Недвижимость Экономика Город-сказка и город-мечта

Город-сказка и город-мечта

Два новых города предложено возвести в чистом поле под Красноярском — на стройку уйдет 4 года, а квартиры раскупят ценители свежего воздуха, считают эксперты

Два новых города размером с Железногорск, заводы, автомагистраль, суда на воздушной подушке и дирижабли, соединяющие соседние районы с Красноярском, — все это идеи проекта агломерации «Красноярск 2020». Спустя 5 лет с начала разработки московский институт «Гипрогор» представил его на окончательное утверждение правительства края. Создание масштабного проекта власти оценили в 300–400 млрд руб., а после перенесли на 2028 год — к 400-летию Красноярска. Для кого будут строить города в чистом поле и что сулит агломерация мегаполису, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Проект постановления и схема территориального планирования Красноярской агломерации были опубликованы на сайте правительства края в среду, 2 апреля, — спустя 5 лет с начала разработки. На 44 листах документа изложено видение, как миллионный Красноярск и экономически переплетенные с ним территории — Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск, Кедровый, а также Березовский, Емельяновский, Манский и Сухобузимский районы — будут сосуществовать и развиваться в ближайшие 20 лет.

Именно на такой срок рассчитаны подобные документы, пояснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в «Российском институте градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва). Именно он в декабре 2009 года выиграл тендер в 100 млн руб. на разработку. С того времени в первоначальный проект с «принципиально новыми стандартами жизни» правительством края был внесен ряд правок, однако оперативно пояснить, в чем они заключались, не смогли ни в администрации края, ни в «Гипрогоре».

Помимо привычных названий городов-соседей на карте вокруг Красноярска вскоре могут появиться два новых — возвести для «разгрузки» мегаполиса их предлагает разработчик.

Добираться до Красноярска жители смогут скоростным рельсовым транспортом или по модернизированным автодорогам. Второе поселение на 50 тыс. человек, по плану института, может появиться на территории Кузнецовского плато или в Березовском районе.

Как пояснил представитель «Гипрогора» Дмитрий Татаринцев, курирующий проект Красноярской агломерации, новые города должны «упорядочить хаотичную систему расселения» столицы края, создать новые трудовые места и сформировать экологически чистый район. К 2020 году, согласно проекту, число жителей агломерации может вырасти до 1,5 млн человек. Однако спрогнозировать, отметил г-н Татаринцев, кто переселится в новые города, тяжело, «Поедут жить люди, которые думают о своем здоровье и будущих поколений, — предположил проектировщик. — В том числе они (новые города. — Ю.Г.) будут интересны как второе жилье». Задачи оценить, во сколько обойдется возведение поселений в чистом поле, по его словам, перед институтом не стояло.

Директор архитектурной мастерской «Первая линия» Артур Пилипенко ничего утопичного в предложениях москвичей не увидел. Напротив, уверен он, возведение города с нуля — уникальная возможность сделать современный район: «Например, заложить свежую градостроительную концепцию, наметить зеленые парки, чем пытаться болезненно создать на месте сноса ветхого жилья. Продумать ливневую канализацию, которая сделает дороги чистыми и позволит не мыть машины после каждого дождя».

На строительство, по оценке Артура Пилипенко, уйдет меньше 10 лет. В пример он приводит скорость застройки Красноярска: в год сдается порядка 500–700 тыс. кв. м жилья.

«Этого достаточно, чтобы заселить микрорайон на 15 тыс. жителей, — подсчитывает архитектор, — а следовательно, для возведения города в половину Железногорска (50 тыс. человек) потребуется около 4 лет».

Красноярская агломерация, согласно документу, имеет «малоблагоприятные планировочные условия». К ним специалисты «Гипрогора» в первую очередь отнесли неблагоприятные природно-климатические условия, плохую экологию, связанную в том числе с трудным рассеиванием производственных выбросов. В список неблагоприятных специалисты также отнесли «несовершенную застройку, определяемую сиюминутными интересами частных застройщиков», транспортный дискомфорт, большие объемы ветхого и аварийного жилья, а также множество садоводческих участков.

Опираясь именно на эти «неблагоприятные» факторы, московские урбанисты закрепили за каждым из районов агломерации свою специализацию. Логично, что Красноярску в нем отведена роль финансово-делового центр и культурного центра. Дивногорск может стать спортивными и туристическим направлением, Сосновоборск — промышленным центром предприятий с невысоким классом санитарной вредности, как деревообработка, а Манский район — центром производства стеклотары и лесозаготовки.

Связывать все населенные пункты агломерации, согласно проекту, могут «легкое метро», «суда на воздушной подушке и дирижабли», а также автомагистраль, подобно той, что связывает Новосибирск и Кемерово.

Кроме того, речь идет о создании дублера автодороги Железногорск – Красноярск.

Схема территориального планирования агломерации, по словам представителя правительства края Ирины Самсоновой, это нормативный документ, указывающий вектор развития единой транспортной, социальной, инженерной структуры и финансирования. Именно от него зависит, где смогут появиться жилые массивы и промышленные предприятия. Появление документа для всех муниципалитетов, говорит она, диктуется федеральным законодательством, но не является «догмой».

Агломерация не предполагает изменения административных границ городов и районов. Об этом еще в 2008 году при создании инвестиционного проекта «Красноярск 2020» заявил бывший губернатор края Александр Хлопонин. Для его курирования была создана одноименная госкорпорация во главе с экс-губернатором Эвенкии Борисом Золотаревым. Реализацию масштабных идей власти оценили в 300–400 млрд руб. В 2013 году госкорпорацию и вовсе ликвидировали, а новый губернатор, Лев Кузнецов, отложил дату создания агломерации на 2028 год, к 400-летию Красноярска. Основной проблемой проекта он счел недостаточную активность его участников — муниципалитетов.

Какая судьба ожидает долгоиграющий проект агломерации «Красноярск 2020», станет известно в скором будущем — его рассмотрение назначено на ближайшее заседание правительства края.

В любом случае, появление подобного «взвешенного и проработанного» документа необходимо, подчеркивает архитектор Артур Пилипенко. «Лишь процентов 20–30 существующего пространства в Красноярске прикрыты какими-то внятными градостроительными документами, — сетует эксперт. — Все остальное — хаос из-за просчетов градостроительной политики предыдущих поколений. По сути, каждый строит, как хочет. Настрой властей в желании сдвинуть дело с мертвой точки, привлечь инвесторов, привести генплан и схемы планировок районов вызывает оптимизм».

Юлия Глушко

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства