«Нынешние дети намного лучше, чем были мы»

Получивший полумиллионную премию «Лучший учитель края» — о победе в конкурсе, современных детях, конфликтах школьников и учителей и о тонкостях работы в женском коллективе

Красноярский учитель биологии дважды с начала этого года получал звание учителя года. В марте 45-летний Владислав Галимов получил «Учителя года Красноярска» и полумиллионную премию от мэра, а спустя 2 месяца стал лучшим учителем края, за что получил 100 тыс. руб. В интервью НГС.НОВОСТИ он рассказал о своей работе, немного о премии, о современных школьниках и о том, каково мужчине работать в женском коллективе.
Справка: Галимов Владислав Николаевич — родился в 1971 году в Читинской области, в 1997-м окончил биолого-химический факультет Томского педагогического университета. Общий педагогический стаж — 22 года. С 2012-го — учитель биологии и естествознания в гимназии «Универс» в Красноярске. Женат, воспитывает троих детей.

Как вы попали на конкурс? Долго ли к нему готовились? Стала ли победа для вас неожиданностью?

Чтобы попасть на краевой конкурс, пришлось победить на городском. (Смеется.) Когда шел на городской, вообще ни в чем не был уверен — больше 100 участников, о победе даже не думал. Тем более для меня это был первый подобный опыт. Готовиться начал с конца прошлого года. Самым сложным было собрать мозги в кучу и структурировать весь свой учительский опыт, личные наработки. Кстати, красноярцы краевой конкурс редко выигрывают — последний раз такое было 5 лет назад.

Почему решили стать учителем и от чего получаете удовольствие при работе?

Не могу сказать, что всегда мечтал работать учителем. Изначально хотел заниматься наукой, но получилось так, что я поступил в педагогический вуз.

Дети, конечно, вытягивают энергию, и после уроков чувствуешь не только физическую усталость, но и некую опустошенность. Редко удается полноценно восстановиться. Но дети чем и замечательны — не только забирают энергию, но и отдают ее в виде эмоций. Они непосредственные, искренние — лучше взрослых.

Главный плюс работы учителем — у нас непредсказуемая жизнь. Дети сами по себе существа непредсказуемые — их не запрограммируешь, чтобы все было так, как ты хочешь. Лишь однажды, очень давно, возникла мысль все бросить и сменить работу — но не от того, что школа надоела, а с финансами проблемы были.

Бывают ли на ваших уроках проблемы с дисциплиной? Как вы ее поддерживаете?

Веду уроки с 5-го по 11-й класс — конечно, дисциплина порой хромает. Если раньше это меня напрягало, то сейчас отношусь философски. Сильно не хулиганят — шумят, отвлечься могут, с соседом по парте что-то обсудить.

Иногда приходится быть строгим — голос не повышаю, но интонацию меняю. Вот из класса никогда никого не выгонял. Во-первых, мало ли что с ним случится вне класса, во-вторых, толку от такого метода нет — ученик не хотел работать, ты ему даешь эту возможность.

Дисциплина полностью зависит от учителя — насколько детям с ним интересно. Преподаваемый тобой предмет должен быть интересен прежде всего тебе самому. Если урок для тебя — обязаловка, то получишь все проблемы с дисциплиной. Если тебе это интересно — ну выпадет из процесса 2-3 человека, но всегда можно на примере других детей показать, чтó они теряют, не занимаясь уроком. Биология ведь тем и прекрасна, что в ней всегда можно найти что-то интересное — опыты, модели, факты. Какие-то ситуации из жизни обсудить: домашних животных, комнатные растения — нет в биологии неинтересных тем.

Есть проблема с гаджетами, с этим приходится бороться. Раньше перед началом урока просил складывать их мне на стол. Но теперь просто прошу не вынимать — не дай бог, что случится с чьим-нибудь телефоном.

Красноярск то и дело сотрясают скандалы, связанные с грубостью преподавателей. Что, по-вашему, толкает учителя на грубость и как этого избежать?

Если учитель не способен сдержать себя — это первый признак непрофессионализма и слабости. Хотя иногда он становится заложником плохо воспитанных детей, недалеких родителей, неблагополучной обстановки в школе. Тогда учитель, особенно женщина, может сорваться. По-человечески я это понимаю, как педагог — нет.

«Нынешние дети намного лучше, чем были мы»
В подавляющем большинстве случаев в конфликтах виноват сам учитель — просто потому, что он взрослый, на нем ответственность. Самое страшное — это потеря управления. Как этого не допустить? Ничего особого делать не нужно. Среди учителей, особенно тех, кто со стажем, часты ситуации — почему-то начинают считать, что право учить детей им доказывать уже не нужно. На самом деле это не так. Велика опасность заиграться в непогрешимого авторитета — дети с такой позицией не всегда согласны. Если учитель сам для себя постоянно это право не доказывает, то это очень плохо.

Кто такие современные дети? Чем они отличаются от прежних поколений? В чем главные сложности при работе с ними?

