Город «Нынешние дети намного лучше, чем были мы»

«Нынешние дети намного лучше, чем были мы»

Получивший полумиллионную премию «Лучший учитель края» — о победе в конкурсе, современных детях, конфликтах школьников и учителей и о тонкостях работы в женском коллективе

Красноярский учитель биологии дважды с начала этого года получал звание учителя года. В марте 45-летний Владислав Галимов получил «Учителя года Красноярска» и полумиллионную премию от мэра, а спустя 2 месяца стал лучшим учителем края, за что получил 100 тыс. руб. В интервью НГС.НОВОСТИ он рассказал о своей работе, немного о премии, о современных школьниках и о том, каково мужчине работать в женском коллективе.

Справка: Галимов Владислав Николаевич — родился в 1971 году в Читинской области, в 1997-м окончил биолого-химический факультет Томского педагогического университета. Общий педагогический стаж — 22 года. С 2012-го — учитель биологии и естествознания в гимназии «Универс» в Красноярске. Женат, воспитывает троих детей.

Как вы попали на конкурс? Долго ли к нему готовились? Стала ли победа для вас неожиданностью?

Чтобы попасть на краевой конкурс, пришлось победить на городском. (Смеется.) Когда шел на городской, вообще ни в чем не был уверен — больше 100 участников, о победе даже не думал. Тем более для меня это был первый подобный опыт. Готовиться начал с конца прошлого года. Самым сложным было собрать мозги в кучу и структурировать весь свой учительский опыт, личные наработки. Кстати, красноярцы краевой конкурс редко выигрывают — последний раз такое было 5 лет назад.

Почему решили стать учителем и от чего получаете удовольствие при работе?

Не могу сказать, что всегда мечтал работать учителем. Изначально хотел заниматься наукой, но получилось так, что я поступил в педагогический вуз.

Дети, конечно, вытягивают энергию, и после уроков чувствуешь не только физическую усталость, но и некую опустошенность. Редко удается полноценно восстановиться. Но дети чем и замечательны — не только забирают энергию, но и отдают ее в виде эмоций. Они непосредственные, искренние — лучше взрослых.

Главный плюс работы учителем — у нас непредсказуемая жизнь. Дети сами по себе существа непредсказуемые — их не запрограммируешь, чтобы все было так, как ты хочешь. Лишь однажды, очень давно, возникла мысль все бросить и сменить работу — но не от того, что школа надоела, а с финансами проблемы были.

Бывают ли на ваших уроках проблемы с дисциплиной? Как вы ее поддерживаете?

Веду уроки с 5-го по 11-й класс — конечно, дисциплина порой хромает. Если раньше это меня напрягало, то сейчас отношусь философски. Сильно не хулиганят — шумят, отвлечься могут, с соседом по парте что-то обсудить.

Иногда приходится быть строгим — голос не повышаю, но интонацию меняю. Вот из класса никогда никого не выгонял. Во-первых, мало ли что с ним случится вне класса, во-вторых, толку от такого метода нет — ученик не хотел работать, ты ему даешь эту возможность.

Дисциплина полностью зависит от учителя — насколько детям с ним интересно. Преподаваемый тобой предмет должен быть интересен прежде всего тебе самому. Если урок для тебя — обязаловка, то получишь все проблемы с дисциплиной. Если тебе это интересно — ну выпадет из процесса 2-3 человека, но всегда можно на примере других детей показать, чтони теряют, не занимаясь уроком. Биология ведь тем и прекрасна, что в ней всегда можно найти что-то интересное — опыты, модели, факты. Какие-то ситуации из жизни обсудить: домашних животных, комнатные растения — нет в биологии неинтересных тем.

Есть проблема с гаджетами, с этим приходится бороться. Раньше перед началом урока просил складывать их мне на стол. Но теперь просто прошу не вынимать — не дай бог, что случится с чьим-нибудь телефоном.

Красноярск то и дело сотрясают скандалы, связанные с грубостью преподавателей. Что, по-вашему, толкает учителя на грубость и как этого избежать?

Если учитель не способен сдержать себя — это первый признак непрофессионализма и слабости. Хотя иногда он становится заложником плохо воспитанных детей, недалеких родителей, неблагополучной обстановки в школе. Тогда учитель, особенно женщина, может сорваться. По-человечески я это понимаю, как педагог — нет.

В подавляющем большинстве случаев в конфликтах виноват сам учитель — просто потому, что он взрослый, на нем ответственность. Самое страшное — это потеря управления. Как этого не допустить? Ничего особого делать не нужно. Среди учителей, особенно тех, кто со стажем, часты ситуации — почему-то начинают считать, что право учить детей им доказывать уже не нужно. На самом деле это не так. Велика опасность заиграться в непогрешимого авторитета — дети с такой позицией не всегда согласны. Если учитель сам для себя постоянно это право не доказывает, то это очень плохо.

