Дороги и транспорт проблема Перенос начала рабочего дня ради борьбы с пробками: разбираем, как это скажется на дорогах 

Перенос начала рабочего дня ради борьбы с пробками: разбираем, как это скажется на дорогах 

Эксперты рассказали, что ждать красноярцам от переноса начала рабочего дня

В Красноярске обсуждается радикальный метод борьбы с заторами. Чтобы ослабить нагрузку на улицы в часы пик, рассматривается вариант изменить рабочий график красноярцев. Кого в первую очередь могут заставить вставать раньше, где в России применялся такой подход и может ли он спасти город от пробок — в материале далее.

В Красноярске обсуждается перенос рабочего дня ради спасения от пробок. С таким вопросом в сети Facebook обратился к горожанам член рабочей группы по оптимизации дорожного движения Красноярска Степан Амелькин.

Сегодня суровые пробки сковывают Красноярск на час утром и вечером, подсчитали транспортники, изучив движение на 27 участках города за последние 2 года. Пика заторы достигают к 8:40 и 18:30. При этом в 10 утра или, например, в 17:00 движение по улицам гораздо свободнее.

Сходную картину рисует и Яндекс.Пробки. Мы внимательно изучили статистику сервиса о заторах на самых проблемных участках за прошлую неделю. Каждый будний день пик пробок здесь наблюдается в одно и то же время. И оно совпадает с тем, о котором говорят наши транспортники. Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев отмечает, что все проблемные места города встают примерно в одно время, когда число машин на дорогах увеличивается.

Степан Амелькин пики пробок в 8:40 и 18:30 объясняет рабочим графиком горожан — дорожная сеть не справляется с потоком авто горожан, которые едут на работу. «Очень много предприятий города работает с 9 утра. Потому такие узкие часы пик».

Транспортники полагают, что если разнести по времени начало рабочего дня различных предприятий, то и нагрузка на дороги в часы пик ослабнет. Сейчас вопрос обсуждается экспертами. По словам Степана Амелькина, мнение горожан можно изучить лишь в ходе масштабного исследования. Пока же эксперты хотят понять, что может подтолкнуть горожан воспротивиться изменению рабочего графика.

Еще в эпоху СССР все предприятия Красноярска начинали работу в разное время ради решения транспортной проблемы. «Общественного транспорта в городе не хватало. Начало работы предприятий переносилось по времени. Режимные предприятия, смены на крупных заводах работали с 7 утра, социальные учреждения начинали работу с 8:00, остальные в 8:30, в 9:00», — говорит начальник отдела транспортного планирования института «Гражданпроект» Владимир Неня.

Сейчас от манипуляций с графиком серьезного улучшения ситуации Владимир Неня не ожидает. По его словам, сегодня предприятия различных сфер и так начинают работу в разное время. «Раньше были крупные предприятия. Установить, кто, куда и зачем едет, было проще. Сейчас на улицах броуновское движение. Не факт, что человек в 8 утра в машине едет именно на работу. Нужно понять, как ограничивать по времени передвижения работников малых предприятий, которые находятся в частных руках».

Статистика 2ГИС показывает, что в 9 утра работу начинает почти 40 % предприятий города.

Все городские ТРЦ, 72 % турфирм города открываются в 10:00, почти 90 % детсадов и поликлиник начинают работу в 7:00 и в 7:30, соответственно больше половины супермаркетов открываются к 8:00. В 9:00 в Красноярске начинают работать мэрия, органы соцзащиты и все административные учреждения.

Только в структурах мэрии и муниципальных учреждениях работает около 35 тыс. чел. И это без учета работников краевых учреждений. В ряде городов власти изменили режим работы именно для работников администрации.

С 1 февраля время начала работы чиновников казахстанской столицы перенесли с 9:00 на 8:30. Весной местные СМИ со ссылкой на представителей администрации Астаны писали о снижении нагрузки на магистрали. Однако уже осенью местных транспортников уволили за хронические заторы. В России с переносом работы чиновников экспериментировал мэр Москвы Сергей Собянин, предложив им ходить на работу не к 9:00, а к 8:00.

