Запускаем новый сериал про людей, решивших открыть своё дело
Мы запускаем новый проект, в котором будем рассказывать про обычных красноярцев, запустивших маленькое, но свое собственное дело. Сегодня наша героиня — 25-летняя девушка, которая вместе с подругой открыла в самом центре Красноярска закусочную с вегетарианской восточной едой. Как вчерашним студенткам пришла в голову идея накормить красноярцев экзотическим блюдом, сколько они зарабатывают и с какими трудностями сталкиваются — наш специальный материал.
Сегодня утолить голод на ходу красноярцам предлагают десятки точек с чебуреками, «смайками», шаурмой, пирожками. Яркие кофе-машины встречаются едва ли не на каждом перекрестке центра города. Почти год назад в самом центре города, напротив ТЦ «Хамелеон», появился маленький ларек, в котором красноярцам продают нечто похожее на шаурму.
Стоит такое блюдо 80–150 рублей — примерно на 20 рублей дороже, чем чебуреки в соседнем ларьке. Однако в этом блюде абсолютно нет мяса, а родина его — Ближний Восток. Раньше такое блюдо подавали в основном в кафе.
Одна из учредительниц первой в городе уличной фалафельни Кристина эмоционально рассказывает: идея открыть заведение родилась, когда она болтала по скайпу со своей подругой Татьяной. Обе девушки жили в Хакасии, Кристина поступила в аэрокосмический, а Татьяна поехала учиться в Питер.
«У подруги как раз подошло время возвращаться, мы думали о бизнесе. Сначала присматривались к кофе-машинам, но пока думали, они появились. Рассматривали вариант открыть антикафе… Мы с ней как-то болтали по скайпу, и она такая говорит: "Пойду поем фалафель". Я как простая красноярская девчонка сразу заинтересовалась: "Что ты поешь?". В общем, как только подруга рассказала про фалафель, я сразу сказала: "Таня, у нас еще этого нет!". Пока готовились к запуску, я все время переживала: только бы другой кто-то не открыл», — вспоминает Кристина.
В тот момент Кристина работала проект-менеджером, и рутинные будни в офисе стали ей прилично надоедать: «Я отучилась на пиарщика, поработала офис-менеджером, проект-менеджером. А потом поняла, что всё это мне не очень интересно. Стала спрашивать себя: "Для кого я это делаю? Зачем?". Работа по найму стабильна, но постоянно приходится под кого-то подстраиваться».
Сейчас девушка минимум два раза в день сама стоит за прилавком.
Кристина, сколько денег ушло на открытие? Как готовились? Как составляли бизнес-план, всё такое?
На подготовку ушло где-то полгода. Готовиться начали, когда подруга была еще в Питере. Мы создали в Гугле документ, созванивались и отмечали, что из оборудования необходимо, где выбрать место. Таня приехала в прошлом марте и в апреле мы открылись.
Вложили примерно 300 тысяч. Еще когда только заговорили с подругой о бизнесе, начали копить. Начинали с обычного оборудования, потом взяли профессиональное, но б/у. Обычное все же с такими нагрузками не справляется. Вложения окупились примерно через 4 месяца.
Сначала открылись у педуниверситета на Колхозном рынке. Я боялась, говорила подруге: «Таня, это же Сибирь, все хотят мяса». Она меня успокаивала. Потом решили перебраться сюда.
Хм. А на регистрацию бизнеса, сбор документов сколько ушло?
Долго мы никуда не ходили, нам же фалафель делать надо. (Смеется.) Зарегистрировали ИП и все. Павильон мы арендуем у собственников. Но аренда тут дорогая. Киловатт — около 5 рублей. Но мы решили переехать, потому что здесь всё-таки больше оборот, посещаемость. После переезда число посетителей на 30% выросло.
А кто покупает закуски, в которых вообще нет мяса? Кто ваши клиенты? Вегетарианцы?
Точно не одни вегетарианцы. Хипстерская молодежная аудитория. Те, кто любит открывать что-то новенькое. Или просто те, кто распробовал фалафель и хочет еще раз попробовать. Такое желание часто бывает, когда кругом одни дёнеры да шаурма.
Не боялись, что никто не будет покупать ваш продукт, когда рядом — чебуречки, сосиски.
Мы не конкуренты мясу. Хотя бывают такие, кто спрашивают: есть ли с мясом? И уходят…
По традиционному израильскому рецепту фалафель подается в специальном соусе — хумусе. Изготавливается он всё из того же нута.
Первая сложность, с которой столкнулись начинающие девушки-бизнесмены, узнали, что в Красноярске такого соуса нет в природе.
«Мы планировали делать только саму фалафель. А тут же хумус. Его очень любят веганы, которые не употребляют растительных жиров. Мы объехали весь город, но так его и не нашли. Пришлось начать варить его самостоятельно. А вторая сложность — найти в Красноярске питу. Вы не поверите: ни одна пекарня не делает питу. Все, что продается, везется из других городов фурами», — говорит Кристина.
Не тоскуете по размеренной жизни наемного работника?
Бывает, так устанешь за день, намотаешься, накрутишься, что думаешь: «И почему в офисе не работаем?». Но, с другой стороны, тут безумный драйв. И безумно здорово, когда общаешься с новыми людьми, знакомишься и они начинают ценить, что ты делаешь. Вы не представляете, что мы чувствовали, когда зимой после переезда мы увидели у нового ларька наших постоянных клиентов.
В дни, когда девушки не стоят за прилавком, они объезжают рынки, скупая ингредиенты для заморского блюда. На одну неделю требуется закупить примерно 15 кг нута. Потом варят нут, крутят шарики, готовят маринад и закуски.
Вам не кажется, что цена для блюда без мяса немного высоковата? В супермаркетах пачка нута стоит около 100–150 рублей…
Есть такие люди, которые говорят, что дорого. Но я не думаю, что нут со всеми специями, зеленью, овощами стоит дешевле.
Фото: Артём Ленц
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте»
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (Viber, WhatsApp, SMS)