Сегодня в Красноярске выбрали лучшего таксиста. Водители соревновались в скоростном маневрировании, проезжали «змейку» с наполненным до краёв стаканом воды и отвечали на вопросы о правилах и истории. Как прошёл конкурс, кто победил, а главное, что думают водители о своей профессии и видео заездов, — в нашем репортаже.
— За звание лучшего в Красноярском крае боролись 14 водителей из разных компаний. Претендентов, как рассказали организаторы, было вдвое больше. Но кто-то выбыл уже на этапе отбора. К конкурсу допустили только тех водителей, чей рабочий стаж больше 3 лет и за последние 3 года отсутствуют нарушения ПДД и ДТП.
Конкурс проходит в два этапа. Сначала водители сдавали теоретический тест. В вопросах — правила дорожного движения, основы оказания первой медицинской помощи. А кроме этого — вопросы, касающиеся истории Красноярска и края.
— Был вопрос, например, «В каком году построили Коммунальный мост?». Или «Чьё имя сейчас носит наш театр оперы и балета?», — вспоминают участники. — Вот ещё один интересный вопрос: «Кто из этих актёров приезжал в Красноярск: Никулин, Вицин, Моргунов или Смоктуновский?». Я Никулина написал, ошибся.
Первым испытанием для участников стало скоростное маневрирование. Задания как на экзамене на права: «змейка», разворот в ограниченном пространстве, параллельная парковка, заезд в бокс, горка. Кроме этого — остановка у стоп-линии и «змейка» задним ходом. Все задания участники выполняли на одном автомобиле — Volkswagen Polо с механической коробкой передач.
В этом году, как объяснили нам организаторы, помимо чистоты прохождения испытаний, большое внимание уделяли и скорости выполнения заданий. На дистанцию скоростного маневрирования давалось 3 минуты. Едешь больше — штрафные баллы, приехал раньше — дополнительные бонусные.
Конкурс в Красноярске проводится уже второй раз. В прошлом году его выиграл Ростислав Давыдов. Он же получил бронзу на всероссийском конкурсе в Сочи и приз в 50 тысяч рублей. В этом году он снова решил поучаствовать.
— Конкурс очень интересный. Но в этот раз у меня очень сильные соперники, гораздо сильнее меня, опытнее, — отвечает скромный водитель.
— Я человек непубличный, — коротко с улыбкой отвечает «Лучший таксист Красноярска – 2018» и не соглашается на интервью под камерами. Но нам уделяет немного времени: — Вообще по профессии я инженер. Но, видимо, я плохой инженер. (Смеётся.)
Ростислав рассказал, что изначально пришёл в такси, как и все, чтобы немного подзаработать. Не думал, что его затянет надолго: «Никто такого не планирует». (Улыбается.) В такси он работает уже 8 лет.
— Однажды я отвозил людей в аэропорт. Со мной рассчитались крупной купюрой. Я понял, что сдачи у меня нет. Сказал об этом, и в итоге денег с них за поездку не взял. Так те же самые пассажиры, когда возвращались обратно, выбрали именно мою машину. Я за ними приехал, и они оплатили и эту поездку, и ту предыдущую. Вот такие люди порядочные! — поделился историей водитель.
В этом году в конкурсе впервые приняли участие и девушки. Алла работает в такси всего 4 месяца, но стаж её вождения уже больше 20 лет. Все задания она выполняет с какой-то особой аккуратностью и осторожностью, но при этом с хорошей скоростью.
— Алла, а как вы пришли в такси?
— Как ни странно, у многих, кто приходит в такси, одна и та же история. Был свой собственный бизнес, потом что-то не получилось. (Улыбается.) То есть это часто люди, которые уже знают, как работать на себя, как составлять собственный рабочий график.
Раньше у Аллы был свой швейный цех, она занималась пошивом спецодежды. Но рынок таких услуг оказался переполнен, и своё дело пришлось закрыть. Тогда девушка вспомнила, что 10 лет назад уже работала в детском такси — возили исключительно мам с детьми на специальных разукрашенных автомобилях. Тот опыт Алла всегда вспоминала с радостью. Поэтому и решила вернуться в сферу такси.
— А предвзятое отношение к женщинам за рулём осталось?
— Если честно, то да. Осталось. (Улыбается.) Помню, садятся ко мне клиенты — молодые мальчишки, студенты. Оборачиваются и спрашивают: «А вы когда на права сдали?». Я им отвечаю: «Наверное, ещё до вашего рождения!» (Улыбается.) — «Ну тогда поехали!».
