Сразу 4 автомобилиста лишились колес в огромной яме на Авиаторов у подъездов к 4-му мосту. Все произошло в темное время суток, вспоминает очевидец Никита Артемов. Сперва в огромную продолговатую яму попали его друзья на ВАЗ-2106. От удара отечественный автомобиль потерял заднее колесо. Только пока парни меняли колеса, в ту же самую яму угодили еще 3 авто и лишились колес. Диски в них, утверждает парень, выгнуло так, что колеса уже не починишь. Как добиться от дорожников компенсации в десятки тысяч рублей — в материале далее.
ДТП из-за ямы. Часто ли красноярские водители подают в суд на дорожников?
За последние 6 лет краевые суды рассмотрели свыше 500 исков водителей, разбивших машины в ямах. С повреждением авто о торчащие люки связано около 300 исков.
Происходят такие ДТП во всех районах города. Летом 2015 года водитель Toyota Mark II лишился двух правых колес в яме глубиной 10 см на Коммунальном мосту — отсудил 18 тыс. руб. Годом ранее водитель Toyota Ipsum отсудил у чиновников 84 тыс. за оставленные в яме подвеску и два передних колеса в «Солнечном».
Начиная с 2012 года красноярцы активно судятся с дорожниками за утопленные в лужах авто. В базе судебных решений мы нашли 18 таких исков. Самую большую сумму — 811 тыс. руб. — в таких спорах взыскала хозяйка BMW: двигатель машины пришел в негодность в огромной луже в Свердловском районе.
Долго ли идут суды и какие суммы удается получить?
Судя по документам судов, в среднем тяжба тянется около 9 месяцев. Размеры выплат зависят от понесенного ущерба, поясняет автоюрист компании «Профессор» Виталий Тушков. По словам директора юридической компании «Абсолютное право» Евгения Нигматулина, в подавляющем большинстве случаев в ходе наездов на дорожные дефекты страдают колеса, средний размер компенсации по суду составляет 50 тыс. руб.
В архивах судов можно найти разные решения. Например, в 2014 году за переднее колесо в яме на Свердловской водитель отсудил 21 тыс. руб., в прошлом году за изуродованные о люк на Красрабе колеса и подвеску Toyota Camry коммунальщики выплатили 118 тыс. руб.
Одну из самых больших компенсаций мы нашли в решении Центрального районного суда Красноярска: 841 тыс. руб. за сгоревший прямо на дороге BMW X3. Потушившие машину пожарные увидели кусок решетки от ливневки. После наезда авто на канализационный сток она застряла возле бензобака, трение об асфальт вызвало искры.
Я налетел на яму, что делать?
Юрист Евгений Нигматулин при малейших стуках, ударах, подозрениях на наезд во время пути советует сразу же ставить авто на «аварийку» и проводить осмотр. Если вы отъедете от места, то потом доказать ущерб именно из-за этой ямы будет проблематично.
После осмотра на место аварии следует вызывать ГИБДД. Дорожные полицейские на месте должны составить акт об аварии и ее схему: направление движения, положение транспортного средства. Дорожные полицейские должны подробно описать, зафиксировать и измерить дефект, из-за которого разбит автомобиль. Юристы компании «Консул» советуют снимать место аварии с четкой привязкой к местности, чтобы можно было однозначно определить, где именно все произошло.
По ГОСТ, ямы глубже 5 см, шире 60 см и длиннее 15 см должны устраняться дорожниками максимум за 10 суток. Люки, торчащие над дорогой на 2 см, должны заменяться через 3 часа после вскрытия дефекта.
Соответственно если яма глубже, это дает повод признать вину дорожников и требовать с них компенсацию.
После составления акта следует провести экспертизу ущерба. Все эти документы прилагаются к судебному иску. В суде дорожники могут не согласиться с экспертизой и потребовать повторной оценки ущерба. Однако, как говорят в компании «Консул», подобные предложения поступают редко.
Легко ли идут суды?
По оценкам опрошенных нами юристов, главная трудность таких тяжб — найти ответчика.
За состояние городских дорог отвечают департамент городского хозяйства и управление дорог и благоустройства. «Сейчас эти структуры нанимают подрядчиков для ремонта покрытия, содержания дорог. По сути, они лишь распоряжаются бюджетными средствами. В судах их представители никогда не признают вины и кивают друг на друга, приносят договоры с подрядчиками, ремонтниками», — говорит Евгений Нигматулин. В качестве ответчика он советует указывать именно департамент горхозяйства как главную структуру, отвечающую за городские дороги.
Ответственных за канализационные люки, по словам юриста, найти гораздо сложнее — за коммунальные сети отвечают десятки компаний. В практике собеседника был случай, когда водитель повредил машину, проехав по участку с несколькими люками, принадлежащими разным структурам. Все они вину отрицали, на поиск свидетелей и установление виновника ушло 1,5 года.
Наблюдения юристов о нежелании признавать вину подтверждает судебная практика.
Летом 2009 года на подъезде к «Солнечному» мотоциклист провалился в яму глубиной в 20 см. За сломанные позвонки мужчина отсудил 579 тыс. руб. с департамента городского хозяйства. В течение года представители ведомства пытались доказать, что вины департамента нет. Представители ответчика утверждали, что дорогу ремонтировал подрядчик, после чего за ее состоянием следило специальное муниципальное предприятие, по контракту оно было не обязано засыпать ямы летом.
В 2015 году рассмотрение иска о BMW, испорченном об люк на Дубровинского, и вовсе напомнило игру «Передай другому». Департамент горхозяйства утверждал, что за люк отвечает «КрасКом», КрасКом» — что «Красноярская теплотранспортная компания». Представители последней заявляли, что люк исправен, но доказать в суде этого не смогли и в итоге выплатили водителю 686 тыс. руб.
Нередко в судах дорожники приводят и такой контрагрумент: если бы водитель двигался с меньшей скоростью, то мог бы объехать яму. Специалисты юридической компании «Консул» утверждают, что, как правило, такие доводы не рассматриваются: в первую очередь суд обращает внимание на размер ямы и неустранение.
Обязательно самому ходить по судам?
Автоюрист Евгений Нигматулин говорит, что нет: достаточно подписать доверенность на представление в суде с юристами. На красноярских автомобильных форумах можно найти даже предложения заработка на ямах: юристы за свой счет возмещают пострадавшим ущерб, а затем судятся с дорожниками и забирают отсуженное себе.
Антон Понарин
Фото Артема Ленца