История авиации в Красноярске уходит в начало прошлого века. Советские газеты пафосно оповещали, что первые полеты в небе Красноярья состоялись в 1925 году. Но это не совсем верно, пояснила руководитель музея истории авиации в школе № 149 Светлана Соколова. Были они и в дореволюционной России, в 1910 году. Тогда над Енисеем появился воздушный шар с известным русским воздухоплавателем Орловым. Уже при советской власти красноярцы увидели первый самолет «Сопвич», который переименовали по решению городской конференции Общества друзей воздушного флота в «Красноярец».
Ну а раз есть самолет — значит надо иметь и аэродром. В тридцатые годы Красноярск стал одним из форпостов на пути авиаторов в Заполярье, в годы войны — конечным пунктом авиатрассы «Аляска-Сибирь». Освоение Севера заставило в 1934 году создать на острове в Енисее, который тогда назывался Телячьим, гидроавиабазы и авиаремонтные мастерские. Спустя год его с уже построенным Красноярским авиаремонтным заводом переименовали в честь Василия Молокова, который получил звание Героя Советского Cоюза за спасение челюскинцев.
Самолетам на острове было отведено около 40 лет. В 1966 году, согласно данным на портале края, во время ледохода авиаремонтные мастерские и жилой поселок полностью затопило — вода не отступала две недели. В 1976 году они переехали на нынешнюю «Взлетку».
На сам остров Молокова у инвесторов были большие планы — его хотели застроить жильём и отелями. Но в марте 2017 года было объявлено о создании там парка-музея освоения Севера. Идея принадлежит экспедиционному центру Русского географического общества. Сюда же планируют привезти самолет «Дуглас», который пролежал в таймырской тундре без малого 70 лет. Самолет попал в СССР из США по действовавшей во время Великой Отечественной войны программе поставок по ленд-лизу.
В истории аэропорта Красноярск-Северный, говорит руководитель музея авиации Светлана Соколова, много пятен: «В интернете пишут, вы меня простите, неправду. «Появился аэропорт в начале 40-х годов, вероятно». Дальше пишут: «Две взлётно-посадочные полосы, построенные в 1943 году японскими военнопленными». Этого быть не может — у нас с Японией был до 1945 года нейтралитет. Не воевали. И строить они здесь не могли». Получается, продолжает она, датировать этим временем можно возведение второй полосы на нынешней улице Молокова, которую как раз использовали для перегона американских самолетов. Первая была на Взлетной.
Две бетонные взлётно-посадочные полосы имели длину в 1 тысячу метров и ширину 80 метров. Здесь же появились четыре ангара, служебные здания, технический склад, гараж, жилые дома и прочие сооружения.
По данным портала «Краскомпас», в 40-е на «Взлетке» базировалась харьковская военная авиационная служба, эвакуированная в начале войны. После войны жизнь вошла в мирное русло и к 1954 году был построен двухэтажный кирпичный аэровокзал, который мог вместить 150 человек в час. Спустя два года организовали и службу бортпроводников для пассажирских рейсов, которые в то время выполнялись на Ли-2.
Спустя еще пару лет на смену устаревшим Ли-2 в Красноярск пришли новенькие Ил-14, Ан-2 и Як-12. А в 1961-м в Красноярское управление ГВФ на смену тихоходным самолётам стали поступать турбовинтовые, турбореактивные — комфортабельные и многоместные, в частности самолёты Ил-18.
В то время самолеты практически выполняли функцию современных междугородних автобусов. Отсюда можно было улететь в десятки городов края. Светлана Соколова вспоминает, что начинала свою карьеру в поселке под Канском. Молодой девушке было скучно в деревне и на каждые выходные она возвращалась в Красноярск, чтобы сходить в кино, на танцы и пообщаться с друзьями: «Представляете, утром в понедельник я садилась на самый ранний рейс, успевала к автобусу в поселок и на работу».
А читатели краевой библиотеки до сих пор вспоминают в LiveJournal, как летали отсюда в Новоселово за 6 рублей 50 копеек. Досмотра почти не было, а на борту давали карамель.
