Город «Тойота» отказалась от дилера истории Как Александр Кангун выстроил автоимперию, лишился дилерства «Тойоты» и почему клиенты пишут в МВД

Как Александр Кангун выстроил автоимперию, лишился дилерства «Тойоты» и почему клиенты пишут в МВД

Рассказываем историю бизнесмена от первых шагов до скандалов с банками и претензий клиентов

Основатель группы компаний «Крепость» Александр Кангун

Осенью 2012 года у бизнес-центра «Сириус» на Партизана Железняка собрались десятки человек. Слышалась иностранная речь, щелкали фотовспышки, члены краевого правительства прогуливались перед стендами. Спустя час вереница белых джипов Land Сruiser и Lexus медленно спустилась к перекопанному берегу Енисея за «Сириусом».

Из машин вышли тогдашний вице-губернатор Андрей Гнездилов, преподаватель истории Красноярского педагогического университета Самуил Кангун и его сын Александр — владелец огромной империи автосалонов, среди которых Toyota, Lexus, Land Rover.

«Кто кричит: "Кризис", к тем он и приходит, а у нас в Сибири воплощаются смелые проекты», — объявил в микрофон Александр Кангун. Затем пожилой учёный Самуил Кангун бросил рубль царской чеканки под первую сваю строящегося 18-этажного отеля Marriott с бассейнами, кофе-барами, ресторанами и роскошными номерами с видом на Енисей. «Монета — знак того, что Россия является мощной империей», — шутили собравшиеся.

Так, по замыслу акционеров «Крепости», должен был выглядеть отель на Партизана Железняка

Спустя 5 лет компания Александра Кангуна лишилась статуса дилера «Тойоты» и «Лексуса». На месте под «Марриотт» так и торчат поржавевшие конструкции. Сбербанк продаёт участок. А сам Кангун рассказывает журналистам, что не исключает волны сокращений на своем предприятии, и жалуется на поведение топ-менеджеров «Тойота Мотор», которые отказываются говорить напрямую, посылая вместо себя клерков.

Кангун. Восхождение

В мае Александру Кангуну исполняется 59 лет. Он родился в Калининграде в семье учителей. В 1970 году его отца, защитившего диссертацию по истории Великобритании, пригласили в Красноярский пединститут. Спустя несколько лет Самуил Ильич возглавил исторический факультет. В советское время исторический факультет считался идеологическим учреждением — здесь изучали в том числе и научный коммунизм, многие преподаватели хорошо знали верхушку партийной номенклатуры.

Однако Александр династию историков решил не продолжать и пошёл в медицинский. В многочисленных интервью Кангун вспоминал, что с первого курса стал подрабатывать в БСМП санитаром. «Мои родители — учителя, и этим, наверное, всё сказано. Когда хотел пойти в кино на двухсерийный фильм и просил деньги у мамы, она говорила: "Один раз в неделю я тебе три рубля дам, но не больше"», — рассказывал позднее Александр Кангун. Первые же студенческие каникулы Кангун провёл в стройотряде, и на втором курсе стал передвигаться по городу на купленном «Запорожце».

Отец Александра Кангуна Самуил Ильич

В 27 лет Кангун возглавляет педиатрическое отделение службы скорой помощи Красноярска. Уже став одним из богатейших людей города, Кангун любил вспоминать, как в скорой учился принимать жёсткие и быстрые управленческие решения. Например, рассчитываться медицинским спиртом с ремонтниками за то, что они быстро починили разорванный кабель «03».

Одновременно с работой Кангун подрабатывает продавцом строящегося жилья. Тогдашнюю стратегию бизнесмена сегодня вряд ли можно представить: «Темп инфляции зашкаливал за 600%. Мы продавали человеку столько квадратных метров, на сколько у него было денег. Условно говоря, мог человек купить 10 кв. см — приходил, оплачивал, покупал. И так до тех пор, пока не выкупал однокомнатную квартиру», — рассказывал сам бизнесмен.

Хорошо знающие Кангуна говорят, что работа в скорой стала личной легендой Кангуна. Здесь он познакомился с женой, одна из его подчинённых-медиков уже много лет отвечает за склад в компании «Крепость», бизнесмен часто вспоминает, как одним из первых купил радиотелефон, внедрил систему движения скорых.

Менее известно, что именно во главе скорой Кангун впервые занялся автомобилями «Тойота».

В 1991 году он договорился с японской корпорацией о поставке машин для скорой помощи. Спустя несколько лет Кангун уходит в свободное плавание. Его компаньоном в автомобильном бизнесе в то смутное время стал двукратный чемпион СССР по дзюдо Виктор Поддубный.

В Красноярске Поддубный известен как спортсмен, организатор спортивных соревнований, руководитель благотворительного фонда. Однако в 90-е и «нулевые» СМИ именовали его порой «Поддубой», подчиненных — «бойцами», и связывали с авторитетными предпринимателями. Про своеобразные отношения Поддубного и Анатолия Быкова в книге «Охота на Быкова» писал Эдуард Лимонов.

В 1999 году Поддубного неизвестные пытались расстрелять в собственном бронированном «Мерседесе», писал «Коммерсантъ». В 2003 году газеты разразились сообщением о том, что на Брянской найдена машина Поддубного с пятнами крови. Спустя сутки генералы МВД объявили, что это инсценировка и арестовали компаньона Поддубного по бизнесу в сфере недвижимости Геннадия Добряка. В 2004 году телекомпания ТВК и «Авторадио» рассказывали, что Поддубный силой пытался отнять торговые сети на правобережье. Но Поддубный в суде доказал, что это клевета.

Много лет Виктор Поддубный был совладельцем автомобильного бизнеса Кангуна

На совместном бизнесе с Александром Кангуном удары судьбы по Поддубному не сказывались. Как признавался Кангун, в 1995 году компания «Крепость» начинает продавать «Тойоты» в Красноярске, арендуя участок на школьном дворе на «Взлётке». По словам самого Кангуна, для рекламы ему пришлось продать собственную квартиру и жильё тещи. По другой версии, салон Кангуна открылся чуть ли не на участке пединститута, где работал его отец, а за аренду Кангун младший отдал учреждению микроавтобус.

Стиль ведения бизнеса Александра Кангуна участники рынка тех лет называют чрезвычайно жестким: «Кангун — это такой очень последовательный энерджайзер. Видит возможность, рисует себе план и начинает переть, искать подходы, убеждать, уходить в ценовые игры».

Золотое время

В середине 2000-х Кангун получил согласие от Хлопонина построить на Партизана Железняка целый конгломерат автоцентров. К тому времени у компании уже был собственный центр на Партизана Железняка — пункт обслуживания. В планах было построить рядом ещё несколько автосалонов. Но земля находилась в введении Минобороны. Кангун вступил в длинные переговоры с федеральными чиновниками, рассказывал, как расселял людей. В 2006 году «Крепость» получает от «Тойоты» статус официального дилера.

Перед кризисом 2008 года Кангун запустил строительство «Лексус-центра», анонсировал строительство офисного центра. Тогда на вопрос журналиста издания «Континент-Сибирь», не много ли в Красноярске автосалонов, Кангун реагировал весьма резко: «Вы сейчас о чём? О площадках под открытым небом, которые по недоразумению громко называют автосалонами? Видимо, завораживает само слово "автосалон", и уже никто не даёт себе труда поинтересоваться, а есть ли у претендента на большой участок городской земли бизнес-план строительства, есть ли у него достаточный для этого финансовый и организационный ресурс, наконец, способен ли этот "застройщик" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей стать официальным дилером», — рассуждал бизнесмен.

На фоне кризиса Кангун и Поддубный делят бизнес. Поддубный стал развивать бренды Audi, Ford, Land Rover, Mazda, а Кангун сосредотачивается на Toyota и Lexus. Знакомые с условиями сделки говорят, что раздел проходил относительно мирно, хотя строить некоторые объекты, например центр «Сириус», компаньоны начинали вместе: «К тому времени у каждого уже был достаточный капитал, свои взгляды на дальнейшее развитие бизнеса». Известно, что компании сейчас продолжают совместно эксплуатировать некоторые инженерные коммуникации. Сам Кангун как-то обмолвился, что с Поддубным контактирует не сильно часто, но общение поддерживается.

