Спокойную утреннюю поездку на работу полусотни красноярцев прервала массовая авария. На спуске с ул. Белинского, не снижая скорости, автобус ПАЗ протаранил маршрутку, стоящую на остановке «Ул. Дубенского», та влетела в соседнюю. Жертвами тройного ДТП стало 6 человек. Для двух пассажирок конечной остановкой стала карета «скорой». Предполагаемый виновник аварии жалуется на неисправные тормоза, собственник маршрутки корит водителя за неопытность и сулит пострадавшим компенсацию в 2 млн руб. Юрист утверждает, что взыскать моральный ущерб за травмы в автобусах нереально.
По данным ГИБДД города, массовое столкновение маршруток произошло в четверг, 13 июня, в 8:30 утра. Местом аварии стала остановка «Ул. Дубенского». ПАЗ, следующий маршрутом № 24, спускался по ул. Белинского в сторону центра и на полном ходу влетел в стоящий на остановке «пазик» 81-го маршрута. От удара эта маршрутка вылетела вперед на метр и впечаталась в МАЗ маршрута № 87.
Прибыв на место происшествия, автор увидел колонну искореженных автобусов. От удара несущегося с горы «пазика» заднюю часть маршрута № 81 вдавило в салон, все задние сиденья были исковерканы. На месте проворно работал экипаж «скорой». Водители пострадавших маршруток уверяют, что все произошло за доли секунды.
По данным дорожной полиции, ссадины и ушибы получили 2 пассажира маршрутки, 4 человека пострадали в автобусе-таране. Рассказ пассажирки маршрута № 24 Алены, которую с подозрением на сотрясение мозга эвакуировали на «скорой», напоминает сюжет фильма-катастрофы.
«На приличной скорости автобус шел с горки. Мы стояли рядом с шофером и видели в окно, что автобусы на остановке все приближаются и приближаются, а водитель как ехал, так и ехал. От удара все попадали, сидящие повалились друг на дружку. Кто-то прямо полетел в кабину», — уверяет девушка. Ее подруга с размаху ударилась головой о поручень головой — «удар пришелся на глаз и висок», — стоящая рядом женщина вывихнула плечо. Девушку и еще одного пострадавшего эвакуировали на «скорой».
Сходную сцену автору описала другая пассажирка взбесившегося «пазика» Татьяна. До столкновения с автобусом она успела схватиться двумя руками за поручень и при ударе приложилась к нему лицом. В итоге лицо распухло, как у людей, страдающих флюсом. «Не знаю, как он тормозил, я буду требовать компенсацию, и если не заплатят — пойду в суд. Я работаю с людьми. Как мне теперь всем объяснять, что я не бичевка, а все из-за аварии?» — возмущается пострадавшая.
37-летний водитель 24-й маршрутки в беседе с инспекторами ГИБДД на месте происшествия всю ответственность за происшествие сложил на отказавшие тормоза. Ту же версию он повторил и автору. «Тормозить начал у столбов (80 м от остановки. — А.П.). Сделал прокачку — несколько раз нажал на тормоза, — а педаль колом встала», — утверждает мужчина.
Как сообщила автору старший инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Красноярска Виктория Шабанова, водительский стаж мужчины составляет 17 лет. В этом году он уже привлекался к ответственности — неправильно перестроился при движении.
Собственник маршрутки, спровоцировавшей аварию, Константин Кнапнугель увидел причину происшествия в том, что водителем автобуса мужчина отработал лишь 2 месяца.
Версию неисправных тормозов бизнесмен категорически опроверг, сославшись на утренний осмотр машины механиками. «Водитель нарушил необходимую дистанцию, тормозить начал поздно. Экстренно тормозить из-за малого опыта побоялся, думал, люди попадают», — заявил перевозчик.
Водители пострадавших маршруток, видимо распознав в виновнике аварии новичка, на месте происшествия нецензурной бранью советовали ему тормозить ручником.
Руководитель службы аварийных комиссаров «Аварком-Сибирь» Виктор Куцак полагает, что торможение ручником ситуацию бы не спасло: «На ручнике автобус замедлил бы ход, но из-за своего веса и набранной скорости полностью бы не остановился. Это могло привести к неуправляемому заносу. Нужно было пытаться увести машину от удара по прямой линии, объехать препятствие».
В настоящий момент водитель «пазика» до выяснения всех обстоятельств отстранен от работы. По словам его директора Константина Кнапнугеля, после проверки мужчину ждет или перестажировка, или увольнение. Все пассажиры, по словам бизнесмена, по закону застрахованы на 2 млн руб. и при наличии медицинских справок о травмах будут направлены в страховые компании.
Директор юридического агентства «Абсолютное право» Евгений Нигматулин не исключает, что возмещение ущерба в конечном счете ляжет на плечи водителя. По словам юриста, ответственность понесет компания-перевозчик, которая затем может взыскать уплаченную сумму с водителя. При этом юрист утверждает, что взыскать компенсацию с перевозчиков дело весьма сложное, а суммы компенсаций в разы меньше заявленных миллионов.
«Как правило, перевозкой занимается одна организация, а автобусы зарегистрированы на другую, у которой кроме автобусов ничего нет. Платят перевозчики только по решению суда. За легкий ущерб здоровью 20–30 тыс. руб., за тяжелый ущерб, например двойной перелом, — 150 тыс. руб.», — делится наблюдениями г-н Нигматулин.
Опыт соседнего Новосибирска свидетельствует, что иногда происшествия с маршрутками имеют кровавый исход и рассчитывать на компенсацию могут лишь родственники погибших. В 2009 году водитель новосибирской маршрутки в центре города врезался сзади в автобус, который стоял на светофоре. От удара автобус выехал на пешеходный переход и раздавил 37-летнюю женщину, мирно переходящую дорогу.
Участь красноярского маршруточника до завершения проверки комментировать в ГИБДД города отказались. По словам представителя ведомства Виктории Шабановой, все решит тяжесть травм пострадавших.
Антон Понарин
Коллаж Ольги Ярцевой (1), фото Максима Мельникова (2, 3)