Ангар у здания «Билайна» был построен в 1967 году. И туда, по словам Светланы Соколовой, входил только один самолет — Ил-18. Таких было много, поэтому стоянку организовали напротив — там, где сейчас дом с супермаркетом «Командор». Более того, ангаров было несколько, а не только тот, что остался в наследство.
Судя по тому, что аэропорт Красноярск-Северный закрыли в 1988-м, именно это здание видело всех высокопоставленных гостей Красноярска времен СССР. Здесь встречали Юрия Гагарина, Валентину Терешкову и других космонавтов. Согласно данным краевого архива, еще одна харизматичная личность ХХ века — лидер Кубы Фидель Кастро также посетил аэропорт. Правда, в город он так и не выехал. Кубинца интересовали секреты развития Таймыра и норильского комбината.
Встречали гостя 13 мая 1960 года в рамках тура по всему СССР. Кто-то говорит, что самолет просто сел на дозаправку. Как и во всех городах большой страны, на угощение лидера дружественной страны не скупились: архивы края хранят документ, где говорится, что на банкет в аэропорту выделили 800 рублей. Для сравнения: средняя зарплата тех дней была в 10 раз меньше. Лидер Кубы улетел через несколько часов, а чиновники продолжили банкет в узком кругу, вспоминали журналисты тех лет.
Большое событие произошло в конце октября 1976 года: на аэродроме Красноярска впервые совершил посадку Ту-154. К этому времени взлетно-посадочную полосу удлинили до 2350 метров. Но для принятия такого самолета не хватило 150 метров. Поэтому Ту-154, даже имея заметную недогрузку, после разбега обычно отрывался от бетона буквально в нескольких десятках метров от нынешней улицы Шахтеров.
В конце 70-х годов июльская жара стала причиной ЧП. Двигатели самолета не успевали набрать необходимую для взлета мощность и Ту пронесся совсем низко над крышей проезжавшего по дороге автобуса. Окна были открыты, струи газа от двигателей попали в окна и автобус опрокинуло. Водитель чудом остался жив. После на улице Шахтеров появился светофор, разбивший потоки самолетов и автотранспорта. Причем включать и выключать светофор мог только диспетчер аэропорта, руководивший полетами.
Назрел вопрос вынести аэропорт за пределы застраивающегося города. В 1976 году начали вырубать лес в 27 км от Красноярска — под Емельяново. Запуск аэропорта с одноименным названием состоялся 25 октября 1980 года. И судя по фото, все было приурочено к ноябрьскому очередному съезду КПСС. Как и открытие нового терминала в 2017 году — к Универсиаде. Новый аэропорт продолжал строиться и принимать самолеты. Аэропорт Северный был закрыт спустя 8 лет, в 1988 году.
Бывший глава края Павел Федирко в своих мемуарах его строительство называет самым глобальным и авантюрным градостроительным проектом. Строительство началось без готового проекта, финансирования и вообще согласования сверху. В процессе с полей вывезли 12 миллиона куб. м грунта. На том месте, где сегодня находится взлетно-посадочная полоса, стояла гора высотой в 18 метров, а на другом конце была 9-метровая яма. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 миллиона рублей, пишет Федирко.
«По тем временам — это солидные средства, — объясняет бывший глава региона. — А тут конец года. Отчетность! Я к Бугаеву (министр гражданской авиации СССР. — Ю.Г.): «Что будем делать, Борис Павлович?». Ситуация серьезная. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Минске, где строился аэропорт, не успели освоить выделенные средства. И в Ташкенте та же ситуация. А неосвоенные средства никому не выгодно было показывать: все должно было выполняться вовремя и в запланированных объемах». В итоге средства перекинули на красноярский аэропорт и узаконили строительство.
Работники аэропорта, жившие в окрестных домах «Северного», были против переноса. Их удалось убедить, а после случилась трагедия: пассажирский лайнер рухнул в районе зверосовхоза. У него вылетела лопатка турбины. Если бы это случилось при взлете с полосы в Северном, то самолет упал был прямо в центре города, размышляет Федирко.
Вынос аэропорта освободил огромное поле в 200 га, которое в будущем занял микрорайон «Взлетка». Согласно новому генплану, у Октябрьского моста должен был сложиться новый центр города с административными зданиями.
Днем открытия Емельяново считают день посадки первого самолета Ил-62 сообщением Москва — Красноярск. Кабина одного из таких лайнеров находится сегодня в музее школы № 149 на Весны, 9А. Тогда в лесу были достроены здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса, служба теплового и санитарно-технического обеспечения, котельная и энергослужба, а остальные объекты еще достраивались или только проектировались.
Статус международного новый аэропорт в Емельяново получил спустя 13 лет после запуска, в 1993 году. Уже в 2005 году, говорится на сайте аэропорта, появился терминал № 2, откуда до прошлого декабря красноярцы и летали в дальние страны.
В мае 1991 года Красноярское управление гражданской авиации было реорганизовано в концерн «Красноярские авиалинии». Ранее все борты были подписаны именем «Аэрофлот». Началась эпоха «Красэйр», которая закончилась в 2009 году. Его маршрутная сеть тогда насчитывала более 50 направлений в города нашей страны и за рубеж.
По словам Светланы Соколовой, у «Красэйра» было много именных бортов. Впрочем, и на фото, предоставленных пресс-службой аэропорта, вы сможете найти имена Василия Сурикова, Василия Молокова, Михаила Водопьянова и других.
Сегодня улицы «Взлетки» носят имена многих летчиков — Водопьянова, Молокова, Батурина. Среди этих имен могло быть и женское. Один из летчиков пытался убедить комиссию по наименованиям улиц назвать одну именем первой летчицы советского аэрофлота, пилота ТУ-154 Ираиды Вертипраховой. Но имя неблагозвучно. Бывшие летчики на аэрофорумах приводят воспоминания о ней из дневников В.Ершова.
«Летала у нас в управлении Ираида Фёдоровна Вертипрахова. Всю жизнь свою положила на алтарь. Пахала командиром Ил-14 и Ил-18 наравне с мужиками, а ведь ещё и чемпионка по парашютизму в прошлом, и на Ту-154 переучилась в числе первых, и даже — показухи и рекорда ради — в наспех сколоченном женском экипаже быстренько переучилась на Ил-62 и установила на этом лайнере рекорд беспосадочного полёта: София — Владивосток. Заслуженный пилот СССР, награждена орденами. Всё есть. И характером проста, «свой мужик», и водку пила наравне, и даже более иных, и домой бабам пьяный экипаж развозила, в руки передавала: «Твой? Забирай!». Чужих мужей-то… а сама одна как перст, всю жизнь».
Закончилась карьера первого-пилота женщины разжалованием во вторые пилоты: она простила в Сочи не удержавшему пилоту направление на пробеге самолета. Дошло до верхов: «Дошло до самого Васина. Правда, и наш Лукич, очень не жалующий женщин за штурвалом, руку не слабо приложил. Васин рубанул сплеча: командира Ту-154 Вертипрахову, Заслуженного пилота СССР, орденоносца, чемпионку мира и т д. и т. п., — кинуть во вторые пилоты Ил-18! Навечно! Суки. Когда им надо — то в нарушение всех лётных законов рекорды им ставь…И так и сгноили. Она стала добиваться, связи у неё есть, Гризодубова и другие знаменитые друзья. Но, видимо, настали другие времена: бесполезно. И тихо-тихо она ушла на пенсию, стала, говорят, попивать… и сгинула в безвестности».
Прошли годы, и к Универсиаде запустили новый терминал, который будет принимать международные и внутренние рейсы. Сменилось и название аэропорта: теперь вместо вывески с буквами «Емельяново», на нем красуется «Красноярск».
Корреспонденты НГС.НОВОСТИ в режиме онлайн с самого утра следили за тем, как обычные пассажиры регистрируются и реагируют на новое здание.
Исторические фотографии предоставлены пресс-службой международного аэропорта Красноярск, Артем Ленц (2, 28–29), Краевой архив (10, 11), из архивов Красноярскгражданпроекта (21), фото Ю. Лунькова (РИА Новости) (27)