Дороги и транспорт «Парилки на колесах»: почему в красноярских автобусах так жарко летом и так холодно зимой?

«Парилки на колесах»: почему в красноярских автобусах так жарко летом и так холодно зимой?

Мы узнали, можно ли установить кондиционеры во всех автобусах. Ответ вас не порадует

Летом в красноярском транспорте очень жарко, а зимой — наоборот, холодно. А пробками и поведением некоторых кондукторов возмущен буквально каждый пассажир

На этой неделе в Красноярске было настоящее пекло. Температура в городе достигла +36 градусов. Хуже всего пришлось пассажирам общественного транспорта. Люди жаловались на невыносимую духоту, работающие печки и отсутствие кондиционеров. Пассажиры общественного транспорта не понимают, за что уже несколько месяцев вынуждены платить по 36 рублей за каждую поездку. NGS24.RU собрал возмущенные комментарии красноярцев и узнал, что об этом думают городские власти и сами перевозчики.

«Даже при открытых окнах невыносимо». На что жалуются пассажиры?

Под постом в телеграм-канале NGS24.RU с просьбой высказать свое мнение о городском транспорте — больше 70 гневных комментариев. Большинство написавших сходится на одном: к жаре автобусы не готовы, в некоторых из них даже нет люков, не говоря уже о кондиционерах. Во многих автобусах летом горячие печки, тепло от которых идет прямо в салон. Горожане называют маршрутки «адскими колесницами» и «душегубками». Еще пассажиры часто жалуются на неработающие устройства для оплаты проезда и грубых кондукторов. Достается всем: и муниципалам, и коммерческим перевозчикам.

— Да, доволен [общественным транспортом], уровень комфорта резко повысился. Появились кондиционеры во всех автобусах, а кондукторы разносят по салону бесплатные прохладительные напитки, — иронизирует пользователь john.

— В 5-м троллейбусе было +42 и кондуктор категорически запрещала открывать окна, мотивируя тем, что работают кондиционеры, которые не справлялись. «Дышите на остановках», — советовала она. Это эксперимент такой — сколько пассажиров дотянут до Северного?! Издевательство просто, — возмущается Наталья.

— У меня один вопрос: а 1 июня с включенным отоплением автобус едет — это так положено? В общем, мало что поменялось после повышения цены. Даже новенькие в +35 — как парилки на колёсах, — отмечает Татьяна.

— Лично спрашивала у кондукторов в автобусах № 99, 63, в троллейбусе № 5 — кондиционеров нет. Если пробка и автобус стоит, все потом обливаются, о ветерке через люк можно только мечтать. Когда поднимают оплату, только обещают улучшить качество проезда. Сплошное вранье, — пишет Евгения.

— В некоторых автобусах кондеры есть, но включать их не будут ради экономии топлива. Автобусы на такой жаре кипят. А про то, что они ездят как попало, я вообще молчу. Не так давно в автобусе видела окно, которое буквально на соплях держится. Жаль не сняла эти щели между стеклом и внешним миром. Страшно, перевозчики хапают и ноют, а качество лучше не становится, только хуже, — говорит Дарья.

— Пользуюсь маршрутами № 14, 26, 77, 81, так как вожу ребёнка в детский сад. Расписание у автобусов крайне неудачное: например если ты не на остановке до 06:40, то стой почти до 07:00 потому что они все дружно в 06:40–6:43 уехали. Автобусы крайне изношены. Гоняются друг с другом. Если подошел, например, 26-й и он битком, а следом идет полупустой 77-й или 81-й, то что? Верно, он пролетит мимо остановки, — утверждает Анастасия.

— Вчера 81-й автобус чуть не загорелся, водитель неадекватный не хотел выпускать пассажиров, при этом газовал как сумасшедший, стоя на месте, а тем временем салон заполнился дымом. Пока полицией угрожать не начали, двери не открыл. И вообще, во всех автобусах тупо нечем дышать и хочется умереть. До пункта назначения добираешься в полуобморочном состоянии, — рассказывает красноярка Татьяна.

— Утром ехала в автобусе № 11. Девушке стало плохо, и она упала, на просьбы людей открыть двери кондуктор ответила, что это невозможно. А то, что девушка упала, — «ну упала, и что такого», — пишет Екатерина.

— В 71-м стояли в пробке на Маерчака и (никогда не) Свободном. Люди просили водителя открыть двери, чтобы выйти, потому что плохо чувствовали себя. Вот уж точно «выживут только самые стойкие», — пишет пользователь Огонек.

Некоторым людям становится плохо в жару в салоне автобуса

Несколько пассажиров отметили, что в +34... +35 градусов на улице прохладнее, чем в автобусе или троллейбусе. При этом зимой в салонах, наоборот, очень холодно. Красноярцы жалуются и на проблемы, не связанные с жарой: например, автобусы часто проезжают мимо остановок. А на многих маршрутах нет кондукторов. Пассажиры обратили внимание на такую проблему в 27-м автобусе и на маршрутах № 173 и 159, которые едут в Березовку.

Больше всего жалоб от горожан было на маршруты № 61 и 64 из-за старых автобусов, а также на маршрут № 94.

— Регулярно езжу на 94-м маршруте. Мне кажется, там самые ужасные автобусы в городе. То, что маленькие, это можно стерпеть, но грязь в них неистребима. Такое чувство, что их совсем не моют. К тому же сажусь на Пашенном, за несколько остановок до конечной. Почти всегда в автобусах накурено. На замечания не реагируют. Представляю, какая душегубка в самое жаркое обеденное время. Настоящая газовая камера. К тому же с утра нет кондукторов, — пишет Оксана.

Но красноярцы и похвалили некоторые маршруты: например, 12-й и 98-й. Также люди обращают внимание на нехватку нужных маршрутов: 53-й не ходит с Нового года. А на необходимый студентам СФУ 32-й маршрут до сих пор не нашли перевозчика даже из другого города.

Одна из наших читательниц свои претензии изложила по пунктам.

— Возмущает, что:

  • кондукторов не прибавилось. Полный автобус народа, жара, и при этом приходится ползти напролом, обтираясь об людей, до водителя, чтобы оплатить проезд и выйти. Такой, например, маршрут № 30 — постоянно без кондуктора;

  • очень часто в автобусах не найти QR-коды;

  • в жаркую погоду работают печки;

  • кондукторы зачастую располагаются на двух сиденьях, хотя это место можно было бы кому-то уступить;

  • водители останавливаются далеко от обочины. Это нормально? Это безопасно? Особенно с ребенком!

  • это всё равно никто не читает и ничего не изменится, кроме того, что цены снова и снова повысят.

Почему нет кондиционеров? Почему работают печки в жару?

В департаменте транспорта NGS24.RU сказали, что к ним поступают жалобы на повышенную температуру в автобусах, но их немного. На самом деле в городе очень мало машин, оснащенных кондиционерами. В стандарте транспортного обслуживания требований к их наличию нет, а на закупку нужно много денег.

— Предприятия должны следить, чтобы тот транспорт, который оснащен системой кондиционирования, содержался в исправном состоянии. Однако доукомплектование кондиционерами автобусов, которые ими не оснащены по заводской комплектации, не планируется, — сказали NGS24.RU в дептрансе.

NGS24.RU не удалось связаться со многими частными перевозчиками в Красноярске. Директор обслуживающего маршрут № 81 ООО «Сирена» Борис Деменков кратко сказал нам, что устанавливать кондиционеры в салонах предприятие не планирует.

— Там есть только естественная вентиляция: сами пассажиры открывают форточки, — отметил Деменков.

В жару пассажиры могут открыть форточку, но это далеко не всегда помогает

Источник NGS24.RU в сфере красноярских перевозок объяснил, что поставить в салоне автобуса или троллейбуса кондиционер — это переоборудование машины. Если завод не сертифицировал кондиционер у этой модели, то менять конструкцию незаконно.

