В ближайшее время парковка в центре Красноярска станет платной, заявил мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Как парковки будут работать и сколько придется заплатить — пока неизвестно. Корреспондент НГС.НОВОСТИ спросил депутата, архитектора, бизнесмена, иностранца и жителя центра: как они относятся к предложению мэра и заставит ли их это нововведение отказаться от посещения центра, — а также предложил назвать свою цену парковки.
Антон Шаталов, главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» : «Полностью поддерживаю эти планы. Очень рад, что мэр публично заявляет о таких непопулярных мерах. Но без них ситуацию в городе в лучшую сторону изменить уже невозможно. Граждане Красноярска, как и любого другого города, будут против нововведений. С людьми надо работать, людям надо объяснять неизбежность подобного пути. В этом году Москва обзавелась платными парковками внутри Бульварного кольца, и там мгновенно стало легче ходить и дышать. А в Лондоне плата берется уже только за въезд в исторический центр.
Уверен, тарификация должна быть прогрессирующей. Если парковка вдоль улицы, то чем больше стоишь, тем выше цена за каждый следующий час. А на перехватывающей парковке наоборот — каждый следующий час дешевле. В последнем случае у людей будет стимул парковаться дальше от центра и пользоваться общественным транспортом. Предполагаю, что час на улице может стоить 20 руб. Горожанам будет поначалу непривычно, поэтому на первое время нужно сделать сумму символической, акцентируя сам факт оплаты.
С принятием таких мер люди не станут меньше посещать центр города, наоборот. Сейчас это неудобно: машину припарковать сложно, проехать сложно и прогуляться невозможно. Следующим этапом надо избавлять центр от транзитного транспорта. Ужасно, что весь городской транзит проходит через узкие исторические улочки».
Александр Коропачинский, депутат городского Совета Красноярска: «Когда аппендицит у человека острый, то надо звонить в «скорую помощь», а не шаману. То же самое с парковками — это осознанная необходимость, если мы хотим передвигаться: машины забивают улицы, не идет общественный, личный транспорт. Наш город для такого количества автомобилей не предназначен.
Первое — мы должны предложить людям услугу, которая будет дешевле и быстрее личного автомобиля. По статистике, 40–45 % готовы пересесть на общественный транспорт, если он станет комфортным. Это будет пряником. Кнутом — стоимость поездки в центр города должна стать дороже. Машины стали доступны, зато поездка в центр не может быть бесплатной, физически все там не помещаются. Можно меня обвинять в том, что я хочу сделать центр города для богатых, — нет. Мы должны дать возможность всем добраться в центр города на общественном транспорте, а те, кто хочет выпендриться, — пусть платит. Эти деньги пойдут на развитие того же общественного транспорта.
В моем представлении адекватная цена для парковки на дорожном полотне (без особых каких-либо затрат со стороны администрации) — 15–20 руб. в час. Посчитаем, за рабочих 9 часов человек заплатит 180 руб. Это сопоставимо с поездкой на такси в одну сторону — такая методика расчетов в других городах.
Я точно не изменю свой режим, потому что сегодня, к счастью, у меня достаточно средств, чтобы оплачивать парковку в центре».
Анатолий Ващенко, ресторатор, совладелец компании Bellini group: «Платная форма, наверное, одна из самых действенных на сегодняшний день. Запрещающие знаки и инспектора ГИБДД — не так действенно.
Не знаю, как ее получится реализовать, потому что даже в Москве не так гладко все проходит, но улучшения есть. У нас психология такая — люди хотят запарковаться возле заведения, не желая пройти даже нескольких метров. Я наблюдал живой пример организации платной парковки: такая есть на пр. Мира в фабрике «Краскон», стоимостью 50 руб., — всегда пустая. При этом в этом районе улица просто забита транспортом.
Думаю, стоимость изначально должна быть разумной. Не готов назвать сумму. Наверное, 50 руб. за час для Красноярска дороговато. Может быть, 50 руб. — за 3 часа. Исхожу из того, что в ТРЦ «Планета» в зимний период желающих поставить [машину] не так много.
Я буду с удовольствием пользоваться, если это будет удобно, не затруднительно. Думаю, на бизнес может повлиять, но не факт, что отрицательно. Например, клиенты нашего заведения «Баран и бисер» (пр. Мира, 19. — Ю.Г.) говорят: «Там встать невозможно». При этом они готовы какие-то деньги потратить. Другие не придут, эти придут — все относительно».
Питер Скотт, бывший житель США, преподаватель школы иностранных языков Y.E.S.: «Я не против платной парковки, но все зависит от реализации системы: будет это электронная карточка, которую надо будет покупать, либо столбики, в которые нужно бросать монеты, как показывают в американских фильмах. Сейчас проехать в центре Красноярска невозможно — люди паркуются посередине дороги. Хороший пример с 15-этажным офисным зданием на Речном вокзале — сотрудникам помогла бы многоуровневая парковка.
Стоимость парковки в каждом штате США разная. Такая же ситуация в городах: стоянка в некоторых местах центра города — 20 центов за 15 минут, в отдаленных от центра — 25 центов за целый час. Все зависит от потока машин. Какой стоимость должна быть в Красноярске — оценить не готов.
Здесь я езжу на автомобиле и не против использовать платную парковку, если цена будет демократичная».
Александр Решетников, житель Центрального района: «Одобряю идею, потому что ставить в центре машины на проезжей части, как они стоят, — неадекватная история. Люди используют места для временной остановки как парковки. Все дворы забиты. Никто не эвакуирует. Власти пытаются решить проблемы по мелочам, а не комплексно.
Что получится в результате — не знаю, но часть проблем с пробками решит. Нужно вкладываться в подземные парковки, сносить «деревяшки», которых куча в центре и непонятно зачем стоят, а на их месте организовывали комбинированные подземные ярусные места.
Я готов заплатить 50 руб. в час. Хотя, выбирая между платной парковкой и бесплатным кармашком подальше, выберу последнее. Все зависит от расстояния».
Юлия Глушко
Фото Ольги Ярцевой