На сегодняшний день в Красноярске 230 детей, не имеющих проблем со здоровьем, получают образование вне школы. Еще в 2013 году таких учеников было в 3 раза меньше. Корреспондент НГС.НОВОСТИ пообщался с краснояркой Натальей Егоровой и узнал, почему она перевела своего сына на семейное обучение и чем учеба дома лучше учебы за школьной партой.
Спорт важнее
Решение перейти на семейное обучение семья Егоровых приняла еще 2 года назад. Сын Натальи успешно закончил 1-й класс в лицее № 10, а во 2-м их неожиданно перевели во вторую смену. Пришлось выбирать — или ребенок учится в школе, или посещает многочисленные спортивные кружки и секции и учится дома. Решение было сделано в пользу второго. Так ребенок проучился 2-й и 3-й класс, в этом году он начал осваивать программу 4-го года обучения.
Учат всей семьей
Дома с ребенком занимаются родители. Наталья — педагог. Программу начальной школы объясняет сыну самостоятельно, с отдельными предметами — ИЗО, музыкой, творчеством — помогают родственники — художница-бабушка и творческий дедушка. Английский язык школьнику преподает репетитор. Результат семейного обучения раз в год проверяется на аттестации.
Сам учебный процесс строится не так, как в школе. Здесь нет уроков и перемен, есть только «определенный объем, который нужно выполнить сегодня». В среднем на основные предметы в день уходит по 3 часа, а вот творческие занятия — ИЗО или труд — могут занять ребенка и на полдня. Если в течение недели сын хорошо потрудится, в субботу и воскресенье ему выделяется выходной.
Что касается самостоятельной работы, то в семье считают ее важной, однако, ее может и не быть, если совместное занятие прошло успешно и тема освоена полностью. При выполнении «домашней работы» Наталья оценки не ставит.
Составляя план занятий, Наталья старается ориентироваться не на школьную программу, которую одногодки проходят с учителями в данный момент, а на учебный план начальной школы в целом. Иногда бывают периоды, когда наиболее глубоко изучается, например, математика, потом на смену ей приходит история или русский язык. Остальные предметы при этом не забрасываются, а просто отходят на второй план. Хотя, как она признается, ситуации бывают разные. Если что-то не успел, иногда приходится залпом наверстывать упущенное.
Запас самодисциплины и ответственности
По словам Натальи, учить ребенка самостоятельно — задача не из легких. Как у родителя, так и у школьника, должен быть большой запас самодисциплины и ответственности.
Так, взрослый должен быть готов принять на себя удар, когда у ребенка будет что-то не получатся, или испортится настроение: «амортизатора» в виде школы больше не будет. Именно на нее у обычных школьников приходится «полный спектр капризов и эмоций».
Однако есть и свои плюсы. Например, возможность сэкономить на школьной форме и учебниках или подстроиться под характер ребенка.
Сравнивать качество образования дома и в школе женщина не берется, говорит, все зависит от родителей и учителей.
Проблемы с общением нет
Принято считать, что ребенок, воспитываемый дома, вырастает замкнутым и малообщительным. Однако Наталья, это полностью отрицает: ее сын комфортно чувствует себя как среди взрослых, так и в кругу сверстников.
Во многом — благодаря дополнительным занятиям. Ребенок посещает плавание, спортивный туризм, единоборство, видится с одноклассниками, активно участвует во внеклассовых мероприятиях и встречах «семейников» — таких же, как он, учеников, находящихся на внешкольном обучении.
При этом вырастает и качество общения. Если у обычного школьника за день происходит около сотни мимолетных бесполезных контактов, то ее сын встречается с друзьями по делу — куда-то сходить или чем-то заняться вместе.
Выбор ребенка
По словам Натальи, решение перейти на семейное обучение изначально было принято родителями. Сейчас в школе вернули удобную первую смену, однако сам школьник решил, что дома ему будет лучше. Взрослые настаивать не стали. Однако Наталья не спешит полностью отказываться от школы, планирует, что 10-й и 11-й класс ее сын проведет в стенах школы и там будет готовиться к поступлению.
НГС.НОВОСТИ
Фото из личного архива Натальи Егоровой