Иномарка с 4 парнями влетела в бетонное ограждение на «Зените» вечером 27 января. Машину весом 1,7 тонн разорвало надвое. 18-летний водитель погиб на месте. На купленном «конструкторе» парень отъездил не больше месяца — машина была ввезена в Россию без двигателя и колес 6 лет назад, сменила несколько хозяев и побывала в авариях. Однако специалист контраварийного вождения винит во всем ямы в асфальте и неопытность парня, разогнавшего Mark II под 100 км/ч.
Даже мельком видевшие последствия смертельной аварии на «Зените» говорят о ней с содроганием. На заснеженном асфальте у бетонного отбойника лежал труп. Чуть в стороне — смятый черный Mark II без передних колес. Вся передняя часть, словно отпиленная, валялась от него в нескольких метрах.
«У почти 2-тонной машины начисто оторвало всю морду. Там всё всмятку об этот отбойник. Просто впечатались. Я кое-как довез клиента и тут же поехал домой. Ездить после такого не хочется», — говорит 26-летний таксист Игорь, проезжавший 27 января этот участок. По данным полиции,
По камерам уличного наблюдения видно: Mark II со второго ряда на ул. Партизана Железняка пытается проскочить желтый сигнал у остановки. Светофор вроде бы позади, но неожиданно машина уходит в занос, пролетает около 30 м, пересекает третий ряд и правым боком влетает в отбойник.
Все произошло на скорости примерно 100–120 км/ч, утверждает сидевший на переднем сиденье рядом с водителем Андрей. В тот вечер парни заехали в шиномонтаж поменять пробитое в центре переднее колесо и ехали в «Зеленую Рощу» ставить машину в гараж. «Начал моргать светофор. Я ему: «Куда ты едешь?», — а он дальше… Разогнали нормальную скорость, и на перекрестке начало шлифовать заднее колесо, прокручивать. Влад сказал: «Парни, держитесь» — и дернул ручник».
Последнее, что помнит выживший пассажир: приближающийся с каждой секундой отбойник и крепко зажатая в руках ручка. Очнувшись после удара, парень увидел около машины десяток очевидцев. Владислава в салоне не было: вместе с оторванной передней частью машины он вылетел на «встречку». Один из парней на заднем сиденье прижимал голову к коленям, а второй лежал без сознания. «Я был пристегнут, он (водитель. — А.П.) — нет. Думаю, был бы пристегнут — отделался переломами», — считает Андрей.
Официальных заключений о скорости, с которой иномарка влетела в отбойник, пока нет. Представитель следственного управления краевой полиции Денис Головинкин заявил, что никаких следов торможения на месте аварии не обнаружено, скорость будет устанавливать ряд экспертиз.
«Праворукая» иномарка была куплена студентом за 17 дней до аварии. В день покупки он выложил фото машины на своей странице с краткой подписью: «Теперь он мой».
Сейчас его девушка выложила у себя на стене песню «Я с детства люблю Mark II» и приписала: «Вот и увез он тебя».
Выжившие в той аварии пассажиры Владислава знают, что парень мечтал об авто с задним приводом и турбированным двигателем и был рад, «когда такой вариант подловился». На Mark II он обменял свою Honda Prelude, купленную ему родственниками.
Друзья признают: погонять парень любил, но делал это всегда за городом. В обсуждениях «ВКонтакте» некоторые знакомые Владислава в его манипуляциях с ручником на высокой скорости усмотрели геройство: «Он собой пацанов спас. Пусть и в последний момент. Не сделал бы — удар пришелся бы посередине, и неизвестно, живы бы парни остались или нет».
Руководитель школы контраварийного вождения Panama Drive School Александр Пономарев дернутый ручник считает главной ошибкой погибшего. «Машина ехала далеко за сотню. При переезде перекрестка с Октябрьской выполнялся ямочный ремонт и асфальт провалился. На видео видно: когда он переезжает за светофор, машину подкидывает, начинается занос. Но занос был довольно плавный. Достаточно было отпустить педаль газа и держать руль ровно. Машина резко сбавила скорость и не ударилась бы в торец», — говорит эксперт.
В обсуждениях в Сети всеобщее изумление вызвал вопрос о том, как при столкновении с ограждением машина весом 1,7 тонны переломилась, как игрушка.
По одной из озвученных версий, такое могло произойти только с «распилом» — машиной, которая для экономии при «растаможке» была ввезена в Россию распиленной на части.
В сети «ВКонтакте» автор отыскал несколько красноярских сообществ с предложением купить такие авто из Японии. Молодой человек, с которым автор связался по телефону, пообещал доставить Mark II 2000 года за 200 тыс. руб. Судя по объявлениям на порталах Drom.ru и 24auto.ru, это на 100–150 тыс. ниже средних цен на такие машины в городе. Продавец же предложил две схемы оформления машины: либо купить в Красноярске «любое убитое тело и пересадить в него все с тюнингованного распила», либо купить документы на машину такого же цвета и с ними ездить: «Менты же не часто проверяют номера двигателей».
Представитель ГИБДД Галина Круглова уверяет, что рискнувшие купить такую машину не смогут поставить ее на учет. В пунктах регистрации инспекторы проверяют машины на сохранность кузова. При малейшем подозрении на переварку назначается экспертиза: «покупатель рискует оказаться и без денег, и без машины». Сотрудники пункта техосмотра при покупке японских авто с рук рекомендуют снимать обшивки в районе задних и передних стоек: у «распилов» там обнаружатся сварочные швы.
Был ли попавший в ДТП 27 января Mark II «распилом», предстоит установить экспертизе. В объявлении о продаже на портале Drom его прежний владелец указал: машина — «конструктор». Однако автору мужчина заявил, что никаких следов пиления и сварки на кузове не было. «Ее ввезли как «конструктор» — чтобы сбить таможенный сбор, машину привезли в Россию в 2008 году без двигателя и колес. Ее смотрели на СТО — никаких швов сварки на ней не было», — утверждает экс-хозяин изуродованной иномарки. Такой он ее взял с рук 2,5 года назад в Чите. На тот момент машина побывала в аварии, и у иномарки был полностью заменен передний бампер и фары.
Отрыв всей передней части машины мужчина объясняет просто: удар пришелся в слабое место Mark II — там, где передняя дверь соединяется с капотом.
С уязвимостью передней части Mark II полностью соглашается специалист по контраварийному вождению Александр Пономарев: «Машина не на раме. На двери нет стоек. Двигатель очень тяжелый с чугунным блоком. И все это крепится на лонжероне. От такого удара могло оторвать переднюю часть, независимо от того, «распил» — не «распил».
В аукционной автокомпании «Абрикос» уверяют — век «конструкторов» и «распилов» в прошлом: «Законно оформить машину из «распила» нельзя. Покупка «конструкторов» потеряла смысл после введенного 3 года назад запрета на замену «номерных» частей и узлов».
Антон Понарин
Фото — «ЧП Красноярск» с vk.com
Видео cam.krk.ru