— Мы не можем даже дооборудовать печками салоны автобусов. При прохождении техосмотра у нас аннулируют регистрацию до момента, пока мы не снимем их. Влезать в конструкцию завода-изготовителя нельзя. Запрещено даже оборудовать кресла для водителей ремнями безопасности, если это не сертифицировано. Незаконными переоборудованием считается и установка кондиционера и дополнительных печек, и снятие кресел в салоне. Чтобы это узаконить, нужна специальная опытная площадка, а за испытания несут ответственность и эксперт, и эксплуатант. Поэтому многие эксперты отказываются от таких опытов. Здесь поможет только покупка новых машин: сейчас даже выпускают современные модели пазиков, которые сертифицированы для установки кондиционеров. Но они стоят вдвое дороже, чем обычный автобус, — отметил источник.

По словам нашего собеседника, в Красноярске многие перевозчики не видят смысла в кондиционерах. В городе нет так много жарких дней в году, а холода бывают гораздо чаще. Поэтому перевозчики больше задумываются о дополнительных отопителях.

— Смысл в кондиционерах есть в междугородних автобусах. Городские открывают двери на каждой остановке: вместе с людьми заходит жар с улицы и выходит холод из салона. Кондиционер должен быть таким мощным, чтобы сдувало с сидушек. Вообще сомневаюсь, что в городских автобусах можно достичь комфортной температуры. В -40 считается шикарным, если в салоне 0 градусов, — отметил собеседник NGS24.RU.

Некоторые перевозчики не видят смысла в кондиционерах: на каждой остановке двери открываются и прохлада уходит

Многие пассажиры удивляются, почему на улице +35 градусов, а печки в автобусах раскаленные. На самом деле специально их никто не включает. Просто, по словам источника NGS24.RU, в некоторых видах автобусов двигатель находится почти в салоне. В жаркие дни он может нагреваться до +90 градусов и автоматически нагревать всё вокруг. А в старых автобусах теплоизоляция корпуса может быть нарушена — и жар от двигателя попадает в салоны.

Тарифы повысили. А что с новыми автобусами?

В марте цену проезда в автобусах подняли до 36 рублей. Пассажиры считают, что комфортнее ездить не стало, а машин на многих маршрутах не добавилось. В департаменте уточнили, что рост тарифов компенсирует только затраты на обслуживание техники и поддержание исправности.

Источник NGS24.RU в сфере городских перевозок подтвердил, что коммерческие транспортные предприятия сейчас не покупают новые машины. Парк всё чаще обновляют б/у автобусами. Наш собеседник отметил, что «последний новый автобус в городе брали в 2020 году». Мы проверили эту информацию: в конце 2022 года ООО «Сирена» закупила два новых ПАЗа Vector Next. Еще несколько коммерческих перевозчиков покупали машины в 2021 году, но большинство из них в последний раз обновляло парк в 2017–2018 годах.

Муниципалы закупали новые автобусы в апреле этого года. Но в парке КПАТП-5 и КПАТП-7 остается много машин 2011 года выпуска: это МАЗы большого класса и ЛиАЗы, которые в 2020 году городу подарила Москва.

В апреле 2023 года в Красноярск прибыли 28 новых автобусов за 440 миллионов рублей. Но они работают только у муниципалов

— Тариф не позволяет брать новые автобусы. Это вопрос к власти, которая должна субсидировать перевозчиков. Администрация дает муниципалам автобусы, но не дает деньги на их содержание. И они потом в итоге ломаются и больше стоят, чем ездят. И тарифы тоже позволяют перевозчикам работать, только пока эти машины ездят, — отметил источник NGS24.RU.

Теперь у перевозчиков появился еще один повод не менять парк — это планы мэрии и краевого правительства по развитию электротранспорта в Красноярске. К концу года в город придут новые электробусы и зарядные станции для них, а к 2025 году планируется построить трамвайную ветку до Солнечного и убрать часть автобусных маршрутов. Несколько дней назад глава Красноярска Владислав Логинов заявил в эфире телеканала «Прима», что к 2028 году город может полностью перейти на электротранспорт.

— Мэр не видит тут коммерческих перевозчиков, — сетует наш источник. — Как думаете, будут они в ближайшие пять лет обновлять подвижной состав? Все инвестиции, если они планировались, встанут на паузу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства