Уволенный с маршрута № 83 перевозчик вопреки запрету мэрии возит пассажиров за 16 руб. Новость заставляет задаться вопросом: каковы же затраты маршрутчиков, если тариф может легко упасть почти на треть. Краевое министерство транспорта реальные цифры прибыли и затрат перевозчиков упорно не раскрывает. Сами они постоянно твердят об убыточности своего бизнеса из-за за удорожания топлива и закредитованности. Простые водители говорят, что каждый день отдают собственникам автобусов 5–6 тыс. руб., а остальное идет на зарплату и заправку. Мы узнали у щедрого маршрутчика, сколько денег на самом деле приносят автобусы.
«Проезд 16 руб. Транспортные и социальные карты не обслуживаются», — громко предупреждает на всех остановках кондуктор в большом теплом автобусе 83-го маршрута. Большинство спокойно платит; пенсионеры, оставшиеся без права на бесплатный проезд, жалуются и допытываются у кондуктора о причинах.
Конфликт владельца автобуса с мэрией разразился в конце декабря. Департамент транспорта расторг договор с владельцем 17 автобусов на этом маршруте Сергеем Опокиным. По данным ведомства, за год у маршрутчика было выявлено 99 нарушений (проезд остановок, отключение ГЛОНАСС), 11 раз эти проблемы обсуждали на специальной комиссии, от горожан поступило 65 жалоб.
«У нас все запротоколировано. Люди пишут: "Необходимо выйти, нажала на кнопку, водитель не открыл дверь", "С 19:10 до 20:00 на Ульяновском не прошел ни один автобус, а должно 4". У нас есть даже фото, какие автобусы ездили — сиденья сломанные», — говорит пресс-секретарь департамента Светлана Арсентьева. В итоге по конкурсу назначали новых перевозчиков, но Опокин требует через суд отменить решение мэрии и возит горожан вопреки запрету чиновников за 16 руб.
Сначала бизнесмен согласился лично встретиться с нами, но потом предложил поговорить по телефону.
По его словам, отследить сход автобусов с рейса сегодня в принципе невозможно: устройства с поддержкой системы ГЛОНАСС, которыми оснащены все маршрутки, мэрия закупила 8 лет назад, и оборудование давно устарело: «На компьютерах диспетчеры видят, как автобус то едет по реке, то исчезает». Все происходящее бизнесмен расценивает как попытку выдавить его из бизнеса: в то, что новые маршрутчики получили право ездить здесь по конкурсу, он не верит, говорит, что автопарк там небольшой и очень старый.
В итоге к разговору о своем бизнесе мы подошли только на 5-й минуте беседы.
У вас сколько автобусов сейчас?
17 автобусов. На всех маршрутах мэрия провела сокращение автобусов. Я могу выпускать только 9. И то этого добиваться пришлось. Все это ЛиАЗы и НефАЗы 2008–2009 года.
Ну вы же не в убыток себе ездите?
Я честно скажу: нулевая прибыль, но мне хватает, водителям тоже.
То есть все-таки в прибыли остаетесь?
Ну не в прибыли, по нолям. Мне хотя бы коллектив сохранить. Порядка 100 человек работает. 20 лет проработали. Отец еще занимался, он на свои средства заасфальтировал конечную в «Роще», продлил маршрут на Ульяновский, заасфальтировал там все, оборудовал остановки. И сейчас всех выкидывать в кризис? Как я им в глаза смотреть буду?
Получается, что при 22 руб. за проезд прибыль с каждого билета — 4–5 руб.?
Ну да. Но при этом пассажиропоток падает.
То есть если брать проезд за 22 руб., то чистая прибыль как предпринимателя, уже без учета заправки, зарплат, — 5 руб.?
Нет, ну вы неправильно считаете.
А сколько? 2–3 руб.?
Понимаете, есть летний период, есть зимний. У всех по-разному.
А у вас?
Говорю — по-разному. Сейчас морозы стоят, все сыпется, одни затраты.
То есть даже в среднем не можете сказать?
Бывают такие месяцы, что и в минус полетишь. Много нюансов. Есть понятие «зимняя» солярка, которая дороже. Автобусы должны стоять в теплых боксах.
Какую в принципе прибыль получает владелец маршрутки? Многие водители говорят, что сдают в качестве плана по 5 тыс. с одного автобуса.
Никто не скажет вам. Системы разные. У меня, например, нет такого пассажиропотока, как на «двойке» (маршрут № 2. — А.П.).
А какие самые рентабельные маршруты в Красноярске?
А вы в краевой Ассоциации перевозчиков спросите. Или у них все нерентабельные? (Смеется.) Ну чего голову морочить.
Ваш маршрут рентабелен?
Ну если я 20 лет на нем работаю… Был бы нерентабельным — ушел бы давно. Что я врать буду?
Почему не возите по транспортным картам?
Нам сказали, что раз у нас нет договора с департаментом транспорта, то мы не можем возить по картам и заблокировали. Эти устройства [для считывания карт] у нас даже не работают сейчас. Но мы никого не высаживаем, кто с картой и не может заплатить. В социальных картах тоже о-ей-ей что творится. Я даже лезть не хочу туда. Я договорюсь, что мне голову оторвут. По некоторым [перевозчику] 15 руб. платят или деньги поступают с задержкой по 3 месяца.
А почему сделали проезд по 16, а не 19 руб., это уровень 3-летней давности?
Мы надеемся, что у нас пассажиропоток вырастет. И за счет пассажиропотока мы как-то вылезем. Люди говорят: «Вы работаете, мы вас ждать будем». Стоят и ждут.
Когда понизили тариф, больше стало пассажиров?
На 10 % вырос поток пассажиров.
А вы ведь тоже в числе всех подняли проезд с 19 до 22 руб.?
Ну поднял. Но если бы поехал по 19 руб., у меня пассажиропоток увеличился бы.
А почему не стали так делать?
Понимаете, был бы такой же шум. Я бы опять стал криминальным авторитетом, у меня бы обнаружили недовыпуск.
В департаменте транспорта сказали, что вы были одним из сторонников повышения цен с 19 до 35 руб.
А почему не 100? Пусть доказательства предоставят. Я не член Ассоциации перевозчиков. Я с ее председателем Михаилом Омышевым не здороваюсь 10 лет. Он от ассоциации ходит, а я кто такой?
В департаменте транспорта говорят, что вы тоже предоставляли расчеты в администрацию, обосновывая повышение цен.
Давайте подпись на экспертизы принесем. Это бред какой-то. Ну давайте я и Кеннеди убил.
***
Сейчас бизнесмен намерен судиться и продолжать выпускать автобусы в рейсы. В департаменте транспорта Опокину советуют устранить все нарушения и попытаться снова поучаствовать в конкурсе, говорят, что в ближайшее время контрольные органы могут проверить работу этих маршруток.
Другие перевозчики цен снижать не собираются. «Человека загнали в угол, ему надо выжить любой ценой. Он вынужден так делать, а у нас все нормально. Куда нам понижать, если топливо дорожает?» — говорит Петр Гаппель, вышедший со своими автобусами на маршрут № 83.
Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой (1), автора (2)