Государственная историко-культурная экспертиза высказалась против проведения работ по строительству будущей станции метро в центре Красноярска.
Это следует из акта, опубликованного 16 октября на сайте региональной службы по госохране объектов культурного наследия края. В нем указано, что работы не следует начинать, так как в месте будущей стройки под землей расположен археологический памятник «Красноярск. Поселение Геологическое», который взяли под госохрану в 2023 году. К таким выводам пришел иркутский специалист-археолог Сергей Пержаков, которого для экспертизы нанимал Сибирский федеральный университет.
Будущая станция «Карла Маркса» расположится между Карла Маркса, 93 и 93А (на юге), Маркса, 62 (на севере), сквером Геологов (на западе) и Маркса, 56 и 73А (на востоке). Общая площадь участка, который займет станция, — порядка 2,6 гектара. На этой площади специалисты закладывали разведочные шурфы для обследования территории при поиске археологических памятников и артефактов.
Во время раскопок в зоне будущей станции метро, которые проводились в 2020 году (при корректировке проекта метро) и в 2023 году, археологи и историки нашли целый ряд артефактов: кости и фрагменты скелетов животных, посуду, гвозди, обломки стройматериалов, медную монету номиналом в две копейки, которую отчеканили в 1814 году. Всего специалисты обнаружили свыше 400 артефактов, которые относятся к XIX и XVIII векам нашей эры.
Так как границы археологического памятника, взятого под госохрану в 2023 году, пересекаются с границами зоны стройки будущей станции метро, то эксперты пришли к выводу, что земляные, строительные и прочие работы в этом месте невозможны. Поэтому теперь властям предстоит понять, как можно сохранить археологический памятник и при этом начать строить линию метро и обустраивать котлован будущей станции «Карла Маркса».
NGS24.RU обратился за комментарием в пресс-службу краевого госпредприятия «Центр транспортной логистики» (это учреждение заказало проектные и строительно-монтажные работы по созданию метротрама в Красноярске). Пресс-служба госпредприятия пояснила, что заключение экспертов не повлияет на появление метро в городе к 2026 году.
— Все строительство идет поэтапно. У нас есть этап «остановочный пункт Шахтеров», «остановочный пункт Карла Маркса», «остановочный пункт площадь Революции». И так — шесть пунктов. Каждый этап заходит в экспертизу самостоятельно. «Остановочный пункт Карла Маркса» еще не заходил в экспертизу. Сейчас еще разрабатывается проектное решение. Поэтому получение историко-культурной экспертизы не повлияет на сроки. [Будет] так же, как на площади Революции: сначала пройдут археологические работы, затем стройка. На площади Революции даже сделано так — археологи работают на одном участке, сохраняют всё, что там нашли, консервируют, переходят на другой участок, освобождая участок для строителей. У нас археология идет практически параллельно со стройкой. Это на площади Революции так, потому что по этому остановочному пункту уже есть проект и положительное заключение госэкспертизы. На Карла Маркса такого заключения еще нет, поэтому работы еще не начались и площадку еще не огородили. Когда будет проведен первый этап экспертизы, мы начнем археологические спасательные работы. Может быть, так же будут параллельно [работы вестись], может быть сначала археологи закончат. Всё это впоследствии будет видно из проекта. Переживать и удивляться тут нечему, у нас город исторический, предполагалось, что в центре города много находок. Поэтому пока это не критичная информация, — пояснили в ЦТЛ.
Корреспондент NGS24.RU спросил, есть ли у ЦТЛ хотя бы приблизительное понимание, когда экспертиза может одобрить проект станции метро «Карла Маркса». Представители ЦТЛ ответили, что согласование проектного решения — сложная, многоэтапная работа, во время которой приходится исправлять замечания. Сейчас экспертизу проходят проекты станций метро «Копылова» и перегонного тоннеля «Шахтеров — Карла Маркса».
— Мы оперируем всегда одним сроком контракта на 2026 год. [Этот срок] не меняется на сегодняшний день, — заключил представитель пресс-службы ЦТЛ.
NGS24.RU рассказывал, что в Красноярск привезли проходческий щит «Елена», который поможет копать туннели. Телеграм-канал «Красноярское метро» 9 октября сообщал, что комплекс для проходки тоннеля привезли на стройплощадку на Молокова. Наша редакция также рассказывала, что при строительстве метро в Красноярске могут снести 60 различных зданий.
Строительство метро в Красноярске не обходится и без уголовных дел. 14 сентября 2023 года Железнодорожный районный суд вынес приговор политику и бизнесмену Олегу Митволю по делу о мошенничестве в особо крупном размере на проектировке и стройке подземки. Под уголовные дела, связанные с метро, попали и экс-премьер края Юрий Лапшин, экс-министр транспорта края Константин Димитров и бывший глава Краевого транспортного управления Константин Мандров. Все публикации на эту тему мы собираем в отдельном сюжете.