Мнение российских ученых об эффективности таких методов борьбы с пробками резко расходится. Директор института транспортной политики ГУ ВШЭ Михаил Блинкин на наши вопросы ответил, что «разнесение работы предприятий по времени — наивная мера из советского прошлого». Руководитель сектора транспортного планирования НИИ автомобильного транспорта при Минтрансе РФ Сергей Карасевич, наоборот, отметил, что такие способы рассматриваются даже в учебниках: «Если, например, сместить график работы 2 крупных вузов, то пик упадет и перейдет в другое время. Но если это сработало в Казани, не факт, что получится в другом городе. Необходимо специальное исследование».

Со стороны кажется, что работу красноярских чиновников, например, легко можно перестроить на манер Москвы. Или предложив ряду компаний работать с 10:00. Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев утверждает, что не все так однозначно: «Стоит ли переносить работу предприятий на 10:00? Не факт, что у их работников будет все хорошо. Люди могут возвращаться домой к 9 вечера. Ведь на 18:40 приходится пик пробок, но и в 19 часов они достаточно жесткие».

Так же осторожно ученый говорит и о переводе муниципальных служащих на работу с 8:00. Он признает, что в утренние часы дороги свободны, но опасается, что работа соцслужб по такому графику скажется на качестве обслуживания горожан. Такие же опасения высказывает и профессор экономики СФУ Евгения Бухарина. По ее словам, если чиновники будут начинать и заканчивать рабочий день раньше остальных горожан, может получиться так, что на прием неудобно станет записываться.

В социальных сетях звучат предположения менять график не столь радикально, а на 20–30 минут. Финансовый директор страховой компании «Надежда» Наталья Шеходанова рассказывает, что их организация перенесла работу с 8:30 на 8:00 и сейчас в компании подумывают о сменном графике. Красноярцы, работающие с 8:00, признается, что легко проскакивают пробки, выезжая из дома в 7:15, а с работы в 17:00. Правда, в качестве минуса называется невозможность провожать детей в школу: занятия там начинаются в 8:20.

И Владимир Неня из «Гражданпроекта», и Александр Фадеев из СФУ осторожны в оценках предполагаемого эффекта от переноса рабочего времени.

«В Красноярске просто не хватает линейных магистралей — прямых дорог. Между Октябрьским районом и Советским районом их всего 2: Белинского и Караульная. А по-хорошему, их нужно 3-4. Но такую транспортную схему нам продиктовал рельеф — часть города зажата между рекой и Покровской горой. Так что перенос сильно на загруженность дорог не повлияет»,

— считает Неня.

По словам Александра Фадеева, перенос рабочего времени требует проведения масштабного исследования и, пока оно не выполнено, ни о каких прогнозах не может быть и речи: «Необходимо собрать статистику о времени работы предприятий, понять, какие из них могут изменить время работы. Затем узнать, по каким маршрутам их персонал ездит утром и вечером. Сколько из них пользуются личным авто. И только после этого можно построить транспортную модель и строить какие-то прогнозы».

Руководитель Российской академии транспорта Михаил Яковлев рекомендует красноярским транспортникам не только замерить нагрузку на дороги в часы пик, но и узнать, сколько водителей в принципе хотят ехать по определенным города участкам. По его словам, спрос на проезд по дорогам, ведущим в центр, гораздо выше, чем нагрузка даже в пиковые часы:

«Наверное, можно заставить чиновников и госслужащих работать ночью. Во всем мире никто не регулирует, когда людям ложиться спать и когда вставать. Весь мир пытается ввести запрет на доступ автомобилистам к тем или иным территориям».

В качестве примера эксперт привел платные парковки, стимулирующие автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт, плату за проезд по некоторым участках в ряде городов Европы или практику Афин, где водители с четными номерами могут въезжать в город по четным числам, а с нечетными — соответственно по нечетным.

Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой (1), Степана Амелькина facebook.com (2), иллюстрация Артема Ленца (3, 4)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
52
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления