В Красноярске строят метротрамвай — систему подземного и наземного рельсового транспорта. Не все красноярцы при этом уверены, что такую систему можно назвать классически — «метро». Фанат рельсового транспорта Дмитрий Тронин считает, что ничего крамольного в слове нет, приводит примеры других городов, а также предлагает свой альтернативный термин. Приводим его мнение дословно.
— В мире примерно в 140 городах построена и действует хотя бы одна линия легкорельсового транспорта (ЛРТ). Часть из них — в единственном роде в городе, часть является линиями существующих классических метрополитенов, часть функционирует наряду с городским метро, но позиционируется как отдельные системы.
Есть системы с тоннельными участками (как строится в Красноярске), с эстакадными участками, а есть полностью наземные, частично обособленные линии. Есть несколько систем ЛРТ с полностью внеуличными линиями (ROW-A, как метро) — и в тоннеле, и на эстакадах.
Рекордсменами по количеству систем легкорельсового транспорта можно считать США и Китай — по 25 (но если с Тайванем, то Китай лидирует). Причем в Китае большинство построено в течение последних 10 лет — там настоящий бум на легкий рельс, при этом большинство без тоннелей. Следом идет Германия с 13 системами ЛРТ и Испания с семью.
Как единственные и самостоятельные, такие системы работают в городах с населением и как в Красноярске, и в два раза больше, и даже в три. Системы ЛРТ не закрываются из-за того, что подвижной состав движется по поверхности, пересекаясь с автомобильными потоками — всё решает настроенный режим движения с приоритетом проезда. Такие системы успешно действуют в городах с климатом, близким к сибирскому. В Миннеаполисе, Оттаве, Калгари и Эдмонтоне зимы, конечно, мягче, но бывают и морозы ниже -30 градусов, а снега выпадает даже больше, чем в Красноярске. И всё работает!
Поэтому не вижу никаких предпосылок, что именно в Красноярске это вдруг не будет работать точно так же. Наш город не какой-то уникальный, у нас такие же улицы, на которых так же организовано движение, такие же жилые массивы, и даже менее плотные. Наземные линии скоростного трамвая уже построены и успешно действуют в России, не считая волгоградского, если есть опасения, что у нас это невозможно. Самый хороший пример — питерский «Чижик» — я уже приводил в публикации про правобережный трамвай.
Смена концепции с тяжелого метрополитена на легкий рельс — это лучшее, что могло случиться с красноярским метро. Но можно ли после этого продолжать называть строящуюся систему «метро»? Вполне.
Из этих 140 систем 10 полностью аналогичных красноярскому концепту (то есть имеют и тоннельные участки, и наземные линии с частичным обособлением) называются или содержат в своем названии слово метро:
Metro do Porto — Порту, Португалия
Metro de Granada — Гранада, Испания
Metro de Malaga — Малага, Испания
Metro Ligero — Мадрид, Испания (отдельная от обычного метро линия)
Métro de Rouen — Руан, Франция
Métro Léger de Charleroi — Шарлеруа, Бельгия
Manchester Metrolink — Манчестер, Великобритания
MetroLink — Сент-Луис, США
Buffalo Metro Rail — Баффало, США
Muni Metro — Сан Франциско, США
И ещё 10 легкорельсовых систем, в которых только наземные линии, без тоннелей — также называются или содержат метро в названии:
Metro Transportes do Sul — Алмада-Сейшал, Португалия
Metropolitana Leggera di Cagliari — Кальяри, Италия
West Midlands Metro — Бирмингем/Вулверхэмптон, Великобритания
MetroCentro — Севилья, Испания (отдельная от обычного метро линия)
MetroRail — Хьюстон, США
Valley Metro — Финикс, США
Metro Transit — Миннеаполис-Сент-Пол, США (там есть станция под аэропортом, но в городе — только по земле)
Canberra Metro — Канберра, Австралия
Metro Express — Порт-Луи, Маврикий
Métro Léger de Tunis — Тунис, Тунис
Как видим, операторы этих систем вообще не парятся называть их метро. И сомневаюсь, что жители Хьюстона или Туниса, а тем более Порту или Малаги душнят в социальных сетях, что их скоростные и не всегда даже подземные трамваи называют метро. Поэтому я считаю, что и красноярскому обывателю можно выдохнуть — легкорельсовый транспорт легко можно называть метро. Это понятнее для людей, которые не знают, что такое «линия подземно-наземного легкорельсового транспорта», и в будущем не смогут это выговаривать, как и метротрам. У нас те же самые люди, которые протестуют, что подземный трамвай называют метро, упорно называют аэроэкспрессом даже не обычную электричку в аэропорт, а саму железнодорожную линию. И им удобно.
С точки зрения нейминга я бы предложил для нашей системы позиционирование «легкое метро». Во-первых, это отличается от метро, во-вторых, фиксирует отношение к легкому рельсу, в-третьих, буквы «Л» и «М» графически сочетаются в одном знаке. В мировой практике есть четыре системы ЛРТ с таким же позиционированием — легкое метро: мадридское Metro Ligero, Métro Léger de Tunis, Metropolitana Leggera di Cagliari и Métro Léger de Charleroi.
А главное, может не только называться «метро», но и полноценно выполнять ровно ту же функцию, что метро — перевозить много людей (больше, чем обычный трамвай) с маршрутной скоростью метро. Как такое возможно? Рассмотрим в следующей публикации.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.