Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский назвал «нормальным» состояние городских дорог. 18 мая, подводя итоги 2 лет в должности главы края, чиновник заявил, что наши дороги хвалят зарубежные гости, и все провалы и ямы в самое ближайшее время будут устранены ко Дню города — 12 июня. Мы решили разобраться, как губернатор Толоконский держит слово, и отправились на места дорожных работ.
На начало апреля общественники насчитали в Красноярске 997 ям, читатели завалили нас жалобами на колеи, колдобины и провалы асфальта с указанием их адресов. Увиденное напоминало кадры про города после бомбардировок.
25 апреля после поездки по Красноярску мэр Эдхам Акбулатов приказал дорожникам работать ночами, но как можно быстрее отремонтировать асфальт.
На ул. Вавилова, например, градоначальника возмутили торчащие посреди дороги люки. Дорожники обещали решить вопрос в ближайшее время.
Спустя месяц на глазах у автора проезжающие машины гремят подвесками, спотыкаясь о люки, а в нескольких метрах от «свежеотремонтированого» участка у обочины зиял открытый колодец, в который чуть не залетела иномарка.
Месяц назад дорожники уверяли мэра, что люками должен заняться «КрасКом». Сегодня ни представители водоканала, ни в департаменте горхозяйства нам не смогли объяснить, кто же ремонтировал асфальт на Вавилова.
25 мая глава департамента Игорь Титенков признал, что дорожники не всегда могут договориться с коммунальщиками, которым принадлежат люки, об одновременном ремонте. В итоге собственность коммунальщиков зачастую «закатывается» под асфальт.
Ямами пестрит даже ул. Парижской Коммуны, на которой находится здание ответственного за состояние дорог департамента горхозяйства. Здесь перед выбоинами испуганно тормозят даже владельцы джипов.
В департаменте говорят: в первую очередь ремонтируются улицы, на которые жалуются горожане. Сезон дорожных работ стартовал 15 апреля и продлится до 15 октября.
За 300 млн руб. дорожники рассчитывают залатать ямы на 450 тыс. кв. м дорог.
Уже с 30 мая, например, начнется ремонт на Маерчака, Ботанической, Ады Лебедевой, Республики, Глинки и на поперечных им улицах центра. Дорожники уже начали работы на ул. Маркса (от Парижской Коммуны до Стрелки), Новгородской, Рязанской, Тельмана, Можайского, Парашютной и в пер. Сибирском.
По словам Титенкова, с апреля в городе уже отремонтировано 65 тыс. кв. м. Особенно гордится чиновник ремонтом на Ленина, где залатали 14,5 тыс. «квадратов».
Сейчас участок этой улицы от Вейнбаума до Робеспьера пестрит заплатками разных размеров. Если присмотреться, то кое-где из свежего асфальта торчат колодцы канализации. Из-за того, что асфальт уложен не вплотную к бордюрам, вдоль дороги идут канавы шириной в 20 см.
Ремонтом здесь занималось ООО «Красноярскдорремстрой». В 2012 году свежеуложенный «Красноярскдорремстрой» асфальт на Мира начал крошиться.
Сейчас глава компании Юрий Бриц жалуется, что власти выделяют мало денег на ямочный ремонт: «Все говорят, мол, 100 млн — огромные деньги! Да это мизер по сравнению с тем, что необходимо. Тонна асфальта стоит 2,5 тыс., а хватает ее максимум на 8 кв. м — и то если тонким слоем намазать. Потому вынуждены лишь ямы латать, вместо нормального капремонта». При этом свежему асфальту на Ленина дорожник дает годовую гарантию.
Цену работ по ремонту асфальта в центре г-н Бриц не раскрывает, а корреспондент данные найти не сумел.
Координатор красноярского отделения ФАР Егор Фролов сомневается, что покрытие продержится названный срок: «Подрядчик профрезеровал ямы, после чего не произвел битумную проливку участка, укладывал свежий асфальт "на сухую". Плотность асфальта и его состав может быть в норме, но его сцепление с черновым слоем будет ненадежным. Такой ремонт прослужит недолго». По оценкам Фролова, асфальт в центре может вскрыться уже летом.
Еще в одной вотчине ООО «Красноярскдорремстрой» — на отрезке Маркса от Парижской Коммуны до Стрелки — работы еще идут. На отремонтированных участках, как и на Ленина, торчат люки, потрескавшийся старый асфальт соседствует со свежим. Мнение о недолговечности асфальта поддерживает и эксперт дорожного хозяйства СФУ Тимофей Поляков. По его словам, дорожникам города следует использовать скальный щебень, а не гравий.
«Пока, скорее всего, берут то, что подешевле. Щебень из горных пород более плотный, морозостойкий. Асфальт из него будет более долговечный. Но в окрестностях Красноярска его нет — нужно привозить», — сетует он.
В конце апреля поворот с Матросова на Семафорную рассекала глубокая и длинная колея. 25 апреля глава управления дороги и благоустройства обещал мэру заасфальтировать участок с приходом тепла. Теперь полотно выглядит так.
Глава компании-подрядчика ООО СПК «Сфера» Абилфаз Аллахяров говорит, что на ямочный ремонт 1000 кв. м ушло порядка 500 тыс. руб. По договору подрядчик дает гарантию на год, но на деле, по его словам, их ямочный ремонт держится до 3 лет.
При этом в июле 2015 года мэрия заставила «Сферу» переделывать асфальт на Коммунальном мосту и заявила, что компания оштрафована на 545 тыс. руб. Правда, в краевом арбитражном суде компания обжаловала наказание: ее обвиняли в укладке асфальта «на мокрое основание», но не смогли привести доказательств.
Сейчас же компания — крупнейший подрядчик мэрии: с ней заключены 2 контракта на общую сумму 50 млн руб. По ним «Сфера» должна заделать ямы на Свердловском, Красрабе, Мичурина, Калинина, Маерчака и других улицах.
В конце апреля из-за коммунальной аварии ул. Шумяцкого пришлось перекрывать.
Сейчас улица поражает ровным слоем нового асфальта, он уложен во всю ширину на участке от 9 Мая и до Комсомольского. Общественник Роман Руденко сетует, что при ремонте здесь никто так и не подумал о ливневках: «Дорогу просто закатали в асфальт. При первом хорошем дожде ее подтопит. Асфальт будет потихоньку подмываться, и через год здесь снова понадобится ремонт».
Как выяснилось, дорогу здесь ремонтировал еще один подрядчик мэрии — ООО «ПромСтрой». Его директор Декард Ханагян не нашел времени для общения. В 2015 году его компания уже была уличена в некачественном дорожном ремонте — прокуратура нашла на Коммунальном мосту ямы до 2 м и обязала «ПромСтрой» их устранить.
Эксперт по дорогам из СФУ Тимофей Поляков весенние дорожно-ремонтные работы оценивает крайне невысоко: их скорость и качество оставляют желать лучшего, кое-где асфальт клался в несоответствующую погоду.
Собеседник считает, что дороги спасет только капремонт: «Нужно менять качество материала и подход к ремонту. Капитальный ремонт проводится на всю ширину улицы, он подразумевает полную замену покрытия и увеличение количества слоев асфальтобетона».
Максим Косов
Фото автора