В Красноярске сдан 150-квартирный дом, в котором предусматривается автомобильная парковка только на 10 мест. Большинство строительных компаний города и вовсе предпочитают не оглашать число машино-мест у своих новостроек. Риэлторы утверждают, что ситуация с парковками в городе близка к критической, а эксперты поясняют, что парковки рассчитываются по правилам 1989 года. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, как строители определяют число мест на парковках для красноярцев, и познакомился с теми, кто обещает каждой красноярской семье по парковке.
30 апреля в Красноярске сдали дом, полностью состоящий из «однушек» и «гостинок». Пятиэтажный панельный дом расположился на ул. Матросова на территории, которая раньше принадлежала химико-металлургическому заводу. Возведением объекта занималась компания ООО «Би-Ту-Би Девелопмент». Согласно проектной декларации, размещенной на портале «Красдом», дом состоит из 150 квартир, из них 120 «гостинок» площадью от 16 до 22 кв. м и 30 однокомнатных квартир от 36 до 38 кв. м.
По информации застройщика, к сдаче объекта все «гостинки» были распроданными, 1 «квадрат» в них обошелся покупателям от 69 тыс. до 77 тыс. руб. (1,1–1,6 млн за «гостинку». — А. П.). Однокомнатные квартиры предлагаются к продаже по средней для города цене 50–53 тыс. руб. за 1 кв. м.
Однако в ленте комментариев НГС.НОВОСТИ наибольший интерес вызвал не вопрос цен, а подсчет парковок. «Классно… Парковок всего 7 шт. Молодцы», — высчитал комментатор Олег, видимо, ознакомившись с эскизом дома — на картинке в парковочном кармане у дома нанесена разметка ровно на такое число машин.
Представители компании-застройщика в таком скромном количестве парковочных мест у дома не нашли ничего странного: «Проект прошел госэкспертизу и, получается, соответствует всем нормам». На вопрос автора, есть ли дополнительные места для автомобилей жильцов, представители компании посоветовали поискать самому или обратить внимание на 30-местную парковку напротив дома у здания заводоуправления.
Автор попробовал выяснить обеспеченность парковками других новостроек, но в десятках проектов новых домов крупнейших красноярских строительных компаний «Культбытстрой» и «Сибиряк» речь о парковках для жильцов не ведется. Представители компаний «Омега» и «Строитель-95», на чьем счету 96-квартирный дом на ул. Судостроительной и 96-квартирный дом на ул. Маркса с квартирами за 20 млн руб., вообще не смогли припомнить количество парковочных мест на этих объектах.
По свидетельству директора агентства недвижимости «Кром» Алексея Лагутина, ситуация с парковками в новостройках близка к критической:
«Дворов с нормальными парковками в городе нет. Большинство клиентов при выборе квартиры даже не интересуются тем, есть ли парковка или нет — ситуация со стоянками везде одинаковая».
Подтверждение словам риэлтора автор нашел на форуме жителей нового микрорайона «Покровский», чьи жители подумывают о продажах здесь квартир из-за отсутствия парковок. «Бардак полный, куда ставить машину — непонятно. Самое правильное — поменять квартиру, ну или привлекать внимание властей», — пишет пользователь форума под ником Nos71.
Однако и представители власти не смогли прояснить вопрос о том, на какое количество парковочных мест может рассчитывать красноярец при покупке жилья. По словам представителя департамента градостроительства Оксаны Покаместовой, ее ведомство не следит за соблюдением таких нормативов. Автору было предложено обратиться в специализированное предприятие, которое проверяет проекты жилых домов на соответствие строительным нормам, — Красноярскую краевую государственную экспертизу.
Замруководителя по экспертной работе этой структуры Владимир Капранов с ответом также затруднился: «Есть нормативные документы — строительные нормы и правила — в них все расписано. Хотя однозначных ответов там нет. Все зависит от дома. С ходу я вам не отвечу».
Как пояснила автору специалист по парковкам «Красноярскгражданпроекта» Любовь Резвых, планирование парковок в новом жилье дело сложное. Расчет осуществляется на основе СНиП 2.07.01-89*. Этот документ был принят еще в 1989 году и устанавливает связь между парковками, числом машин на 1000 человек в городе и количеством человек в каждом доме. Но подобную систему расчетов парковочных мест г-жа Резвых признала устаревшей. По ее словам, сейчас по заказу красноярской мэрии омский институт территориального планирования «Град» разработал новые «Нормативы градостроительной политики».
Документ вводит жесткие нормативы по обеспеченности парковками в зависимости от класса жилья: одна квартира массового жилья — 1 машино-место, высококомфортного — 2–2,5 места, муниципального — 0,8.
Сами омские разработчики проекта обещают красноярцам не только определенное число машино-мест, но и близость парковок от дома. «По правилам 1989 года парковка может находиться от дома на расстоянии 800 м. Наш проект предусматривает, что парковка должна быть в каждом жилом массиве и занимать не меньше 18 % его площади. Если на 25 гектарах строится несколько домов, то 5 гектаров должно идти под парковки», — говорит главный архитектор института «Град» Ирина Стуканева.
По информации департамента градостроительства Красноярска, сейчас этот проект изучается специалистами мэрии. Назвать дату принятия «Нормативов градостроительной политики» в ведомстве не смогли.
Антон Понарин
Фото автора