Кто такие современные дети? Чем они отличаются от прежних поколений? В чем главные сложности при работе с ними?

Нынешние дети намного лучше, чем были мы. Не понимаю, за что их ругают — они этого не заслуживают. Они, во-первых, дети нашего же общества, которое мы сами создаем. Во-вторых, они более амбициозны, у них есть цели, которых они достигают. Причем эти цели часто дети сами для себя определяют и добиваются большего, чем мы в свое время. Они свободнее и раскованнее — потому что нет железобетонных границ, в которых выросли мы. Я по своим урокам чувствую, что они более любознательные — по тому количеству вопросов, которые они мне задают. Старшее поколение всегда ругает молодых только за то, что те не такие, как они, — такие разговоры похожи на старческое брюзжание.

С современными детьми учителю очень важно держать планку, свой уровень — они более требовательны к подготовке и профессионализму. В плане знаний сегодня учитель далеко не единственный источник информации. Поэтому школьникам не составляет труда вычислить твой непрофессионализм — от того, как учитель готов к уроку, до того, как он общается с детьми. Очень важна дистанция — панибратство детей расслабляет, они начинают терять границы.

Назовите главные, на ваш взгляд, недостатки современной системы образования. Чтбы вы поменяли в первую очередь?

Первое — в образовании очень часто во главу угла ставятся деньги, и управляют системой не педагоги, а экономисты. Это недопустимо. Второе — мы настолько заигрываемся в реформы, что, как в той поговорке, «ребенка с водой выплескиваем». Постоянное реформирование напоминает ситуацию, когда мы в помещении, для того чтобы повысить качество работы, постоянно передвигаем мебель — правда, зачем мы это делаем, не всегда понимаем. Вроде хотим как лучше — а результата нет.

Сколько я работаю — постоянно какие-то реформы, которые заканчиваются ничем. Тот же ЕГЭ уже 14 лет до ума довести не можем — там много хорошего, но почему нельзя эту систему заранее отладить, проверить? Я бы просто остановился и перестал реформировать, разобрался бы с тем, что уже создано.

Каково это — работать в женском коллективе? Нужны ли в школе мужчины-преподаватели? Чему они могут научить из того, что не могут преподать женщины?

Среди мужчин все гораздо проще, но женский коллектив чем хорош — он дисциплинирует, воспитывает. Не всё себе позволишь в обществе женщин из того, что вполне уместно в мужском коллективе. Воспитывает в том смысле, что женщинам важно, чтобы им оказывали знаки внимания. Ну и женщины мягче, чем мы, более понимающие — в этом смысле с ними легче. Но особенности женской психики и логики (Смеется.) никто не отменял — поэтому иногда бывает тяжело. Я, конечно, в гендерном смысле не сепаратист, но чисто женские коллективы — это не совсем правильно.

Школе нужны мужчины — в первую очередь для учеников. Это от воспитания идет: мужчина, отец — это авторитет, и дети к нему прислушиваются, особенно мальчики. С мальчиками должны работать и мужчины — для их мужского становления это очень важно. Хорошо, когда директора школ это понимают и разбавляют женские коллективы. У нас в гимназии много мужчин — и это здорово.

Сколько лет вашим детям, где они учатся? Чем занимается супруга?

У меня трое детей — старшему 15, дочке 10, младшему 3-й год. Старший сын учится в этой же школе, но мою любовь к биологии не разделяет. (Смеется.) За двойки и тройки не ругаю уже, хотя раньше это сильно огорчало. Супруга по профессии математик, раньше в школе работала, сейчас — управленец в институте муниципального развития. У нас очень много общего в профессиональном плане — она всегда меня во всем поддерживает. К сожалению, мало времени на семью остается — по 10 часов ежедневно в школе.

Сколько вы получаете в школе? На что потратите полученные за конкурс 100 тыс.руб.? На что ушли полмиллиона за мартовский конкурс?

Крайне мало получают начинающие специалисты — ситуация, когда молодой человек, пришедший в школу, зарабатывает 12–15 тыс., просто недопустима. У меня на самом деле проблем с зарплатой нет, достаточно, чтобы обеспечивать семью, — порядка 40 тыс. в месяц зарабатываю. Приходится брать дополнительные часы, но это не тяготит — занимаюсь тем, что мне интересно. В школе много возможностей свою зарплату повышать. Хорошим подспорьем стали конкурсные премии — с мартовской я купил дачу, на нее же потрачу и полученное сейчас. Участок и природа — лучший отдых от рабочей суеты.

Максим Косов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства