В Красноярске запущен сервис поиска попутчиков для смартфонов. На сайте мобильного приложения регистрируются водители, готовые подбросить кого-нибудь за символическую плату или приятное знакомство, и пассажиры, которые не хотят стоять в очереди на маршрутку или платить немалые деньги таксистам. Разработчики надеются, что сервисом будет пользоваться каждый десятый в городе — сейчас его скачали уже три сотни красноярцев. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал насколько безопасен такой комфорт.
В Красноярске заработал проект «ВПути» (ktovputi.ru) для поиска попутчиков по дороге на работу или домой. Приложение работает пока только на смартфонах с операционной системой Android, в ближайших планах — запустить его для социальной сети «ВКонтакте», чтобы сервисом могли пользовать уже все желающие. В приложении регистрируются водители, готовые взять попутчиков, и пассажиры, которые хотели бы, чтобы их подбросили.
Пользователи указывают маршрут, время выезда. Далее система автоматически ищет совпадения этих параметров в двух базах: «пассажирской» и «водительской». Совпадение выводится на экран, затем водитель и пассажир созваниваются или связываются по СМС, чтобы познакомиться и договориться о встрече.
В основном в приложении регистрируются мужчины-водители 25–35 лет. Средний возраст зарегистрировавшихся девушек — 25 лет. Время выезда почти в большинстве предложений — с 8:00 до 10:00. Вечером предложений не так много, в основном с 17:00 до 19:00. В основном указываются маршруты из отдаленных районов. В частности, такие как «Северный» – Калинина», «Солнечный» – Свободный», «Взлетка» – центр», «ДК 1 Мая» – «Северный», с правого берега — на левый.
По данным Борисова, фактически состоявшихся поездок попутчиков за это время было около 20–30. Точно неизвестно — были ли это бесплатные поездки или за денежное вознаграждение, но, судя по отзывам пользователей на сайте проекта, большинство из них считает нормальным отдать подбросившему их водителю 30–50 руб. за услугу. При этом девушек многие мужчины готовы перевозить даже бесплатно - ради знакомства и общения, выяснил автор, изучив обсуждения на форумах попутчиков.
Александр Борисов рассказал автору, что в проект планируется вложить 2,5 млн руб. Из них 1 млн руб. — выигранный грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, остальные средства внесли другие участники проекта и частный инвестор. «Идея создать такой сервис мне пришла год назад, — вспоминает Борисов. — Она родилась из чувства, что происходит что-то нерациональное:
на остановках стоят десятки людей, а мимо проезжают пустые автомобили. При этом многим водителям несложно подбросить попутчика, но никто не знает, что им по пути, и что кто-то готов с ним ехать».
Так родилась идея проекта, которую выражает слоган на его сайте: «обменяй пустое место в своем автомобиле на деньги и общение».
В полиции с корреспондентом НГС.НОВОСТИ согласились, что такой способ передвижения — не самый безопасный, так как приходится ехать с незнакомым человеком. В связи с чем начальник пресс-службы МУ МВД «Красноярское» Михаил Молотков порекомендовал соблюдать элементарные меры предосторожности. В частности, пассажиру рекомендуется сообщать номер и марку автомобиля кому-то из друзей или коллег.
Как рассказала автору 22-летняя Клавдия Новицкая — одна из пользователей нового сервиса, ей не страшно ездить с незнакомцем: «От неприятных инцидентов себя не обезопасишь, тут уже дело случая. Вы же в такси садитесь тоже к совершенно незнакомому человеку». Еще одна пользователь — 29-летняя Юлия — поделилась с автором, что «для безопасности не будет пользоваться сервисом поздно вечером и ночью».
Сервисы по поиску попутчиков в Красноярске появлялись и раньше, вспомнил автор. Самый популярный на сегодня — раздел «Попутка» на портале 24auto.ru. От нового сервиса его отличает то, что все варианты надо искать вручную, пролистывая страницы, и то, что персональные данные находятся в открытом доступе, а не в зашифрованной базе.
Авторы «ВПути» надеются начать извлекать коммерческую выгоду от рекламы на страницах своего приложения к лету 2013 года. При этом корреспонденту НГС.НОВОСТИ не удалось найти примеров коммерчески успешных аналогичных проектов. В частности, в Новосибирске весной прошлого года появился портал по поиску попутчиков «Дельтаплан» (nts-deltaplan.ru). Проект функционировал в виде диспетчерской службы. Водители и пассажиры заполняли форму регистрации с указанием маршрута, времени и желаемой стоимости поездки, а стыковкой их занимался диспетчер. Сейчас сайт закрыт на реконструкцию.
Андрей Ткачук
Фото thinkstockphotos.com