При посадке в аэропорту «Емельяново» в кабину пассажирского лайнера ударил луч белого света. Ослепленным пилотам удалось посадить самолет и рассказать, что свет исходил из машины. Вскоре у взлетной полосы полицейские обнаружили Toyota Mark II. Автоэкперты уверяют, что причиной ослепления вполне могли стать неотрегулированные ксеноновые фары. В полиции в ксеноновый след не особо верят, а пассажиры Mark II и вовсе от таких фар открестились. Что могло вызвать слепоту пилотов, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Пилоты пассажирского самолета Ан-26 были ослеплены при посадке в аэропорту «Емельяново» вечером 1 мая, сообщила автору представитель Сибирского линейного УВД на транспорте Ирина Белова. Лайнер следовал по маршруту «Игарка (север Красноярского края. — А.П.) – Красноярск». В 22:25 самолет пошел на посадку в красноярском аэропорту, однако неожиданно в кабину Ан-26 ударил луч белого цвета.
От яркого света пилоты на несколько мгновений буквально потеряли зрение, однако сумели посадить самолет на взлетную полосу без аварии.
«При посадке самолета в работу пилотов не может вмешиваться даже диспетчер. Поэтому только после посадки командир авиалайнера сообщил об инциденте диспетчерам и те связались с полицией», — поясняет Ирина Белова.
Первоначально пресс-служба краевого ГУВД рапортовала, что на месте происшествия был обнаружен только один автомобиль — Toyota Mark II с 2 парнями и 2 девушками в возрасте от 19 до 29 лет. Из сводок происшествий известно, что пилотов слепят красными или зелеными лучами лазерных указок. Однако ни в салоне «Тойоты», ни рядом с ней, никаких подозрительных гаджетов не нашлось.
Директор красноярской компании Sho-Me Xenon (продажа ксеноновых фар и автоаксессуаров) Влад Заец не исключил, что источником яркого белого света могли стать ксеноновые фары: «Основное преимущество ксенона перед обычными фарами — почти дневной белый свет. Некоторые автомобили сразу выпускаются с ксеноном, на других такие фары устанавливаются самостоятельно. Именно при самостоятельной установке свет таких фар падает не как надо — ярко, часто в глаза встречным водителям».
Пассажиры «Тойоты» уверяют, что их Mark II не имеет ксеноновых фар. Как рассказал автору один из пассажиров Mark II Евгений Кулик, он приехал к аэропорту вместе с друзьями посмотреть за посадкой самолетов.
По словам мужчины, место у взлетной полосы на опушке леса, где стояла их машина, — излюбленное место всех «авианаблюдателей».
«Там бардак. Люди жгут костры, кучи мусора, специально звонят в диспетчерскую, чтобы узнать, какой самолет садится, — рассказывает Евгений Кулик. — В тот вечер никаких вспышек света не было. Когда мы подъехали, самолет шел на посадку и уже стоял полицейский УАЗ. Вокруг было около 10 машин. Попасть с этой площадки светом в кабину пилота было просто невозможно. На машине была стандартная фара». Внимание полицейских именно к их машине мужчина объяснил тем, что остальные автомобили при виде полиции стали быстро уезжать.
Пресс-секретарь аэропорта «Емельяново» Татьяна Каминская пояснила автору, что машины наблюдающих за полетами стоят за пределами взлетно-посадочной полосы — вне компетенции служб безопасности аэропорта. «Вопросами стоянок там занимается полиция на транспорте. Законодательно ставить машины там не запрещено. Однако полицейские время от времени проводят рейд и интересуются, кто и зачем стоит», — утверждает г-жа Каминская.
В пресс-службе ГУВД Красноярского края автору представили иную версию событий. Кроме Mark II была досмотрена еще и Toyota Hiace. В ней тоже не нашлось ничего подозрительного. Были ли на этих машинах ксеноновые фары, в пресс-службе уточнить не смогли.
При этом версия ослепления пилотов автомобильными фарами кажется полицейским маловероятной. «Машины стояли по ходу самолета, грубо говоря, сзади. Попасть фарами в кабину пилота они не могли», — заявила официальный представитель ГУВД Красноярского края Ирина Акулова. Кроме того, в ходе телефонных бесед с летчиками всплыла новая деталь — их ослепили «две вспышки, похожие на вспышки от фотоаппаратов».
Не разделяют версию ксеноновых фар и в Сибирском УВД на транспорте. «Известно, что угол траектории полета при посадке составлял около 40 минут. Светить под таким углом не сможет ни одна ксеноновая фара», — утверждает представитель подразделения Ирина Белова.
Версия с фотовспышкой могла бы помочь полицейским решить головоломку. Известно, что в аэропорту регулярно собираются любители споттинга — фотосъемок садящихся и взлетающих самолетов. Однако пилот с 5-летним стажем красноярец Роман Винников считает эту версию, как и версию с ксеноновыми фарами, маловероятной. «Вряд ли фотовспышка способна на какое-то время полностью лишить пилота зрения. Ксеноновые фары тоже не смогли бы достать до пилота — они регулируются по уровню земли. Чтобы луч фар дошел до самолета, машина должна стоять на багажнике», — делится своим мнением летчик.
Специалиста по ксеноновым фарам Влада Заеца доводы экспертов не убедили: «Есть фары, где противотуманные фары встроены в секцию самой фары. Если туда самостоятельно поставить ксенон, то свет идет во все стороны — и вверх, и вниз».
Последний инцидент с лучами произошел в красноярском аэропорту два года назад. Тогда виновник был пойман за считанные дни. 30 августа 2011 года к посадке в «Емельяново» готовился грузовой борт Ил-76. Внезапно по кабине самолета и крыльям прошел луч ярко-зеленого света. И хотя луч не ослепил пилотов, те сообщили об этом в полицию. Спустя неделю, 5 сентября, по подозрению в содеянном был задержан 21-летний безработный из села Еловка (5 км от аэропорта «Емельяново»). Будучи пьяным, парень решил развлечься и направил на садящийся самолет луч лазерной указки.
Действия парня расценили как мелкое хулиганство и оштрафовали. Согласно ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) штраф составляет от 500 до 1000 руб.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com