместитель СУЭК Михаил Мангилев. Он утверждал, что по сравнению с бородинским или балахтинским углем потребителям потребуется меньшее количество бездымного топлива. На том же совещании он предложил чиновникам помочь сдерживать цену.

Мы попросили СУЭК пояснить, планирует ли компания снижать цену на новый продукт.

Если предположить, что под сдерживанием цены понимается дотация жителям на покупку «бездымного угля», то в год на этот продукт может уйти серьезная сумма бюджетных средств.

По данным СУЭК, в год частный сектор сжигает порядка 70 тысяч тонн угля. Если продавать такую партию нового топлива по цене обычного угля по 2 тысячи рублей при себестоимости в 6 тысяч, то компенсация в год энергетикам может достичь 250 миллионов.

Одновременно в Красноярске звучат и другие идеи по уменьшению смога от частного сектора. Например, газифицировать Красноярск или перевести частный сектор на электроснабжение.

В муниципальной программе развития жилого комплекса так и не говорится, откуда будет поступать в Красноярск газ. В схеме газификации указаны 3 сценария поставок газа в Красноярск Затраты на газификацию оцениваются в 70-80 миллиардов.

По словам красноярского депутата скидки на электричество для жителей частного сектора обсуждали на федеральном уровне, но ничем конкретным обсуждение так и не завершилось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства