В спорткомплексе это отрицают и говорят о будущем удорожании квартир на 15 %, а жители планируют судиться из-за точечной застройки
В конце мая с разницей в три дня стала известна информация о строительстве 25-метровых бассейнов в двух разных концах Красноярска — рядом с двором «сталинки» ул. Юности, 14 за «Теннис Холлом» и за «панелькой» на ул. Словцова,12 в «Ветлужанке». Обе истории сопровождались возмущениями жителей домов: в одном случае спортцентр якобы должен вытеснить детскую площадку со двора, в другом — закрыть солнце в окнах.
Несмотря на разницу в километрах и разные названия компаний, жители по соседству с будущими бассейнами нашли связь — у них общий инвестор. На правобережье бассейн за 150 млн руб. планирует возвести инвестор проекта «УСК "Теннис Холл"». По данным «СПАРК-Интерфакс», гендиректором и владельцем 33 % компании является Валерий Карандин. Он же числится директором и совладельцем 70 % ООО «Сибстройинвест», уже огородившей площадку на ул. Словцова, 12. Последняя, согласно той же базе, была зарегистрирована в 2005 году. Несмотря на сходное название, к компании, связанной с долгостроем на ул. Грунтовой, строители спортцентра отношения не имеют: у них разные юридические адреса и собственники.
Интересы у инвестора весьма разносторонние: он вложился в 25 % сети кофеен «Грин Хаус Кофе», участвует в производстве молока, выращивании зерновых, разработке рекламы и даже обработке металлических изделий.
Что должно появиться?
Перенесёмся в «Ветлужанку». На ул. Словцова, 12, в отличие от ул. Юности, стройплощадка уже огорожена — в 13 м от окон первого этажа тянется металлический забор. А жители многоэтажки не только пишут в прокуратуру и президенту Владимиру Путину, но и выходят на митинги с лозунгами «У нас отбирают солнце». Здесь, так же как и на ул. Юности, должен появиться 25-метровый бассейн с 4 спортзалами.
Идея спортцентра родилась в 2015 году. Вопрос обсуждали на публичных слушаниях, где из 27 присутствующих поддержал стройку один. Еще 1438 письма от согласных пришло в мэрию. Активисты уверены: подписи собирали на местном рынке, а мнение жителей, которым предстоит жить в тени спортивного центра, так никто и не учёл. «Много жителей получили заявления после слушаний. В объявлениях на дверях кто-то зачёркивал дату. Мы собрали свыше сотни подписей против», — говорит одна из организаторов митинга Татьяна Пряникова.
Активисты подозревают строителей в увеличении размера здания и также опасаются за фундамент собственного дома. Из имеющихся у них писем из Стройнадзора и департамента градостроительства следует, что высота здания составит около 10 м, в высоту оно будет достигать 5 этажей. Однако представители «Сибстройинвеста», присутствующие на митинге, все обвинения отрицают. По их словам, максимальное неудобство, которое принесёт точечная постройка, — сокращение солнечного дня в одном из подъездов.
«Пятно застройки гораздо меньше, чем забор. Здание будет иметь не 3, а 5 этажей. Идти оно будет не вдоль дома, а подходить с одной стороны. Одному подъезду вместо 6 часов солнечного дня мы оставляем 4. С этими жильцами мы ведем переговоры и хотим компенсировать».
В Стройнадзоре поясняют, что стройка на ул. Словцова согласована и соответствует проекту. К слову, в законе понятия «точечная застройка» не существует, объясняла ранее НГС.НОВОСТИ представитель мэрии Оксана Покаместова. Добро на стройку зависит от ряда показателей проекта, которые рассчитываются на одного человека — освещение в разные периоды суток, озеленение, площадь квартир, благоустройство, количество качелей и лавочек. Например, детская площадка в 2-подъездной 16-этажке (из расчета 24 «квадрата» жилья на человека — примерно 320 жильцов) должна быть не меньше 256 кв. м. Поэтому застройщик может либо изменить проект и получить разрешение, либо заручиться поддержкой суда и вынудить чиновников выдать разрешение.
Большинство архитекторов, с которыми удавалось общаться автору, не видят ничего предосудительного в точечной застройке. Но только в том случае, если она не ущемляет чужих прав. «Это как операция на теле, — комментировал ранее архитектор бюро «Первая линия» Артур Пилипенко. — Нужно убрать злокачественное образование. Если в центре есть помойка или аварийный дом, а на его месте вырастет новостройка, почему это плохо?». Точечная застройка внутри кварталов практикуется в любой стране. Упущение большинства красноярских застройщиков, оценивал он, — в отсутствии работы с будущими соседями при проектировании. Чтобы найти компромисс, по мнению архитекторов, компании должны брать на себя обязательства по решению проблем, которые не смогли решить, например, ТСЖ или УК, — устанавливать детские площадки, мусорные контейнеры, парковки.
Так должен выглядеть тот самый бассейн за зданием «Теннис Холла» на Ползунова, 13«а». Землю под него компания получила на торгах в 2016 году в рамках частно-муниципального партнёрства с администрацией Ленинского района.