Нынешние дети намного лучше, чем были мы. Не понимаю, за что их ругают — они этого не заслуживают. Они, во-первых, дети нашего же общества, которое мы сами создаем. Во-вторых, они более амбициозны, у них есть цели, которых они достигают. Причем эти цели часто дети сами для себя определяют и добиваются большего, чем мы в свое время. Они свободнее и раскованнее — потому что нет железобетонных границ, в которых выросли мы. Я по своим урокам чувствую, что они более любознательные — по тому количеству вопросов, которые они мне задают. Старшее поколение всегда ругает молодых только за то, что те не такие, как они, — такие разговоры похожи на старческое брюзжание.

С современными детьми учителю очень важно держать планку, свой уровень — они более требовательны к подготовке и профессионализму. В плане знаний сегодня учитель далеко не единственный источник информации. Поэтому школьникам не составляет труда вычислить твой непрофессионализм — от того, как учитель готов к уроку, до того, как он общается с детьми. Очень важна дистанция — панибратство детей расслабляет, они начинают терять границы.

Назовите главные, на ваш взгляд, недостатки современной системы образования. Чтó бы вы поменяли в первую очередь?

Первое — в образовании очень часто во главу угла ставятся деньги, и управляют системой не педагоги, а экономисты. Это недопустимо. Второе — мы настолько заигрываемся в реформы, что, как в той поговорке, «ребенка с водой выплескиваем». Постоянное реформирование напоминает ситуацию, когда мы в помещении, для того чтобы повысить качество работы, постоянно передвигаем мебель — правда, зачем мы это делаем, не всегда понимаем. Вроде хотим как лучше — а результата нет.

Сколько я работаю — постоянно какие-то реформы, которые заканчиваются ничем. Тот же ЕГЭ уже 14 лет до ума довести не можем — там много хорошего, но почему нельзя эту систему заранее отладить, проверить? Я бы просто остановился и перестал реформировать, разобрался бы с тем, что уже создано.

Каково это — работать в женском коллективе? Нужны ли в школе мужчины-преподаватели? Чему они могут научить из того, что не могут преподать женщины?

Среди мужчин все гораздо проще, но женский коллектив чем хорош — он дисциплинирует, воспитывает. Не всё себе позволишь в обществе женщин из того, что вполне уместно в мужском коллективе. Воспитывает в том смысле, что женщинам важно, чтобы им оказывали знаки внимания. Ну и женщины мягче, чем мы, более понимающие — в этом смысле с ними легче. Но особенности женской психики и логики (Смеется.) никто не отменял — поэтому иногда бывает тяжело. Я, конечно, в гендерном смысле не сепаратист, но чисто женские коллективы — это не совсем правильно.

Школе нужны мужчины — в первую очередь для учеников. Это от воспитания идет: мужчина, отец — это авторитет, и дети к нему прислушиваются, особенно мальчики. С мальчиками должны работать и мужчины — для их мужского становления это очень важно. Хорошо, когда директора школ это понимают и разбавляют женские коллективы. У нас в гимназии много мужчин — и это здорово.

Сколько лет вашим детям, где они учатся? Чем занимается супруга?

У меня трое детей — старшему 15, дочке 10, младшему 3-й год. Старший сын учится в этой же школе, но мою любовь к биологии не разделяет. (Смеется.) За двойки и тройки не ругаю уже, хотя раньше это сильно огорчало. Супруга по профессии математик, раньше в школе работала, сейчас — управленец в институте муниципального развития. У нас очень много общего в профессиональном плане — она всегда меня во всем поддерживает. К сожалению, мало времени на семью остается — по 10 часов ежедневно в школе.

Сколько вы получаете в школе? На что потратите полученные за конкурс 100 тыс.руб.? На что ушли полмиллиона за мартовский конкурс?

Крайне мало получают начинающие специалисты — ситуация, когда молодой человек, пришедший в школу, зарабатывает 12–15 тыс., просто недопустима. У меня на самом деле проблем с зарплатой нет, достаточно, чтобы обеспечивать семью, — порядка 40 тыс. в месяц зарабатываю. Приходится брать дополнительные часы, но это не тяготит — занимаюсь тем, что мне интересно. В школе много возможностей свою зарплату повышать. Хорошим подспорьем стали конкурсные премии — с мартовской я купил дачу, на нее же потрачу и полученное сейчас. Участок и природа — лучший отдых от рабочей суеты.


Максим Косов
Фото автора

Комментарии (27)

27
Все комментарииПравила комментирования
Добавить комментарий
Леха2
06 мая 2016в06:39
Полагаю современные дети больше слушают всякого рода гаджеты а не учителя и родителей. Google, скажи! Уважаемые папа с мамой на работе, учитель букварь заставляет грызть. Google покажи!
бинг бинг
06 мая 2016в08:04популярный
Нынешнее поколение детей неуправляемое и распущенное, никогда бы не пошёл работать в школу. В универ ещё куда ни шло.
123ф
06 мая 2016в09:12популярный
Хорошая статья! Побольше бы хороших учителей! И адекватных родителей)
Алексей
06 мая 2016в09:18
Молодец мужик. Эх помню встретился я в прошлом году со своими постаревшими учителями. Школу заканчивал 10 лет назад. Говорили, что с нами было попроще. Сейчас дети чуть, что сразу жаловаться, суд, мы же дети. 1 молодец умудрился на уроке иголку проглотить, где достал ее, не понятно.
Да в любом случае всегда уважал преподавателей (институт, школа) умеющих очень сильно заинтересовать своим предметом. Сейчас мне кажется детей сильно перегружают помимо школы всякими секциями и доп образованием. Секции конечно хорошо, но для детей главное чтобы это не становилось ежедневным трудом после которого сил не оставалось на детские дела. Ну и раньше дети были автономнее мне кажется, не сидели в телефонах, компьютерах, планшетах, знали различные походные фичи, могли думать без интеренета.
06 мая 2016в09:35популярный
Сказки про новое поколение : «Нынешние дети намного лучше, чем были мы».
Если вы были ребенком в 60-е, 70-е, в детстве посещали бы много кружков, бассейн, занимались спортом, ездили отдыхать на Юг, бесплатно учились, но главное была живая и дружественная атмосфера, приобретенные в детстве и юношестве друзья, оставались на всю жизнь, ходили в лес, кинотеатр, театр, пили вкусную безопасную газированную воду с уличного аппарата, кушали обалденное по вкусу мороженное !! !., Оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня, в современной жизни гораздо больше минусов чем плюсов, в своей массе сейчас преобладает радикально настроенное поколение, с суицидальными наклонностями, которое не несёт ответственность за свои поступки, они потребители. Вечером проходя рядом с пивным ларьком, становиться стыдно, когда стоящая группа подростков возраста 14-17 лет, спрашивают закурить. В 60-е, 70-е, такое не позволяли, накрутили бы уши да и к родителям отвели.
Ответитьответа
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Хватитэтотерпеть
06 мая 2016в10:15
Да что сравнивать детей из школы "Универс" и из других школ... У меня мама в Дивногорске в школе работает второй год, до этого 20 с лишним лет в другом городе преподавала, вот у не сооовсем иной взгляд на "теперешних" детей. В 9 классе таблицу умножения не помнят (а некоторые может и не знают), у детей младших классов пирожные отбирают и съедают в столовке, воруют у учителей и друг друга. Ни я, ни она таких беспринципных и невоспитанных детей (в такой концентрации) не припомним. Хотя амбиций, конечно, у них не занимать.
Гостья
06 мая 2016в13:20
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
(Сократ)
Гостья
06 мая 2016в13:21
Хочу напомнить, что ведь нынешнее поколение воспитываете именно вы, вы забыли об этом? Каким вы его воспитали, таким оно и выросло.
саня
06 мая 2016в19:09
Не надо только про старое поколение плохо говорить , люди были искренний , добрее , они также ставили цели , и достигали их .иначе мы бы в космос первые не полетели , и страну нашу давно бы поделили на штаты . Сейчас наглые , дерзкие , самоуверенные , все хотят стать менеджерами по продажам , да управленцами в банковской и нефтяной сфере , хотя к моей дочери это не относится , так что всех судить не берусь , всё зависит что тебе заложат в семье ,
Странный
06 мая 2016в21:57
заголовок статьи... А вот древние греки предупреждали: "Редко бывают сыновья похожими на отцов... Большей частию хуже и лишь немногие лучше". Дети реко бывают похожими на родителей, чаще хуже, Читайте Древнегреческие мифы и познаете свое темное бессознательное...
Тоже Педагог
09 мая 2016в21:06
Учитель прав. Нынешнее поколение шустрее, сообразительнее, быстрее по скорости реакции. Да, к сожалению, многие не обладают какими то глубокими познаниями. Но это вина инфраструктуры. Вспомните просто сколько детских журналов было в СССР и сколько они. Стоили
с Глинки
10 мая 2016в00:30
я согласен с тем что в школе у нас мало мужчин. посмотрите что у нас протисходит. куча людей воспитывается без отцов. в армию не идут. в вузах тоже женщины. кто в итоге парня научит ответсвенности? с кого ему пример брать? от того у нас и огромные пооьоемы в обществе. что прловина людей инфантильны
Горыныч
11 мая 2016в01:54
Молодец мужик чо. Видно что спокойный но очень уверенный в себе. Такого небось и дети слушают.
Я тоже думаю что в школе должно быть больше мужчин. И не только физрук и обжешник
волк
14 мая 2016в16:34
Каждое поколение к последующему претензии имеет - в 60е стиляг и поэтов чуть ли не садили, что не так одеваются, не ту музыку слушают, войну не нюхали. В 70е - хиппи и любое инакомыслие давили, в 80е - панков и бунтарей-диссидентов, в 90е - бандиты растут! Теперь дети 90х пишут о новом поколении))) Уважайте себя и свое потомство и больше доверяйте. Учитель - молодец! Побольше мужиков в школы, и так много семей "однополых" - мама да бабушка "мужчин" воспитывают.
Читайте также

Лента новостей

Голосуй!

Будете ли вы следить за тем, как выбирают нового мэра Красноярска?
Реклама

Новости звёзд

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено