В этом году в крае отмечают 80-летнюю годовщину самой северной и первой за Уралом битвы Великой Отечественной войны. В августе 1942 года Германия хотела разбить поставки военной и гуманитарной помощи в СССР, поэтому отправила корабль на Диксон. Но немцы не знали местных вод и хотели получить данные, прикинувшись американским кораблем. Для этого даже и флаг прихватили. Чем знаменита и как прошла битва у берегов Красноярского края, корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина узнавала у сотрудников краеведческого музея и работников Культурно-досугового центра поселка.
«Страна чудес»
Операция немецкого командования в годы Великой Отечественной войны именовалась Wunderland, в переводе с немецкого — «Страна чудес». Какие чудеса тут хотели увидеть немецкие военные, сейчас остается только догадываться, но с чудесами на севере Красноярского края они несомненно повстречались: чудесные непроходимые льды, туманы, мешающие обзору, и чудесные северяне, которые дали неслабый отпор.
План немцев изначально не предполагал захвата территории северных земель Советского Союза. Основная задача состояла в том, чтобы прекратить поставку гуманитарной и военной помощи от союзников, шедшей по Северному морскому пути. Разработкой «Вундерланда» занимались с мая 1942 года, и уже 16 августа немецкий крейсер «Адмирал Шеер» начал обход по базам Северного морского пути.
— Немцы часто совершали рейды арктических станций на островах, но чаще использовали для этого подводные лодки. Рейд тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» имел цель перехватить два конвоя союзников: один шел с востока на запад, второй — с запада на восток, они должны были встретиться в проливе Вилькицкого. В Советский Союз по ленд-лизу поставлялись из Англии и США оружие, техника, продовольствие, медикаменты. Эти конвои шли по Северному морскому пути, через Берингов пролив, через пролив Вилькицкого. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с мощным вооружением как раз охотился за такими конвоями. Первоначальная задача была — атака порта Амдерма, но в итоге немцы выбрали Диксон как более близкий вариант. Основной задачей был перехват конвоев союзников, — рассказывает научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Михаил Новоселов.
Помимо самих транспортных кораблей, немцев интересовали ледоколы. Если транспортные корабли можно было легко восстановить, перебросить новые, то без ледоколов поставки Северным морским путем становились невозможными.
По словам сотрудника музея, трасса Алсиб (воздушная трасса Аляска — Сибирь. — Прим. ред.), по которой в основном перегоняли самолеты, — достаточно затратный способ транспортировки грузов, привезти гуманитарную и военную помощь дешевле было морем.
Плененный капитан
Немцы точно не знали, где проходит путь конвоев.
— Сначала они поднялись до Новой Земли, там они никого не встретили, затем вышли в Карское море и направились в пролив Вилькицкого. Корабль был большой, крупный. Немцы боялись, что льды могут повредить судно. Не знали ледовую обстановку. У них был один гидросамолет на корабле, но после неудачного приводнения он был потерян, поэтому караваны не удалось перехватить. Командующий крейсером принял решение перехватить какой-нибудь советский корабль, чтобы от пленных узнать ледовую обстановку и информацию про другие корабли и конвои, — объясняет сотрудник краеведческого музея.
25 августа 1942 года такой корабль подвернулся немцам. Это был ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Он был спущен на воду в 1909 году в Англии, потом в первую мировую войну корабль купило российское правительство. Его назвали в честь купца и исследователя Арктики Александра Сибирякова.
— В свой последний поход «Александр Сибиряков» вез грузы на полярные станции, полярников, чтобы сменить тех, кто зимовал на станциях. По разным данным, на его порту находилось от 99 до 104 человек. В годы войны на корабле установили несколько орудий для защиты корабля, но в бою с тяжелым крейсером у них не было ни единого шанса.
Чтобы представить, насколько это был неравный бой, можно сравнить характеристики кораблей. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» в длину был 186 метров, в ширину — 21 метр. У судна была броня толщиной 150 миллиметров. Из артиллерии на судне было шесть 283-миллиметровых и восемь 150-миллиметровых орудий, а также зенитные орудия: шесть 88-миллиметровых, восемь 37-миллиметровых и десять 20-миллиметровых. Судно было оснащено торпедными аппаратами и двумя гидросамолетами (на борту был один, и тот потеряли. — Прим. ред.). На борту был экипаж из 1150 человек.
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был на 24 года старше, в длину составлял всего 76,5 метра, в ширину — 10,8 метра. Ни о какой броне и речи не шло. На судне из артиллерии было два 76-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия. Из зенитных орудий только два 20-миллиметровых автомата. Из всего экипажа — от 99 до 104 человек, по разным данным. Из них 47 человек — моряки, 32 человека — артиллерийская команда, остальные — пассажиры.
Немцы пошли на хитрость — они подняли флаг Соединенных Штатов и запросили у теплохода информацию о ледовой обстановке, но капитан Анатолий Качарава не попался на эту уловку и сразу передал сообщение о том, что обнаружил неизвестный крейсер. Корабль не ответил на запрос крейсера, и немцы сразу открыли огонь по «Александру Сибирякову». Тогда Анатолий Качарава принял решение добраться до ближайшего острова, чтобы спасти экипаж. Но после попадания снаряда в машинное отделение корабль потерял ход, загорелись бочки с бензином, они перевозили 300 бочек топлива. Ранен был и сам капитан. На теплоходе объявили эвакуацию.
