Передовую систему видеонаблюдения установили на одном из перекрестков Красноярска после регулярных нарушений ПДД. Первый прибор «АвтоУраган-ВСМ» появился на перекрестке ул. Тотмина – Юшкова. От уже существующих в городе он отличается «продвинутой начинкой» — система из 8 камер фиксирует не только превышение скорости, но и проезд перекрестка на красный, выезд за стоп-линию, нарушение рядности. Корреспондент НГС.НОВОСТИ, пообщавшись с экспертами и изучив электронные карты города, составил подробную схему расположения камер ГИБДД и выяснил, дисциплинируют ли они водителей.
На сегодня стационарные системы видеонаблюдения установлены в 12 местах, говорит замначальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений УГИБДД края Артем Шабанов. Однако ни одна из них не может похвастаться возможностями «Урагана» — 6 систем видеофиксации «Арена», 4 системы «Стрелка» и 1 «Робот-мультирадар» могут лишь измерять скорость. Друг от друга они отличаются лишь направлением действия — «Стрелка» охватывает все полосы, но лишь в одну сторону, камеры «Арены» работают в оба направления.
Первыми в городе появились «Арены», вспоминает Артем Шабанов — в 2010 году установили комплексы камер на Авиаторов над Октябрьским мостом, на Копылова, 42, на Красрабе, 46, на Семафорной, 419 и на 60 лет Октября, 111«а», ул. Пограничников, 15. В 2012 году появился «Робот-мультирадар» на Октябрьском мосту и 4 комплекса «Стрелка» — 9 Мая, 2«а», Северное шоссе, 31«а», Семафорная, 471 и 7-й км Енисейского тракта.
Скорость они считывают с расстояния до 500 метров. «Многие "оттормаживаются", лишь проезжая комплекс, а потом не понимают, откуда штрафы. Особенно много таких случаев происходит на 9 Мая, 2"а"», — говорит г-н Шабанов. Уведомление о штрафе нарушитель получает в течение 2–3 недель.
Установка одного комплекса обходится в среднем в 5 млн руб., рассказывает пресс-секретарь краевого минтранса Алена Лунева. Стоимость, по ее словам, зависит от конфигурации перекрестка (если он идеально крестообразный — требуется меньше камер), от функциональности оборудования и от наличия сетей подключения.
«Системы "Безопасный город", которых по городу множество, многие ошибочно принимают за камеры видеофиксации — но у них совершенно другие задачи: наблюдение за улицами», — поясняет Сергей Кореньков, специалист КрайДЭО, компании обслуживающей системы видеофиксации ГИБДД.
Помимо стационарных, по словам Артема Шабанова, по всему городу применяются передвижные комплексы фиксации скорости. «Выставляются они днем в разных местах, чтобы избежать привыкания водителей к камерам. Места определяются исходя из текущего анализа аварийной ситуации», — говорит он.
Одна из задач стационарных камер — обеспечение безопасного движения, признается эксперт: «Никакой разбивки по районам нет — при выборе мест для них мы смотрим наиболее напряженные и значимые транспортные артерии города, анализируя причины ДТП. Например, Копылова или Октябрьский мост, это важнейшие магистрали, аварии на которых вмиг стопорят все движение».
На некоторых участках, признаются в ГИБДД, водителей удалось дисциплинировать. Например, на Октябрьском мосту за 2014 год количество серьезных ДТП с пострадавшими сократилось с 7 до 3, погибших вообще не зафиксировано, а число пострадавших сократилось с 11 до 4. Аналогичная тенденция зафиксирована на Копылова, на Красрабе. «Камеры снижают аварийность, но правила водители нарушают все больше и больше», — сетует Артем Шабанов. За первое полугодие 2015 года в крае выявлено 150 тыс. нарушений и взыскано более 80 млн руб. штрафов. «Минимальный штраф — 500 руб., но для водителей, видимо, это не столь значимая сумма», — говорит он.
На катастрофическую нехватку камер на оживленных перекрестках сетует координатор «Федерации автовладельцев России» по краю с 13-летним стажем вождения Егор Фролов. Остро нуждаются в камерах, по его мнению, пересечения Вейнбаума – Маркса, 9 Мая – Водопьянова, Партизана Железняка с Аэровокзальной и Октябрьской. «В сторону "Солнечного", наоборот, не вижу нужды в камерах — проще поставить пешеходный переход по требованию», — уверен г-н Фролов.
Общий бардак на дорогах, по мнению г-на Фролова, с помощью одних камер не решить. Эксперт уверен — на дорогах нужно как можно больше сотрудников, чтобы наказывать водителей за нарушения прямо на месте. Дело в том, что по видеокамере может быть присужден лишь штраф. К примеру, проезд на красный чреват лишением прав, но, если это нарушение попало на камеру, водитель лишь заплатит деньги. «Когда более сложные системы будут стоять повсеместно и фиксировать абсолютно каждое нарушение, а не только превышение скорости, — тогда у нас будет порядок», — уверен он.
По словам Артема Шабанова, муляжей на дорогах города нет: «Иногда их роль играют антивандальные боксы, но хотелось бы использовать полноценные муляжи. Боксы, как правило, используются для установки передвижных комплексов в дневное время — всего их 25 по краю. Например, на Семафорной, на Енисейском тракте у Бадалыка, на автодороге в Емельяново. На Матросова контроль скорости в прошлом году был встроен в светофоры — сейчас они не работают. На Ленина, 104 также использовалось тестовое оборудование — сейчас не используется. Перекресток Ленина – Вейнбаума будет оборудован стационарным комплексом в ближайшее время — пока идут монтажные работы», — заверил специалист.
Егор Фролов считает, что камер в городе гораздо больше, просто ГИБДД не спешит озвучивать их местоположение. «На перекрестке Ленина – Кирова, например, точно есть камера, но какая именно — мой видеофиксатор в машине не распознает. Думаю, камер у нас в городе не меньше 30, потому что было распоряжение в прошлом году, средства выделялись».
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com (1), иллюстрации Артема Ленца на основе справочника 2ГИС (2–6)