Первое испытание водители прошли с разным временем. Кому-то на это потребовалось всего 1 минута 59 секунд, кому-то 6 минут. Нередко водители наезжали на конусы и получали штрафные баллы. Но в целом атмосфера на конкурсе была очень спокойной. И водители, казалось, не волновались ни капли.
40-летний Виктор работает в такси уже больше 10 лет. Мы поймали его на разговор сразу же после прохождения трассы.
— Не страшно было?
— Нет, совсем. Мы же то же самое делаем каждый день, чего нам уже волноваться. (Улыбается.)
Виктор рассказал, что сначала он работал токарем: «Потом жизнь привела в такси. Машины у меня не было, а тут появилась возможность её взять, да и работать». Сейчас Виктор за рулём практически 6 дней в неделю. «Однажды после смены получил заказ на Абакан. Вот это точно навсегда запомню», — говорит водитель.
На вопросы о зарплате участники отвечают почти всегда одинаково: «День на день не приходится». Но в среднем цифры следующие — от 20 до 70 тысяч рублей. При этом, как говорят таксисты, до 60% от заработанных денег уйдёт на бензин и на ремонт машины, если ездишь на своей, а не на арендованной.
«Работа тяжёлая. Клиенты бывают разные, как, наверное, и в других сферах, связанных с работой с людьми. Бывает тяжело, бывает весело». Один из участников рассказал, как однажды ему пришлось высадить пьяную пассажирку: «Мешала ехать, кричала, что ей не нравится музыка. В итоге я её высадил возле остановки. Денег не взял, конечно. Но вы сами поймите, зачем мне это нужно».
Артур — самый молодой участник конкурса, ему всего 24 года. В такси он работает полгода. На смену выходит с 7 утра и иногда работает по 12 часов. «Устаёшь, конечно, но терпимо». Один раз его тоже спросили о том, есть ли у него права, сославшись на молодость водителя. А права у Артура с 18 лет, и уже 6 лет стажа.
На чай, как говорит водитель, иногда оставляют, но самая большая сумма — 500 рублей.
Второй этап соревнований — не менее интересный. У водителей проверяли то, насколько плавно они водят авто. Для этого на крышу машины ставили гранёный стакан, наполненный водой практически до краёв. С этим стаканом нужно было проехать «змейку» и вернуться к финишу. После чего стакан ставили на весы и проверяли, сколько миллилитров было пролито
На этот этап отводили всего одну минуту. Хотя многие справлялись и быстрее. К нашему удивлению, практически все водители возвращались с таким же полным стаканом, не потеряв ни миллилитра или пролив только пару капель.
Артуру 57 лет. Его стаж вождения — 36 лет, и 32 года из них он работает водителем такси.
— Раньше работать в такси было престижно, не то что сейчас. Мне хотелось работать в такси, общаться с людьми. Поэтому с грузовой машины пришёл в легковое такси. Тогда автопарки были государственными, работали на ГАЗ-24 — на «Волгах». Раньше таксистов уважали и на работу было устроиться очень сложно. Нужен был и стаж, навыки вождения, проверяли знание города. Сейчас проще: любой сел в машину, поставил навигатор, и всё — он таксист. Хотя и города может не знать, и стажа нет.
— Что самое сложное в такси?
— Нужны железные нервы.
За 44-летнего Андрея пришли болеть его сыновья. Он водитель с 29-летним стажем. Участвовал в конкурсе в прошлом году, но не вошёл в тройку победителей. В этот раз готовился основательнее.
— Вообще по образованию я инженер-системотехник, компьютерщик. Но с юности любил машины, любил ездить за рулём. Сначала просто подрабатывал в удовольствие, а работал в фирме компьютерной, писал программы. В определённый момент понял, что в такси я смогу зарабатывать больше, чем в фирме, и ушёл. Там сидишь по ночам с компьютерами, а здесь — общаешься с людьми.
— А по зарплате больше на сколько?
— В 90-е в такси можно было зарабатывать очень прилично. За 2–3 месяца активной работы можно было новую машину купить. Сейчас, конечно, уже совсем не так. (Улыбается.)
Именно Андрей Овсянников в итоге стал победителем конкурса и обладателем звания «Лучший водитель такси Красноярского края – 2019». Победитель поедет на всероссийский конкурс в Сочи. И проезд, и проживание ему оплатят организаторы.
Кроме этого призёры получили сертификаты на суммы 5, 10 и 15 тысяч рублей.
— Это стало большой неожиданностью для меня. Я допустил несколько ошибок в тесте и честно думал, что они для меня будут фатальными. Теперь только вперёд. Я буду готовиться ещё лучше. Считаю, что золото российского этапа нужно привезти в Красноярск.