В идеале инвестор, поясняют в администрации, видит целый спорткомплекс с помещениями для «восстановления спортсменов». Однако для этого потребуется переместить границы двора «сталинки» на ул. Юности, 14 и снести волейбольную площадку, которую жители отсыпали гравием на свои деньги, но на муниципальной земле, а также организовать противопожарный проезд. В качестве компенсации за неудобства застройщик готов выложить 25 млн руб. на новый городок с прорезиненным покрытием и уступить равноценный участок в 327 м с другой стороны дома. В территории двор не потеряет, объясняют в администрации. Если найти компромисс не удастся, то появится только бассейн с пятью дорожками по 25 м (43 на 27 м) — он границ двора не нарушает. Инвестор обещает его сделать общедоступным, но цены на билеты пока не готов назвать.
Жители дома пользы от такого соседства не видят: «Наш зелёный уютный двор превратится сначала в строительное месиво, а потом в место релакса для небедных товарищей». Из примерно 140 квартир около 80 % инициативу не поддержали, говорит один из жителей Дмитрий. В администрации информация другая — число голосов разделилось пополам. В то, что бассейн не заденет границ двора, активисты не верят: невозможно вырыть котлован, провести коммуникации, не перерыв придомовую территорию.
Противники такого частного партнёрства считают, что машины посетителей окажутся в их дворе — компания якобы хочет принять бассейн под одну крышу с комплексом и перенести парковку с ул. Ползунова на ул. Юности. Жители боятся за сохранность фундамента, многочисленных взрослых деревьев. Свои права люди намерены защищать в суде и даже переизбрали председателя дома, который встал на сторону застройщика. «Ехали бы за город, где действительно земля есть и строили бы там. Почему здесь?! Самое, что пугает, есть информация, что на месте теннисных кортов хотят свечку строить. Коллапс будет!» — возмущён мужчина, гуляющий с сыном во дворе.
Однако в администрации Ленинского района слухи о высотке опровергают. Замдиректора по строительству «Теннис Холла» Дмитрий Чанчиков отвечает на претензии своими аргументами: парковка останется на своём месте, старые тополя давно подгнили, их пора сносить и заменять новыми деревьями. Другое место для бассейна их не интересует, так как хотят под одной крышей предоставлять все услуги: «Мы закрываем множество направлений, ощущается требование, что нужен бассейн хотя бы 25 м. Дети вырастают, и имеющаяся чаша им становится маленькой. А нам для чего терять клиентов, если мы можем обеспечить комплексный подход? — парирует собеседник. — Соседний бассейн (дворец водного спорта СибГАУ. — Ю.Г.) предназначен для учебного заведения, год постройки, что уже не соответствует современным требованиям. Представляете, ребетёнок позанимался теннисом, ему что, по холоду раздеваться, идти 150 м в другое здание?».
Собеседник считает, что противники воодушевились «трендом борьбы со строителями» и «относятся негативно к любым инициативам»: «На собраниях маты, люди пьяные приходят, приходится полицию привлекать, чтобы успокоить. Что-то понять, благоустроить — воспринимается в штыки. Если нервов хватает осуществить, потом народ привыкает, говорит: "Как хорошо, у нас квартиры подорожали на 15 %", начинают гордиться и на руках качать. Поначалу крайне жёсткое отношение. Получится — получится. Если нет, тогда никакого благоустройства во дворе делать не будем».
В «Теннис Холле» связь строительства двух бассейнов отрицают и просят не путать собственников. Площадкой на правобережье занимается другой учредитель УКС «Теннис Холл» — пятикратный чемпион мира по пауэрлифтингу Максим Бархатов. Компания «Сибстройинвест» принадлежит Валерию Карандину, и это совершенно другой проект. Пообщаться с последним о точечной застройке не удалось: в «Теннис Холле» он появляется только на совещаниях.
При этом в июне 2016 года мэрия говорила о желании компании «Инновационные строительные технологии» (ООО «ИСТ») возвести аналогичный бассейн тут же, на ул. Юности, но у дома № 4. Главой компании также является Валерий Карандин. Бонусом он обещал благоустроить набережную.
Строительство 25-метрового бассейна, по данным «Теннис Холла», должно занять год, а окупаемость сравнивают с общероссийской — 3–5 лет.
Депутат горсовета, гендиректор УСК «Сибиряк» и собственник World class в Красноярске Владимир Егоров называет более весомые цифры — 8–12 лет. И приводит в пример свой фитнес-центр в Hilton: «На сегодняшний день там 3,5 тыс. человек с абонементами. Чтобы окупиться, он должен выйти на рентабельность — сейчас это так. Потом идет разговор об окупаемости. Думаю, что окупится лет за 9, четыре уже прошло».
Строитель солидарен с читателями НГС.НОВОСТИ, спорткомплексы необходимы каждому микрорайону Красноярска, чтобы жители могли заняться собой, не уезжая далеко от дома: «Микрорайон у нас — это 10 тыс. жителей. Посмотрите, по любой статистике мы уступаем развитым странам по количеству спортивных сооружений. Помните, в любом дворе была хоккейная коробка?».
При этом Владимир Егоров считает, что возведение бассейнов и фитнес-залов частным инвесторам не интересно из-за долгой окупаемости. Причина сему — низкая «спортивная культура»: «У нас нет той культуры, что на Западе. Например, у них дома никто не готовит, все кафешки забиты зимой и летом. То же самое со спортом: все занимаются спортом. У нас нет культуры спорта и отдыха. Когда она появится, тогда будет интерес бизнеса к строительству этих объектов».
Фото Артёма Ленца (1), Антона Понарина (2–3), предоставлены пресс-службой Ленинского района (5, 8), автора (4, 6, 7)