В Красноярске обсуждается радикальный метод борьбы с заторами. Чтобы ослабить нагрузку на улицы в часы пик, рассматривается вариант изменить рабочий график красноярцев. Кого в первую очередь могут заставить вставать раньше, где в России применялся такой подход и может ли он спасти город от пробок — в материале далее.
В Красноярске обсуждается перенос рабочего дня ради спасения от пробок. С таким вопросом в сети Facebook обратился к горожанам член рабочей группы по оптимизации дорожного движения Красноярска Степан Амелькин.
Сегодня суровые пробки сковывают Красноярск на час утром и вечером, подсчитали транспортники, изучив движение на 27 участках города за последние 2 года. Пика заторы достигают к 8:40 и 18:30. При этом в 10 утра или, например, в 17:00 движение по улицам гораздо свободнее.
Сходную картину рисует и Яндекс.Пробки. Мы внимательно изучили статистику сервиса о заторах на самых проблемных участках за прошлую неделю. Каждый будний день пик пробок здесь наблюдается в одно и то же время. И оно совпадает с тем, о котором говорят наши транспортники. Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев отмечает, что все проблемные места города встают примерно в одно время, когда число машин на дорогах увеличивается.
Степан Амелькин пики пробок в 8:40 и 18:30 объясняет рабочим графиком горожан — дорожная сеть не справляется с потоком авто горожан, которые едут на работу. «Очень много предприятий города работает с 9 утра. Потому такие узкие часы пик».
Транспортники полагают, что если разнести по времени начало рабочего дня различных предприятий, то и нагрузка на дороги в часы пик ослабнет. Сейчас вопрос обсуждается экспертами. По словам Степана Амелькина, мнение горожан можно изучить лишь в ходе масштабного исследования. Пока же эксперты хотят понять, что может подтолкнуть горожан воспротивиться изменению рабочего графика.
Еще в эпоху СССР все предприятия Красноярска начинали работу в разное время ради решения транспортной проблемы. «Общественного транспорта в городе не хватало. Начало работы предприятий переносилось по времени. Режимные предприятия, смены на крупных заводах работали с 7 утра, социальные учреждения начинали работу с 8:00, остальные в 8:30, в 9:00», — говорит начальник отдела транспортного планирования института «Гражданпроект» Владимир Неня.
Сейчас от манипуляций с графиком серьезного улучшения ситуации Владимир Неня не ожидает. По его словам, сегодня предприятия различных сфер и так начинают работу в разное время. «Раньше были крупные предприятия. Установить, кто, куда и зачем едет, было проще. Сейчас на улицах броуновское движение. Не факт, что человек в 8 утра в машине едет именно на работу. Нужно понять, как ограничивать по времени передвижения работников малых предприятий, которые находятся в частных руках».
Статистика 2ГИС показывает, что в 9 утра работу начинает почти 40 % предприятий города.
Все городские ТРЦ, 72 % турфирм города открываются в 10:00, почти 90 % детсадов и поликлиник начинают работу в 7:00 и в 7:30, соответственно больше половины супермаркетов открываются к 8:00. В 9:00 в Красноярске начинают работать мэрия, органы соцзащиты и все административные учреждения.
Только в структурах мэрии и муниципальных учреждениях работает около 35 тыс. чел. И это без учета работников краевых учреждений. В ряде городов власти изменили режим работы именно для работников администрации.
С 1 февраля время начала работы чиновников казахстанской столицы перенесли с 9:00 на 8:30. Весной местные СМИ со ссылкой на представителей администрации Астаны писали о снижении нагрузки на магистрали. Однако уже осенью местных транспортников уволили за хронические заторы. В России с переносом работы чиновников экспериментировал мэр Москвы Сергей Собянин, предложив им ходить на работу не к 9:00, а к 8:00.
Мнение российских ученых об эффективности таких методов борьбы с пробками резко расходится. Директор института транспортной политики ГУ ВШЭ Михаил Блинкин на наши вопросы ответил, что «разнесение работы предприятий по времени — наивная мера из советского прошлого». Руководитель сектора транспортного планирования НИИ автомобильного транспорта при Минтрансе РФ Сергей Карасевич, наоборот, отметил, что такие способы рассматриваются даже в учебниках: «Если, например, сместить график работы 2 крупных вузов, то пик упадет и перейдет в другое время. Но если это сработало в Казани, не факт, что получится в другом городе. Необходимо специальное исследование».
Со стороны кажется, что работу красноярских чиновников, например, легко можно перестроить на манер Москвы. Или предложив ряду компаний работать с 10:00. Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев утверждает, что не все так однозначно: «Стоит ли переносить работу предприятий на 10:00? Не факт, что у их работников будет все хорошо. Люди могут возвращаться домой к 9 вечера. Ведь на 18:40 приходится пик пробок, но и в 19 часов они достаточно жесткие».
Так же осторожно ученый говорит и о переводе муниципальных служащих на работу с 8:00. Он признает, что в утренние часы дороги свободны, но опасается, что работа соцслужб по такому графику скажется на качестве обслуживания горожан. Такие же опасения высказывает и профессор экономики СФУ Евгения Бухарина. По ее словам, если чиновники будут начинать и заканчивать рабочий день раньше остальных горожан, может получиться так, что на прием неудобно станет записываться.
В социальных сетях звучат предположения менять график не столь радикально, а на 20–30 минут. Финансовый директор страховой компании «Надежда» Наталья Шеходанова рассказывает, что их организация перенесла работу с 8:30 на 8:00 и сейчас в компании подумывают о сменном графике. Красноярцы, работающие с 8:00, признается, что легко проскакивают пробки, выезжая из дома в 7:15, а с работы в 17:00. Правда, в качестве минуса называется невозможность провожать детей в школу: занятия там начинаются в 8:20.
И Владимир Неня из «Гражданпроекта», и Александр Фадеев из СФУ осторожны в оценках предполагаемого эффекта от переноса рабочего времени.
«В Красноярске просто не хватает линейных магистралей — прямых дорог. Между Октябрьским районом и Советским районом их всего 2: Белинского и Караульная. А по-хорошему, их нужно 3-4. Но такую транспортную схему нам продиктовал рельеф — часть города зажата между рекой и Покровской горой. Так что перенос сильно на загруженность дорог не повлияет»,
— считает Неня.
По словам Александра Фадеева, перенос рабочего времени требует проведения масштабного исследования и, пока оно не выполнено, ни о каких прогнозах не может быть и речи: «Необходимо собрать статистику о времени работы предприятий, понять, какие из них могут изменить время работы. Затем узнать, по каким маршрутам их персонал ездит утром и вечером. Сколько из них пользуются личным авто. И только после этого можно построить транспортную модель и строить какие-то прогнозы».
Руководитель Российской академии транспорта Михаил Яковлев рекомендует красноярским транспортникам не только замерить нагрузку на дороги в часы пик, но и узнать, сколько водителей в принципе хотят ехать по определенным города участкам. По его словам, спрос на проезд по дорогам, ведущим в центр, гораздо выше, чем нагрузка даже в пиковые часы:
«Наверное, можно заставить чиновников и госслужащих работать ночью. Во всем мире никто не регулирует, когда людям ложиться спать и когда вставать. Весь мир пытается ввести запрет на доступ автомобилистам к тем или иным территориям».
В качестве примера эксперт привел платные парковки, стимулирующие автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт, плату за проезд по некоторым участках в ряде городов Европы или практику Афин, где водители с четными номерами могут въезжать в город по четным числам, а с нечетными — соответственно по нечетным.
Фото Ольги Ярцевой (1), Степана Амелькина facebook.com (2), иллюстрация Артема Ленца (3, 4)