Жители родной деревни Александра Усса — о том, как растащили их колхоз, прилётах губернатора на вертолете и своем отношении к политику.
В Красноярске 9 сентября пройдут выборы губернатора. Большой интриги в них нет. Действующему и.о. губернатора Александру Уссу подобрали довольно молодых соперников — депутата Законодательного собрания от ЛДПР Егора Бондаренко и помощника депутата от «Справедливой России» Александра Лымпио. Оба перед тем, как изъявили желание стать губернатором, нечасто мелькали в СМИ.
Оценить размах вложений в губернаторские выборы можно в любом уголке Красноярска. Над Театральной площадью развеваются флаги «Усс-2018». Здесь же стоит будка с телевизором, где крутят ролики про и.о. губернатора. В офисном центре, где располагается наша редакция, плакаты с фото Усса висят над каждым из двух входов.
На выборы 63-летний политик идет с теми же лозунгами, что и во время выборов губернатора 16 лет назад. Тогда в противостоянии с топ-менеджером «Норильского никеля» Александром Хлопониным подчеркивалось, что Усс — «наш губернатор»: родился и вырос в Красноярском крае.
Мы решили отправиться в деревню Новогородка Иланского района, чтобы посмотреть, как живет деревня, где родился и вырос Александр Усс и где долгое время председателем колхоза работал его отец — Виктор Усс.
Перед путешествием читаем местные официальные сайты. Сразу видно, что к Уссам здесь особое отношение. Муниципальная газета пишет, что Виктор Усс «от природы был наделен прекрасными организаторскими способностями, проницательным умом» и «по праву снискал любовь и уважение нескольких поколений сибиряков». Также приводятся заметки из советских газет про отца Александра Усса — о том, как колхоз в Новогородке показывал в советское время прибыль в миллион рублей.
Утренняя дорога от Красноярска до Новогородки заняла у нас около трёх с половиной часов. Где-то за Иланском асфальт с разметкой заканчивается — ехать приходится по грунтовке. Мы опасались, что в дождь дорогу развезло, но проехать по ней можно.
Первое, с чем сталкиваются приехавшие из города, — перебои сотовой связи. «МегаФон» и «Билайн» показывали нам лишь экстренные вызовы, уверенно ловит только «Теле2». Местные говорят, что хорошо сеть ловится на вторых этажах зданий школы и колхоза: «Молодежь ходит на пригорок. Так говорят: "Идем на связь"».
По официальным данным, численность населения деревни — 974 человека. В беседах новогородцы сомневаются в правильности этих цифр: у многих дети живут в Красноярске и прописаны в родном селе. Сам поселок состоит из нескольких параллельных улиц.
Спустя несколько домов улица заканчивается. По лужам шагают гуси.
Сразу за деревней около кирпичных развалин пасется стадо коров, молодой пастух эффектно щелкает хлыстом.
Сооружение выглядит как недострой, но местные уверяют, что здание растащили
В 11 часов дня на улице мало народа.
К 12 часам выходим на центральную улицу Новогородки. Здесь находятся школа, дом культуры, все два продовольственных магазина, остановка и здание колхоза. Спиной к правлению колхоза стоит Ленин и указывает куда-то вдаль рукой без большого пальца. «Фотографируете? Это он отморозил палец. Надо будет ему варежку подарить», — смеется пожилой прохожий.
Пока мы посмеиваемся над шуткой, к нам из здания колхоза выходит седоватый худощавый мужчина средних лет. «Ребята, вы откуда такие шумные? У меня [в здании колхоза] девчонки окна носами выдавливают. Гадают, кто такие». Говорим, что мы журналисты, и просим показать дом, где жил в детстве Александр Усс. «Зачем вам это?» — как-то грустно интересуется мужчина. Это председатель кооператива имени VII съезда Советов Николай Зеков. Раньше кооператив был колхозом с миллионной прибылью, которым руководил Виктор Усс.
Чувствуется, что у Зекова к журналистам особое отношение. «Приезжал к нам как-то Виктор Решетень из "Красноярского рабочего". Так же ходил вот, а потом написал статью "Блеск и нищета Новогородки". Не знаю, где он тут нищету увидел. Меня после этого», — говорит руководитель кооператива и показывает руками, что было потом.
