В конце минувшей недели в Красноярске завершился Всероссийской конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов. В категории автобусов ЛиАЗ лучшей оказалась водитель из Красноярска 33-летняя Марина Тит, которая опередила остальных 37 участников из разных городов страны по сумме трех конкурсов — знание правил дорожного движения, скоростное маневрирование и приемка технического состояния автобуса. В интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ Марина Тит рассказала о своей профессии и о том, как ей удается оставлять позади мужчин-водителей.
Справка: Марина Тит родилась в Красноярске 8 мая 1979 года. В 1999 году окончила Красноярский техникум физической культуры и спорта. С 2000-го по 2007-й работала водителем троллейбуса в троллейбусном депо № 1, с 2008-го — водитель автобуса в КПАТП № 7. Не замужем.
Марина, в чем суть этого конкурса и насколько он престижен среди водителей автобусов?
С каждым годом престиж растет. Если раньше мы участвовали только для галочки, то теперь действительно хочется победить, готовишься. Чтобы попасть в финал, надо занимать высокие места на краевом этапе, потом на региональном. Сам конкурс состоит из нескольких частей — решение 20 вопросов ПДД на скорость, скоростное маневрирование, когда на время надо пройти задом и передом 10 фигур, и техническая приемка автобуса.
Кстати, в Красноярске я вожу «Волжанин». Но вот в Новосибирске на региональном этапе участвовала на МАЗе. А на краевом конкурсе и на финале — на ЛиАЗе.
В чем ваш секрет?
Наверное, в упорстве и целеустремленности. Если я чего-то хочу, я к этому стремлюсь. Также хорошо решаю ПДД. Если в прошлом году 20 билетов я решала за 36 секунд, то сейчас — быстрее 30. Это мой конек. А в скоростном маневрировании я стараюсь все делать аккуратно, чтобы не было, как в пословице «поспешишь — людей насмешишь».
Вы уже не первый год участвуете в этом конкурсе. Что он вам дал за эти годы?
Например, меня стали узнавать. Зашла недавно в магазин, на кассе рассчитываюсь, и вдруг кассир спрашивает: «А вы Марина?». На улицах незнакомые говорят: «А мы вас видели». На светофорах заглядывают, начинают толкать товарища или улыбаться.
Денежный приз за победу в финале — 300 тыс. руб. На что вы их потратите?
У меня Toyota Sprinter . Я хочу новую машину. Хочу хороший внедорожник — летом люблю ездить в лес, по грибы. На «Спринтере» особо не поездишь. На данном этапе хочу KIA Soul — он и леворукий, и вид мне нравится.
С какого года вы за рулем?
За рулем я с 2000 года. Еще в детстве у меня была мечта стать водителем, без разницы чего. Но водителем я оказалась во многом случайно. Жизнь у меня начиналась со спорта, я занималась легкой атлетикой. После школы окончила физкультурный техникум, и даже в садике умудрилась поработать 4 месяца инструктором физкультуры. А потом как-то на тренировке познакомилась с троллейбусниками — они с нами тренировались. И они меня сманили. В это время я как раз ушла в академический отпуск, и мне нужна была работа.
Начинала с мойки автомобилей, троллейбусов. Потом в кондукторы перешла, а затем выучилась на водителя троллейбуса и стала работать. В итоге на троллейбусе отъездила 7 лет.
Почему решили пересесть с троллейбуса на автобус?
Как-то напарница увидела сюжет по новостям про женщину — водителя автобуса. И говорит: давай попробуем тоже. Мне понравилась идея — это было и интереснее, и финансовые условия лучше. Муж подруги, который работал водителем автобуса, договорился, что нас возьмут. Мы прошли обучение и пошли работать. Я первой, через пару месяцев пришла и подруга. Пять лет назад мы были единственными девушками, кто работал на автобусах. Это было очень интересное и необычное время.
Вспоминаю свои чувства, когда впервые увидел женщину за рулем автобуса…
Да, поначалу было много страхов у окружающих. Пассажиры спрашивали: «А мы точно доедем?». Я им: «Все нормально, садитесь». Или, например, сидим с кондуктором, пассажир заглядывает в кабину — кто водитель? Я водитель, отвечаю. У человека лицо от удивления вытягивалось. Много таких комичных случаев было, они и сейчас бывают, но уже реже намного.
Сейчас я здесь работаю уже 5 лет, и коллеги-мужчины уже привыкли, какого-то особого внимания я не замечаю. Но поначалу гараж разделился на тех, кто считал «вот пришла какая-то баба», и на тех, кто поддерживал, помогал.
Стиль вашего вождения отличается от мужского?
С первых дней работы меня пассажиры всегда нахваливали. Мягко, плавно, без резких движений, говорят. В принципе, так и есть — я сильно не гоняю. Бывает, конечно, но только когда скучно становится или засыпаешь — когда надо адреналинчика получить.
Вы согласны, что водитель автобуса — все-таки мужская профессия? Или вы не делите профессии по такому признаку?
Сейчас время такое, когда немало мужчин, которые предпочитают не работать, а дома сидеть. Поэтому, на мой взгляд, грань между мужской и женской работой стерлась. Да, конечно, тут двигатель, горючка, техосмотр — но везде свои сложности.
Как вы оцениваете средний уровень вождения водителей автобусов в Красноярске?
«Частники» — это вообще… Особенно водители, которые приехали из соседних республик. Тут лучше уйти с дороги и не мешать, как пассажиры только ездят с ними — не понимаю. На красный несутся, по «встречке», подрезают… Им надо план сделать, деньги во главе угла. Водители с муниципальных маршрутов, мне кажется, ездят нормально.
Пассажиры часто жалуются, что автобусы проезжают остановки и нарушат график движения. Почему так происходит?
Бывает такое. У меня, например, маршрут проходит через Глинки, там много переездов, пробки. Тяжелый день был 1 сентября — у меня 1,5 часа опоздания было. По этой же причине иногда остановки проезжают — пытаясь нагнать потерянное время. Но вообще-то за этим строго следят — и ГИБДД, и департамент транспорта, поэтому водитель старается хотя бы заезд сделать.
Уровень культуры вождения водителей легковых авто изменился за последние 12 лет?
Мне кажется раньше, когда машин было меньше, водители были вежливее. Сейчас взаимоуважение куда-то исчезло — с остановки бывает вообще невозможно выехать. Иногда такое желание появляется: вообще не заезжать в карман, остановиться, как едешь, и высадить людей. Потому что выехать из кармана — настоящая проблема. Просто не пропускают, и всё — едут и едут. Пока внаглую уже не начнешь «морду» вытаскивать, тогда только начинают увиливать, притормаживать.
Были случаи, когда приходилось в окно матом кричать на водителей?
Да, были такие случаи. Как мы шутим, искусство материться растет вместе с навыком вождения. Просто иногда надо перестроиться, а тебя не пускают, зажимают, начинают мне орать что-то. Естественно, я в ответ тоже буду орать.
Какой типичный день водителя автобуса?
В 6:40 я уже поехала по маршруту. Рабочий день заканчивается в 22:00. Работаем 2 дня через 2. Слесарными работами водитель автобуса не занимается — у нас есть бригада слесарей. Но если надо, я могу что-то сделать, «гайки покрутить».
На какую зарплату может рассчитывать начинающий водитель автобуса?
От 20 тыс. руб. Дальше зависит от того, какой класс у водителя, сколько часов в месяц отработал. Поэтому может получиться зарплата и 30 тыс., а при режиме 3 дня через 1 — и 40 тыс.
О чем вы мечтаете в профессиональном плане?
Хочу на БелАЗе прокатиться. Были мысли дальнобойщиком поработать. Но я не буду майку на себе рвать, что хочу туда — хочу сюда. Представится шанс — я подумаю над возможностью, но специально что-то делать не буду. Одно точно знаю, что из вождения я уходить не хочу. Мне предлагали пойти в милицию — график сутки через трое, сидеть с бумажками. Но мне это неинтересно.
Андрей Ткачук
Фото Ольги Ярцевой