— В первые же минуты боя были убиты третий штурман Павел Иванов и самый юный моряк, помощник машиниста Юрий Прошин. Изрешеченный снарядами «Александр Сибиряков» уже стал крениться на правый борт, старший механик Бочурко выполнил приказ командира и открыл кингстоны. В 15 часов теплоход пошел на дно. Многие моряки предпочли смерть фашистскому плену. Кочегар Николай Матвеев бросил топор в немецкого солдата и упал замертво после автоматной очереди, — рассказала директор Культурно-досугового центра Диксона Ольга Чикурова, ссылаясь на исследование одной из старшеклассниц местной школы.
Люди спасались на шлюпках. Одну из них немцы потопили, другую захватили.
— Несколько моряков отказались сдаваться в плен, их убили. По разным данным, от 18 до 22 человек немцы взяли в плен, среди них был раненый капитан «Александра Сибирякова» Анатолий Качарава. 13 из пленных дожили до конца войны. После войны капитан был награжден орденом Красного Знамени за мужество, проявленное в бою. Единственный человек, которому удалось спастись и от плена, и от смерти, — кочегар Вавилов. Он смог добраться до необитаемого острова, на котором провел более месяца, — удивляет подробностями Михаил Новоселов.
Удивительно, но в будущем репрессии не коснулись плененного капитана. Дело в том, что все военнопленные проходили проверки в фильтрационных лагерях, где с ними работали сотрудники госбезопасности. Большинство проверку проходили успешно. Конечно, сам факт нахождения в плену мог неблагоприятно сказываться на карьере. Если выявлялись случаи сотрудничества с противниками, люди получали серьезные сроки.
Анатолий Качарава остался живым в плену только потому, что был для немцев ценной добычей. Они надеялись получить от капитана информацию, однако найти достоверный источник о жизни в плену капитана теплохода «Александр Сибиряков» историкам пока не удалось. Информация о льдах в Арктике и кораблях Советского Союза была важна для продолжения немцами военных действий в северных морях.
По данным Красноярского краеведческого музея, после окончания войны Анатолий Качарава командовал судами Главсевморпути, с 1969 по 1979 год возглавлял Грузинское морское пароходство. Он умер в 1982 году.
Диксон отбивался двумя пушками
— Бой «Александра Сибирякова» с «Адмиралом Шеером» сыграл важную роль в обороне Диксона. Хоть наш теплоход и не мог нанести хоть сколько-то значимый урон крейсеру, но капитан Качарава успел сообщить о том, что обнаружил немецкий корабль, и на Диксоне стали готовиться к обороне. Первоначально на острове Диксон и его материковой части располагалось несколько хорошо оборудованных батарей, но в августе 1942 года поступила команда все артиллерийские орудия погрузить на корабль и вывезти на другую базу, где и предполагалось нападение немцев, — рассказывает о событиях Михаил Новоселов.
К моменту, когда пришло сообщение об обнаружении крейсера немцев, на Диксоне осталось только две пушки, которые не успели погрузить на корабль. Орудия тяжелые, их невозможно было быстро выгрузить с корабля обратно. Оставшиеся две пушки установили на берегу, на пирсе под скалами. Предполагалось, что их там не будет видно. 27 августа 1942 года немцы дошли до Диксона.
— Всё равно позиция была не оборудована, это сказывалось на точности огня, но ничего другого у защитников не было. Но было еще два корабля: ледокольный теплоход «Дежнев» (во время войны он назывался СКР-19) и лесовоз «Революционер». Оба корабля были гражданскими, имели небольшое количество орудий среднего калибра. Немцы предполагали обстрелять Диксон, высадить десант и уничтожить радиостанцию, метеорологическую станцию. Для того чтобы не дать им это сделать, формировались отряды народного ополчения, — продолжает сотрудник музея.
По данным Культурно-досугового центра Диксона, первым бой с «Адмиралом Шеером» взял СКР-19. Немецкий корабль начали обстреливать, сам СКР-19 помимо трех крупных пробоин в бортах корабля получил еще 75 мелких и 120 пробоин в надстройках. Трюм быстро наполнялся водой. СКР-19 поставил дымовую завесу и направился в Самолетную бухту, где приткнулся к маленькому островку Пирожок, сев на мель. С берега открыли огонь два оставшихся орудия.
— «Адмирал Шеер» обладал броней, рассчитанной на орудия среднего калибра. Немецкие солдаты пытались обнаружить советскую батарею, но это у них не получилось. Поэтому они решили обойти остров Диксон и зайти в гавань с другой стороны, но там их вновь встретил огонь советских орудий. В итоге немецкий линкор лишь обстрелял остров Диксон, там начался пожар, дым скрыл от немцев обзор. Они решили не рисковать своим кораблем и ушли в море. Эти действия нельзя назвать проявлением трусости, поскольку у немцев было не так много подобных кораблей и рисковать они им не стали, — объясняет логику немецкого командования Михаил Новоселов.
«Дежнев» и «Революционер» отремонтировали. Больше немцы не использовали крупные корабли в северных морях, они охотились за советскими судами на подлодках. На «Дежневе» погибло семь моряков во время битвы за Диксон.