Дороги и транспорт «Обдираловка и полнейший лохотрон»

«Обдираловка и полнейший лохотрон»

Красноярцы вскрыли обман кондукторов — кондукторы тайком снимают деньги с карт и заставляют расплачиваться наличными

Красноярцы жалуются на махинации с транспортными картами. Они обвиняют кондукторов в том, что при минимальном балансе те умудряются списать деньги за проезд, констатировать недостаток средств и требовать оплаты наличными. В департаменте транспорта города говорят, что система безналичного расчета по карте налажена безукоризненно. Вся вина в непорядочности кондукторов и невнимательности пассажиров. Можно ли считать двойной расчет мошенничеством, как наказать виновника и защитить себя — в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Транспортные карты введены 1 ноября 2010 года. Они позволяют рассчитываться за проезд по безналичному расчету с небольшой экономией: в автобусе — 14 руб., в трамвае, троллейбусе — 12,25 руб. (для сравнения: полный тариф проезда на автобусе — 16 руб., в трамвае, троллейбусе — 14 руб.). Минимальная сумма пополнения карты — 350 руб. Всего в Красноярске на июль 2013 года продано 200 тыс. транспортных карт. Ежедневно по ним совершается более 60 тыс. поездок.

Жители Красноярска жалуются на махинации с транспортными картами. Ловкие кондукторы пользуются неосведомленностью пассажиров и вынуждают их платить за проезд в двукратном размере, сообщили в департаменте транспорта городской администрации.

Красноярец Степан Ратников рассказывает корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что замечал неладное при расчетах несколько раз, но «пенял на собственную забывчивость — вдруг где-то успел прокатиться». Обман подтвердился 29 июня: «Я ехал с пересадками. При расчете в автобусе маршрута № 20 спросил остаток. Хватило бы еще на одну поездку — 25 руб. После этого пересел в 60-й маршрут, где мне объявили, что на карте 11 руб. и, дескать, рассчитывайтесь. Куда делись за несколько минут 14 руб.?

В департаменте транспорта Красноярска случаи обмана признают. «Но о массовых обращениях речь не идет. Может быть, потому, что не все замечают. За три года после запуска транспортных карт поступило всего 3-4 жалобы», — акцентирует пресс-секретарь ведомства Светлана Арсентьева. В государственном предприятии «Красноярскавтотранс», который отвечает за выпуск и бесперебойную работу транспортных карт, информацию подтвердили.

«Бывают люди, которые уверяют, что списывают поездки. В основном это пожилое население, имеющие социальные карты. Но чаще всего это простая «говорильня», — прокомментировала Вера Гришанова, главный специалист «Красноярскавтотранса». По словам специалистов, программа работает безукоризненно, и никаких сбоев при расчетах карт не было. Единственное, что доступно кондуктору, — провести списание с помощью прибора «Мемори-2000», за одну поездку — только один раз.

Случаи расчета по «двойному» тарифу в «Красноярскавтотрансе» объяснили человеческим фактором и невнимательностью пассажиров.

Нерадивых и непорядочных кондукторов наказывают увольнением (по ТК РФ, в связи с потерей доверия работодателя и нарушение должностных обязанностей. — Ю.Г.) и лишением премии, утверждает Светлана Арсентьева.

Предприниматель Андрей Гимодеев, организующий перевозки по маршруту № 91, вспоминает: «У нас был такой случай в апреле этого года, с жалобой обратилась пенсионерка. Во время разбирательств кондуктор просто пропала, ездили даже к ней домой, но так и не нашли». По словам перевозчика, в правилах прописано, что водитель маршрутки несет ответственность за работу кондуктора. Обидевшийся водитель заявил, что ничего об обмане пассажиров не знал и после скандала тоже уволился.

Как рассказали в пресс-службе МУ МВД России «Красноярское», в полицию с заявлениями по такому поводу никто не обращался. «Да и из-за 14 руб. навряд ли кто будет», — заметили там. Подобные действия кондукторов можно отнести к прямому нарушению должностных обязанностей. Привлечь к административной ответственности возможно, только если будет доказано нанесение ущерба до 1 тыс. руб., то действия могут квалифицировать как мелкое хищение (статья 7.27 КоАП, наказание — до пятикратной стоимости ущерба или арест на 15 суток).

Из беседы со специалистами автор выяснила, какие еще случаи махинаций с транспортными картами возможны в Красноярске.

Руководитель ЗАО «КрасИнформ», который отвечает за техническую поддержку перевода средств, Николай Сологуб вспоминает, что в начальную пору введения карт кондукторы целенаправленно снимали деньги с пассажира несколько раз за поездку. Якобы забыв, что уже к нему подходили. Теперь этого сделать невозможно, недостатки системы устранены.

Сегодня ловкие кондукторы придумали другой способ, рассказывает специалист «Красноярскатотранса» Вера Гришанова: «Допустим, движение по маршруту занимает 1 час 10 минут. Из-за пробок автобус не успевает добраться до конечной, и кондуктор просто-напросто делает смену маршрута на устройстве «Мемори». При этом можно списать деньги с одной и той же карты можно повторно. За каждого проехавшего кондуктор получает процент в заработную плату. Но мы такие случаи оперативно отслеживаем — человек не мог перепрыгнуть за секунды из одного автобуса в другой».

Кстати, платить за проезд, если прибор кондуктора «Мемори» не исправен, пассажир тоже не должен, подчеркивает специалист.

Это обязанность перевозчиков — содержать его в исправности и вечером заносить данные в общую базу.

Чтобы не дать себя провести, работники департамента транспорта советуют отслеживать сумму средств на карте и быть внимательнее. Каждый пассажир может проверять историю списаний на сайте krasinform.ru, где указано время списания и номер маршрута. Звук устройства при списании средств и их недостатке разный. «Конечно, услышать его из-за шума не всегда возможно. Если возникли сомнения, можно обратиться по телефону горячей линии, который указан на карте, оставить жалобу на сайте администрации или обратится непосредственно к перевозчику», — советует Светлана Арсентьева.

Юлия Глушко

Фото Ольги Ярцевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства