В специальном проекте редакции NGS24.RU «Фронтовой инстаграм» мы продолжаем показывать вам «живые» фото участников Великой Отечественной войны и рассказывать истории героев, которые запечатлены на них. Среди наших героев был военный корреспондент, проявлявший пленку во время боя, или история Галины Локтевой и Михаила Рычкова, которые познакомились благодаря объявлению по радио. В архивах семьи сохранились фотографии с трофейным венгерским шампанским, которое доехало до Сибири.
Снимками и историей своего деда Виктора Петровича Цукаркина с нами поделилась учитель из Ачинска Татьяна Старикова. Виктор Петрович призывался на войну в Самарканде, а когда война закончилась — оказался в Венгрии. В мирное время у ветеранов не принято было вспоминать о войне, но дочь Виктора Петровича запомнила несколько историй, рассказанных сразу после войны, и пересказала их уже своей дочери — Татьяне.
— Дедуля был артиллеристом, в преклонные годы он уже мучился тугоухостью. Он никогда не видел, кого убивал снарядами, но однажды они встретили немцев лицом к лицу. Дедуля вместе с однополчанами ехал на грузовой машине, а навстречу им внезапно выехали немцы на мотоцикле. Никто не ожидал встретить немцев на той дороге, Виктор Петрович сидел рядом с водителем. Немцы тоже были очень удивлены, с обоих сторон начали стрелять.Тогда, как он потом рассказывал, он впервые воочию увидел, как собственноручно убил человека, — пересказывает Татьяна Старикова.
Виктор Петрович также участвовал в освобождении Крыма. Тогда командир выставил роту и сказал, чтоб бойцы занимали любой свободный дом на свой выбор.
— Дед тогда сказал: дом я этот не строил, этот дом чужой и в этом доме я жить не буду. Когда он был в Венгрии, он попал в одну семью, они так сдружились, что венгры уговаривали его остаться. Но он не остался, тогда на память они подарили ему красивый кожаный чемодан, — вспоминает Татьяна рассказы мамы.
Виктор Петрович пережил ранения и контузию, лечился в госпитале. Прошел через всю войну и остался человеком. Близкие его вспоминают как очень доброго, честного, скромного и вежливого человека. Для мальчишек, еще в Самарканде, он выращивал в маленьком палисаднике кишмиш, для девочек — тюльпаны, ландыши. Для Татьяны Виктор Петрович приобрел фортепьяно — очень хотел, чтобы девочка занималась музыкой — это в дальнейшем определило ее судьбу.
— Когда папа прибыл с войны, мне было 7 лет, мы жили еще тогда при школе. Папа раньше работал в школе, преподавал военное дело, мама работала библиотекарем. Вижу, бежит уборщица со школы, обнимает его. Он заходит к нам домой, моет руки. Я спрашиваю, мол, что это за мужчина к нам приехал, а мама говорит: дурная ты, это твой папка с войны приехал! Тогда я вспомнила, как он уезжал на фронт: он тогда был в военной шинели, он с нами попрощался, обнял и ушел. А мы не понимали, что такое война, как надолго он ушел. Про войну папа не любил рассказывать, а мы и не спрашивали, — рассказывает дочь Виктора Петровича Лидия Старикова.
Жизнь еще одного дедушки оборвалась в августе 1945 года. После Ивана Прокопьевича Старикова не осталось ни фото, ни воспоминаний — лишь именной лист с его данными, званием и датой смерти. В честь Ивана Прокопьевича Татьяна назвала своего сына.