Чёрная полоса или вертикальный взлёт?

Компания «Тойота Мотор» разрыв дилерских отношений с красноярской компанией объясняет финансовыми трудностями «Крепости». В первом заявлении «Тойоты» говорилось чуть ли не о банкротстве компании Кангуна. Сам бизнесмен признал, что у компании есть долги перед банками, но сумму их не назвал: «Это не предмет пресс-конференции».

Можно предположить, что трудности с финансистами у Кангуна возникли после кризиса 2008 года. Летом 2010 года компания открыла бизнес-центр на берегу Енисея с автосалоном «Лексус». А летом 2009 года в многочисленных интервью Кангун говорил о том, что в кризис были сложности с банками. «Боялись, что не решим вопросы кредитов», — признавался бизнесмен изданию «Дела». По его словам, кредиты брались минимум в 4 организациях и «были банки, которые хотели получить долю в бизнесе за свои кредиты».

В январе 2009 года в эфире канала «ОРТВ» Кангун жёстко высказался о крупнейшем банке страны:

«Доблестный Сбербанк предложил нам отдать долю в бизнесе. Значит для них сомнительно, что, перекредитовав нас, у них всё будет хорошо, а вот если мы отдадим им долю в бизнесе, то всё значит у нас будет замечательно. Понимаете, да, это настоящий рейдерский захват».

Найти такое высказывание можно в определении краевого арбитражного суда. Представители банка расценили такие слова как клевету и потребовали от бизнесмена в суде миллион рублей. Судя по тому, что потом «Крепость» и Сбербанк продолжали сотрудничать, стороны конфликт урегулировали.

Уже в 2011 году компания Кангуна начинает мощную экспансию. Чуть ли не каждый год открываются автосалоны, запускаются бизнесы в смежных сферах. В амбициозные проекты вкладываются сотни миллионов рублей.

В разгар кризиса компания Кангуна открывает салон дорогих авто

В 2011 году брат Александра Евгений Кангун запускает первое заведение быстрого питания «Кулебяка», которое превращается после ребрендинга в сеть Quick Love Burger. В 2012 году на кредиты Сбербанка компания приступает к строительству за 3,5 миллиарда рублей 18-этажного пятизвездочного отеля американской сети Marriott.

События развиваются стремительно. Июнь 2014 года — «Крепость» открывает в присутствии губернатора и мэра второй дилерский центр «Тойота» площадью в 7 тысяч кв. м в «Новалэнде». В июле журналистов зовут уже на открытие автосалона «Шкода» на Партизана Железняка. Салон стал вторым дилером известной марки после группы компаний «Медведь Холдинг».

Зимой 2015 года «Крепость» получает статус дилера сверхдорогих Bentley и начинает строить салон. Позже «Крепость» получает статус второго дилера Land Rover Jaguar и открывает салон в Солонцах. В 2017 году представители компании заявили: в открывшемся салоне за год было продано 15 новых авто при цене на Bentley в 12 миллионов. «Больше, чем было рассчитано, но меньше, чем хотелось бы», — заявлял тогда сын Александра Кангуна Илья.

В том же году компания «Крепость» открывает ещё один салон премиальных авто Porsche, вложив в оборудование и здание 2 миллиона евро. Компанию не смутило, что до этого компания «Престиж-Авто» закрыла дилерский центр этой марки. «Престиж-Авто» продавала в год 30 автомобилей, но «Крепость» поставила амбициозный план — до 100 машин.

Что толкало компанию открывать в Красноярске салоны для автомобилей класса люкс? Возможно, расчёт на то, что красноярцы будут их скупать в качестве инвестиции.

«Люди вкладывают деньги в валюту и в машины, потому что сейчас для этого наступил идеальный момент. Человек поездит на автомобиле год-два, а потом гарантированно выгодно его продаст, может, даже ещё дороже. Так, Audi Q7 с мотором 4,2 литра с нынешних 4,2 миллиона рублей подорожает до 5 миллионов», — заявлял изданию «Коробка передач» в 2014 году технический директор «Крепости» Павел Кангун. По его словам, покупатели буквально смели «Лексус».