Мужчина не хочет продолжать разговор, и мы попросим показать, как пройти в сельсовет. Его руководителя на месте не оказалось. В большом кабинете бумаги перебирают несколько женщин. В уголке видны красные агитационные плакаты Александра Усса. Одна из женщин ведет нас к дому, где в детстве жил Усс.
Скоро выясняется, что новогородцы помнят еще выборы 2002 года. «Приезжал тогда кандидат какой-то. Хоть бы чего о себе рассказал. А он все спрашивал, за что орден Виктору Петровичу Уссу дали. А все знают, что Усс вот так колхоз держал, лично все проверял». Вообще все разговоры про Александра Усса в Новогородке обязательно кончаются беседами про его отца. Но об этом чуть позже.
Сейчас дом заброшен. «Потом сюда заселился отец председателя колхоза Николая Зекова — он при Викторе Уссе агрономом в колхозе был. А в 80-е его моей свекровке предоставили, он же колхозный. Но там не живет никто. Нельзя», — рассказывает жительница соседнего дома.
Молодая родственница женщины соглашается провести нас в дом. Ключи от него хранятся над дверью.
Несколько лет назад у местных властей была идея открыть в доме музей памяти Виктора Усса. Сразу несколько жителей вспоминают, что образцы бревен дома куда-то возили, приезжали специалисты из города.
В сенцах в коробках до сих пор хранится огромное количество книг по сельскому хозяйству, ветеринарии, подшивок детских изданий, журналов «Юный натуралист».
Пожилые родственники Усса вспоминают, что перед отъездом в Красноярск какие-то книги Виктор Усс раздавал колхозникам. Николай Зеков же к общению был не расположен.
По пути в местную школу мы разговариваем с жителями. Живущий напротив дома Уссов парень только от нас узнает о своем знаменитом соседе. Новогородцы средних лет рассказывают, что Усс их не забывает: «Конечно же, помнит. Прилетает к нам на вертолете. Весной был и 1 сентября на линейке был и в храм ходил».
Как и большинство кирпичных зданий, ее построили в 70-е при отце Усса. Пока мы фотографируем школу, к нам выходит женщина: «А что это вы все фотографируете, а к нам не идете?». Узнав о цели визита, женщина обещает позвать к нам на переменке учительницу истории. «У нас здесь и музей Виктора Усса есть. Александр Викторович у нас часто бывает. Иланская школа все время обижается: "Нашу же школу заканчивал, а вся слава Новогородке"».
Позднее в разговорах с новогородскими узнаем, что работа в школе считается очень престижной. После развала колхозов все стремятся «устроиться в бюджет» — школу, детсад, почту, сельсовет, дом культуры. Работы на селе немного, а тут все стабильно.
На перемене вместо учителя к нам спускается собранная женщина в длинном строгом платье — директор учреждения. Спросив нас о цели визита, она куда-то уходит. Спустя несколько минут нас попросили через учителей еще раз показать удостоверения. Нам показалось, что все это время директор с кем-то совещается. Неизвестно, так это было или нет, но сначала нам предложили прийти в школу в 14:00, а потом через работников передали вердикт: «Выборы и школа никак не связаны», и не пустили.
Такие красивые газончики — почти во всей Новогородке. Нам удалось услышать две версии о причинах такой аккуратности:
«К приезду Александра Усса на 1 сентября подстригли. Была бы краска — покрасили бы, наверное», — со смешком заявил пожилой Александр. Другая жительница говорит, что новогородцы следят за травой у домов и без прилетов знаменитого земляка, кое-где с «покосом» травы помогают козы. Их здесь держат многие жители.
На сайте Законодательного собрания сказано, что средства на строительство жертвовал Александр Усс, а проект разработал архитектор Константин Шумов — сейчас он отвечает за контроль над градостроительством. Оба известны как сторонники идеи строительства огромного храма на «Стрелке», которая находит поддержку не у всех горожан. Местные жители охотно рассказывают, что Александр Усс построил храм и домик при храме на свои деньги, а на колокольню деньги жертвовали родители политика и его брат.
В наш приезд священник Иннокентий участвовал в службе в Иланском районе. Александр признается: местных на службу ходит мало: «Из окрестных деревень людям по воскресеньям в Новогородку добираться неудобно — рейсов немного».
Напротив храма живут родственники Усса — 89-летний дядя Яков Фомич Чеберяк с женой Марией Алексеевной. В отличие от сельского начальства они охотно приглашают нас в гости. Внутри о том, что на улице XXI век, говорит только телевизор, — старинные кровати, укрытый клеенкой стол.
В разговоре выясняется, что в этом доме в детстве и жил Усс. Мать политика после родов заболела, мальчика выхаживала бабушка политика — мать Якова Фомича. «Садика раньше не было. Они нам его маленького привозили. Он бабушке по гроб обязан. Когда ни приедет, всегда на кладбище идет. Баба 40 лет назад умерла. В тот же самый день, что мать его год назад», — рассказывают хозяева.
Мария Алексеевна припоминает Усса шустрым и бойким ребенком: «Это сейчас он Александр Викторович. А мы его как Сашу знаем. Смелый мальчик был. Помню, в 5 лет говорит: "Донеси меня с Черемшанки до Новогородки". Я говорю: "Ого чего придумал". А он такой: "Что такого? С горы на гору, и там". Он вообще в другом конце деревни родился. Такая хибарка, что там никто б теперь не жил. А тогда жизнь такая была. Сейчас там уже и не осталось ничего». Яков Фомич припоминает, что, уже отучившись на юриста, Усс как-то обмолвился о том, что «надо было на журналистику идти».
Рассказав о том, как Усс в детстве работал в колхозе, помогал бабушке полоть капусты Чеберяки, как и все новогородцы, сводят разговор к отцу политика: «Два класса образования, а грамотный был. Любого инженера за пояс заткнуть мог. При нем здесь 200 квартир в колхозе построили. Свиней, наверное, тысяч 15 было. Делегации постоянно из Москвы были. А сейчас растащили все, руки опустили, и все», — сокрушается Мария Алексеевна
Пожилые люди рассказывают, что в Иланском районе живет много двоюродных родственников политика со стороны матери и отца. Последний раз семья собиралась в 2011 году на похороны Виктора Усса. Со своим известным родственником пенсионеры общаются не сильно часто.
«Когда приезжает, заходит всегда. А звонит редко. Я ему говорю: "Звони каждый месяц". А он: "Буду, буду", и не звонит», — говорит Мария Алексеевна.
Гуляя по Новогородке, замечаешь контрасты. Аккуратные дома с красивыми палисадниками и припаркованными тракторами соседствуют с заброшенными домами.
Пожилой новогородец Александр рассказывает нам, что свое большое хозяйство в Новогородке ведет 5 семей. Засеивают поля, строят подтоварники для хранения зерна.
Как и большинство жителей деревни, мужчина фотографироваться не хочет, но любезно показывает нам, где посмотреть колхозное имущество. На въезде в деревню вытянулись ряды колхозных коровников и гаражей.
Территория с противоположной стороны дороги огорожена забором. Но это мало кого остановит — кто-то заботливо растянул прутья. Пробравшись через забор, мы видим десяток хозяйственных построек.
По данным краевой администрации, сейчас кооператив имени VII съезда Советов занимается в основном мясным и молочным животноводством. Предприятие, как и многие аграрии, получает субсидии из бюджета. Прибыль кооператива в 2017 году составила 8 миллионов. В прошлом году предприятие искало экономиста, агронома и бухгалтера на зарплату 15 тысяч в месяц. В статье «Блеск и нищета Новогородки», о которой нам рассказывал руководитель Николай Зеков, утверждается, что у кооператива были проблемы со сбытом мяса, пшеницы и ячменя.
Рассматривая такие виды, начинаешь понимать слова местных жителей, которые все разговоры про Александра Усса заканчивают рассказами про его отца. 60–70-е для новогородцев — своеобразный «золотой век», время, когда колхоз показывал прибыль, не сходил с первых полос местных газет.
«Здесь такой колхоз был. Очень богатый. Виктор Усс на фермы в 6 утра приходил с марлечкой. Пыль даже проверял. Сам на пропускной стоял. Чтобы люди в грязных обутках на фермы не шли. Очень богатый колхоз был. Поля все засеяны были, коровы, свиньи. А сейчас…Хорошо, хоть частники взяли эти поля обрабатывать», — рассказывает пожилая жительница Новогородки. Сейчас, по словам женщины, народу в колхозе работает не сильно много. Кто не устроился работать в бюджетные учреждения в деревне, ездит работать в Иланское — кто в охрану, кто на железную дорогу.
Фото Ирины Якуниной
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)