Страховые компании собрали в одну базу сведения об авариях участников ОСАГО. По уверениям страховщиков, эта мера отрезает водителям возможность уклониться от увеличения страховки за устроенные аварии. Раньше для этого было достаточно сменить компанию. Роста санкций за устроенные аварии участники рынка автострахования не ждут, но не исключают, что сами договоры ОСАГО подскочат в цене на 50 %. По оптимистичным прогнозам, угроза потерять бонусы за безаварийную езду скажется на дорогах города только в 2014 году.
Автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности (АИС ОСАГО) начала действовать 1 января 2013 года, сообщает Российский союз автостраховщиков. В настоящий момент в базе находится 72 млн договоров ОСАГО российских автовладельцев, и доступ к ней имеют все компании, работающие на рынке ОСАГО.
Внесены в базу и данные о красноярских водителях, выяснил автор, побеседовав с начальником отдела продаж Красноярского филиала «Ингосстрах» Андреем Груздевым. По его словам, страховые компании заносят в единую базу сведения об авариях с участием клиента, что позволяет более эффективно рассчитывать скидки за безаварийную езду и увеличивать стоимость договора ОСАГО за вину в авариях.
Согласно действующим нормам, если в течение года не было аварий — водитель получает 5%-ную скидку на договор автострахования на следующий год. Но если была хотя бы одна авария, в которой водитель признан виновным, то страховка на будущий год увеличивается в 1,55 раза. По Красноярску средняя цена договора ОСАГО составляет 4000 руб.
По наблюдениям г-на Груздева, до появления базы большинство водителей уклонялось от увеличения страховки. «9 из 10 водителей признанных виновными в аварии просто уходили в другие компании, где заключали договор с чистого листа, по базовым ставкам. Те, кто до аварии имел скидку в 25 %, шли к другим страховщикам и говорили: я готов перейти к вам, если дадите такую же. В условиях конкуренции некоторые страховщики предоставляли скидки, хотя человек был виновником аварии», — говорит Андрей Груздев.
Закрытие этой лазейки не приведет к росту повышающих коэффициентов, уверяют страховщики. По словам директора страхового бюро 124osago.ru Ивана Колоскова, действующие наказательные меры за аварии и так серьезно бьют по карману — за 2 и более ДТП стоимость ОСАГО увеличивается в 2,45 раза.
«Как появление единой базы скажется на культуре вождения, можно будет увидеть только через год — когда виновники аварий будут заключать договоры по ОСАГО по повышающим коэффициентам и в базу попадут абсолютно все водители», — полагает г-н Колосков. Более действенной мерой на лиц, постоянно устраивающих аварии, по его мнению, стала бы отмена потолка повышающих коэффициентов.
«По закону максимальная стоимость ОСАГО не может превышать сумму, равную трехкратному произведению базовой ставки на территориальный коэффициент. В Красноярске эта сумма для любого автомобиля составляет 10 692 руб.
Водитель может легко бить машины каждый день, но в следующем году заплатит за страховку максимум 10 692 руб.», — отмечает Иван Колосков.
Другие участники рынка увидели в единой базе ОСАГО только способ борьбы страховщиков с недобросовестными клиентами — закрытие лазейки уходить от повышающих коэффициентов вряд ли снизит аварийность на дорогах. «Водители ездят у нас безобразно. Основная масса как билась, так и будут биться», — полагает директор ООО «Автоюрист» Анна Ульских. Директор службы независимых автокомиссаров «Аварком-Сибирь» Виктор Куцак согласен с тем, что повышающий коэффициент — это последнее, о чем думают водители в пробках.
По словам г-на Куцака, после открытия историй аварий водителям предстоит пережить и увеличение стоимости самих договоров ОСАГО: «в настоящий момент правительство обсуждает возможности увеличения лимитов выплат по ОСАГО с 160 тыс. до 400 тыс. руб. По некоторым оценкам, это увеличит стоимость ОСАГО на 30–50 %».
Инспектор по оформлению ДТП отдела ГИБДД в Свердловском районе Красноярска Татьяна Майснер прогнозирует, что создание единой базы заставит быть ответственнее от силы 5–10 % водителей: «Это не сыграет никакой значимой роли в ситуации на дорогах. При коэффициенте в 2,45 стоимость договора по ОСАГО увеличивается на 2000 руб. Это все-таки не существенная сумма».
Стоит отметить, что в скрытой форме водители оплачивают последствия аварий из своего кармана и сейчас. Страховая компания выплачивает лишь 160 тыс. руб., а если сумма ущерба выше, то остальное платит виновник. Однако к радикальному снижению аварийности на дорогах это так и не привело.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com