При этом уже в период бурной экспансии стали появляться и тревожные звонки.

Строительство «Марриотт» было приостановлено. Кангун говорил тогда о проблемах с финансированием. Вскрылись и проблемы со строителями. Подрядчики получили от «Крепости» 330 миллионов рублей, выполнили работ на 220 миллионов. Потом «Крепость» установила, что строители вбили слишком короткие сваи. Компании через суд пришлось взыскивать со строителей 119 миллионов. Затем рассматривался вариант изменить проект и построить на участке маленький офисный центр, а остальное передать под жилую застройку.

Летом 2015 года, спустя год после запуска, «Крепость» закрыла дилерский центр «Шкода». Кангун тогда признал, что развивать второй дилерский центр нецелесообразно. А спустя год компания впервые попыталась продать за 674 милллиона бизнес-центр «Сириус», назвав это «обычной бизнес-практикой».

Долговая нагрузка компании ООО ПКФ «Крепость» заметно растёт. В 2012 году на уплату процентов уходило 158,7 миллиона рублей, в 2015 — 217,7 миллиона рублей, гласит финотчётность компании в «СПАРК». Сам Кангун считает, что бурная экспансия последних лет не являлась роковой ошибкой.

— Проблемы с банками связаны с тем, что мы не останавливались, создавали рабочие места. Но мы получали согласие от банков, что это будет компенсировано. В целом ситуация стала большой и напряжённой. В начале кризиса банки забирали всю нашу выручку, страхуя риски. Но потом мы начали переговоры, они поняли, что дальше так нельзя. И мы достигли понимания, реструктуризировали долги, — ответил нам Александр Кангун.

Что происходит сейчас?

Александр Кангун и его сын Илья владеют десятком компаний в автомобильной сфере. Автосалонами «Мазда», «Киа», «Тойота» в Абакане, центрами «Тойота», «Лексус», «Бентли», «Порш» в Красноярске.

Судя по регистрационным данным, каждое направление бизнеса выведено в отдельное ООО. За продажу «Мазд» и «Киа» в Абакане отвечает ООО «Сегун» и ООО «Оптима», продажа «Бентли» в Красноярске идёт через ООО «Крепость-Грандтур», «Лексусов» — «Крепость-Сириус», строительство Marriott велось через «Крепость-Отель».

Все эти активы объединены в управляющую компанию «Крепость». Александр Кангун заявлял, что каждое направление самостоятельно генерирует прибыли и убытки, спасать одно направление бизнеса за счёт прибылей из другого он не планирует. Также родственники Кангуна контролируют сеть быстрого питания Quick Love Burger, частную клинику, парикмахерский салон.

По базе «СПАРК», размер долгосрочных и краткосрочных обязательств по кредитам у компаний из группы «Крепость» на 2016 год — 2,5 миллиарда рублей (сумма по компаниям ООО ПКФ «Крепость», «Крепость-АТ», «Крепость-Аэропорт», «Крепость-Сириус», «Оптима»). С 2012 года эта цифра уменьшилась на 500 миллионов. Чистая прибыль компаний составила порядка 20 миллионов.

Данных на 2017 год в базе «СПАРК» нет, а Александр Кангун данные о долговой нагрузке не раскрывает. Он признает, что некоторые дилерские центры компании «Крепость» находятся в залогах у банков. Но настаивает, что долговые обязательства не мешали компании работать — у предприятия не было задержек по зарплате, налогам, просрочек по кредитам.

По словам Кангуна, все банки согласились провести реструктуризацию долга, но «Тойота Мотор» это не устроило, и они разорвали отношения

«"Тойоте Мотор" мы денег не должны», — сказал Александр Кангун на последней на пресс-конференции.

Представители «Тойота Мотор» рисуют абсолютно другую картину — у компании Кангуна были долги, группа компаний «Крепость» не вносила предоплату и затягивала выдачу автомобилей клиентам.

— ООО «Тойота Мотор» поставляет автомобили дилерам при условии 100% предоплаты. В случае если автомобиль дилером не был полностью оплачен, то отгрузка не осуществляется. ООО «Тойота Мотор» приостановила поставку автомобилей в дилерские центры «Тойота» в Красноярске и Абакане в связи с невыполнением дилером ранее принятых на себя обязательств по оплате», — говорят в компании.

В компании «Тойота Мотор» отмечают, что главная причина разрыва отношений — нестабильная финансовая ситуация в группе компаний «Крепость» и поток жалоб клиентов. Ещё в 2016-м «Тойота» разработала для компании Александра Кангуна специальный план, чтобы «Крепость» смогла снизить кредитную нагрузку.

— Мы работали по специально разработанному плану по восстановлению бизнеса для дилеров «Тойота» и «Лексус» в Красноярске и Абакане. План предполагал снижение кредитной нагрузки. Однако с января 2018 года мы получили несколько десятков жалоб со стороны клиентов на задержки выдачи автомобилей. С октября 2017 года известны случаи, когда дилер не выдавал автомобили при наличии 100% предоплаты. Показатель кредитной нагрузки в 2 раза превышал уровень допустимый для нашей компании, — говорят представители компании «Тойота Мотор».

Сама схема заказа автомобилей и судьба тех, кто уже заплатил за авто остаётся самой большой загадкой.

25 апреля Александр Кангун на встрече с журналистами не смог назвать сколько человек заплатило за автомобили, какова сумма обязательств: «С 11 апреля отгрузка автомобилей закончилась. Выполнить свои обязательства перед клиентами мы не можем. Пока мы не понимаем, отгрузят машины или нет, но с каждым клиентом будем принимать индивидуальное решение. Сколько таких клиентов, сказать не можем, проведём аудит и будем понимать по цифрам», — заявил 25 апреля Кангун. На вопрос о том, идёт ли речь о тысячах человек, бизнесмен рассмеялся и сказал: «Если бы было о тысячах клиентов, всё было бы проще».

По его словам, кто-то из клиентов вносил предоплату «по 5000 рублей, кто-то по 500». Примеры договоров группы компаний «Крепость» с клиентами можно найти в архивах судов: некоторые покупатели действительно вносили часть суммы, а остальное за них вносил банк — машины покупались в кредит.

На прямой вопрос отдаст ли компания деньги тем, кто придёт в «Крепость» сейчас, Кангун ответил уклончиво. «Мы готовы отдать деньги в ближайшее время, согласно графику поступления денег. Основная наша деятельность по движению денег остановлена. Сейчас работает сервис. Сколько зарабатываем — столько и отдаём».

Сейчас в Сети красноярцы рассказывают о том, как компания «Крепость» затягивает сроки поставки автомобилей и люди не могут получить авто. Некоторые истории, судя по рассказам, длятся с февраля – марта. Александр Кангун на пресс-конференции заявил, что до разрыва дилерских отношений перебоев с поставками не было.

В компании «Тойота Мотор» согласились более детально раскрыть отношения с группой компаний «Крепость».

На момент расторжения договора дилер полностью оплатил 5 авто. 26 апреля их передали «Крепости». Запасные части были оплачены в последний день действия дилерского договора, они продолжают отгружаться.

— Частично оплачено было более 50 машин. Сейчас они находятся на станции в Красноярске. Дилер может забрать эти машины при полной оплате до 18 мая. Единственное, что прекратила компания «Тойота Мотор», так это принимать новые заказы на автомобили и запасные части, — говорят представители «Тойоты».

При этом в компании «Тойота Мотор» подчеркивают, что не знают сколько договоров на поставку машин заключила компания «Крепость» с красноярцами, сколько средств было принято менеджерами «Крепости» от горожан — есть только данные о количестве машин, которая «Крепость» заказала в «Тойота Мотор» по полной или частичной предоплате.

Знакомые с финансовой стороной работы дилеров причину сложностей компании Александра Кангуна видят в ставке на бурный рост за счет займов. По их мнению, затягивание сроков выдачи машин — обычная ситуация для автомобильных компаний, угодивших в финансовую ловушку и испытывающих нехватку оборотных средств.

— У всех компаний, которые закрылись в последнее время перед самым концом, был этот этап. Средства уходят на гашение кредитов, при этом нужно выкупать автомобили, а автомобиль выкупить не на что. Нужно перекредитоваться и так далее,

— говорят собеседники.

Вопреки заявлениям Кангуна о том, что перебоев с поставками авто не было, полиция начала проверку. Заявления на группу компаний «Крепость» подало 2 человека.

Что будет с империей Кангуна и автомобильным рынком?

Сам Кангун заявляет, что намерен развивать оставшиеся в Красноярске дилерские центры — «Киа» и «Мазда» в Абакане, «Порше» и «Бентли» в Красноярске. Бизнесмен уверяет, что у других дилеров претензий к нему нет.

Салон «Тойота» планирует двигаться в сторону сервисного развития. Но тут есть нюансы. Ближайший к Красноярску официальный дилерский центр «Тойоты» находится в Кемерово. Александр Кангун полагает, что мало найдётся желающих ездить за 600 километров от города, ведь в пути можно испортить подвеску.

Отель Marriott так и не построен, «Сириус» вновь выставляется на продажу

Однако «Тойота Моторс» заявляет: «"Крепость" теперь не официальный дилер. Если выяснится, что ремонт в таком сервисе приведёт к поломке, то ремонт в рамках гарантии проводиться не будет». Остановит ли это тех, кому нужно отремонтировать авто, — непонятно.

Кангун признается, что до разрыва отношений с «Тойота» он планировал развивать существующие дилерские центры — приглашать в проект сторонних инвесторов и акционеров.

— Сейчас ситуация немного другая, в наши планы нужно будет вносить определённые корректировки, — говорит бизнесмен, не раскрывая сути «корректировок».

24 мая на торги за 700 миллионов уходит «Сириус». 5 июня Сбербанк при начальной цене 150 миллионов начинает продавать на торгах участок, где должен был появиться Marriott. 2 года назад депутаты городского совета обсуждали возможность отдать участок Marriott под жилое строительство. При этом представители Сбербанка утверждают, что все вопросы с «Крепостью» урегулированы: в марте принято решение о реструктуризации кредитов на 7 лет, просрочек по кредитам нет.

Компания «Тойота Мотор» объявила о поиске нового дилера в Красноярске. По стандартам «Тойоты» им может стать компания, имеющая участок от 4 тысяч кв. м, почти треть которого отдан под парковки и автосалон с площадью от тысячи кв. м. Александр Кангун не исключает, что в итоге новым дилером в Красноярске станет московская компания. По его словам, до него давно доходили слухи «о третьей заинтересованной стороне», «Москва агрессивно идёт в регионы».

Управляющий директор ГК «Медведь Холдинг» Евгений Меркушев в разговоре с нами выразил глубокое сожаление о происходящем и надежду, что Александру Кангуну удастся решить сложную ситуацию: «Александр Самуилович очень много сделал для автомобильного рынка, внедрил много вещей для развития брендов "Тойота". Это сильный игрок, конкуренция с которым вела к высокому качеству обслуживания».

При этом Евгений Меркушев предполагает, что «Тойота Мотор» решение по новому дилеру будет принимать в самое ближайшее время, поскольку у этих автомобилей в городе довольно большая ниша. Г-н Меркушев не исключает, что подать заявки на получение прав дилера смогут не только московские игроки, но и 2–3 красноярские компании.

Евгений Меркушев ожидает, что ситуация вокруг «Тойоты» сильно не скажется на автомобильном рынке Красноярска в целом по продажам: «Статистика — вещь довольно упрямая. Продолжается тренд 2017 года. Лидерство в России переменно удерживают KIA и Hyundai. В Красноярске лидерство в 2017 году за Hyundai».

Антон Понарин
Фото: vk.com/toyota.krasnoyarsk (1, 6), иллюстрация из брошюры Отель «Марриотт» Красноярск (2), kspu.ru (3), akwrest.ru (4), НГС (5, 7)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления