В середине апреля в Красноярске завершилась масштабная реорганизация маршрутной сети — были изменены 14 маршрутов из существующих 65. Причем впервые горожан спросили, согласны ли они с такими изменениями. И, в частности, чиновникам пришлось отказаться от планов менять маршруты № 85 и 91. Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовал с начальником департамента транспорта об изменениях и узнал, повлияют ли они на повышение цены за проезд.
Справка: Якубович Олег Петрович родился в 1954 году в селе Антропово Красноярского края. В 78-м году окончил филиал Красноярского политехнического института ФКПИ завода ВТУЗ. Прошел путь от токаря до заместителя генерального директора завода. С 2002 года начальник управления по энергетике и энергосбережению администрации Красноярска, с 2008-го — руководитель департамента транспорта. Кандидат технических наук. Женат, двое детей.
Олег Петрович, раньше департамент транспорта утверждал изменения маршрутов и горожане узнавали об этом по факту. Сейчас вы впервые обратились к общественному мнению до внесения изменений. Почему?
Потому что когда мы проводили изучение пассажиропотока в 2006 году и в последующем стали внедрять изменения без общественного обсуждения, то все это вызвало массу нареканий со стороны пассажиров. Чтобы избежать этого на сей раз, было принято решение обсудить изменения с горожанами.
Данный опыт показал, что общественное обсуждение действительно необходимо. Сейчас мы намерены использовать такой подход при каждом изменении маршрута.
Почему было решено изменять именно эти 16 маршрутов (№ 3, 6, 8, 20, 27, 30, 34, 49, 50, 60, 61, 85, 87, 88, 91 и 99)?
В соответствии с законодательством, раз в три года мы обязаны проводить сплошное обследование пассажиропотока: город развивается, рождаются новые микрорайоны и соответственно это влияет на изменение центров тяготения населения и изменение интенсивности пассажиропотоков на участках маршрутной сети. В связи с этим в 2011 году ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (г. Москва) проводило в Красноярске соответствующее исследование.
Выяснилось, что, во-первых, пассажиропоток у нас упал примерно на 14 % по сравнению с 2006 годом и составляет порядка 875 тыс. человек в сутки и, во-вторых, изменились те самые центры тяготения. Были построены новые микрорайоны — «Покровский», «Утиный плес», запущена северная объездная дорога, появился ледовый дворец спорта и так далее.
Таким образом, на основании данного исследования институт выдал рекомендации по частичному изменению 16 автобусных маршрутов из 65 существующих.
Конечно, всегда будут люди, которым изменение маршрута неудобно, но в данном случае мы ориентировались на массовый спрос, чтобы маршрут был социально значимым.
Насколько активно горожане высказывали свои мнения по изменениям?
Мы получили по этим 16 маршрутам 1859 предложений, большинство — по электронной почте. По шести маршрутам вообще не было нареканий, еще по восьми — менее 1 % от числа перевозимых пассажиров по маршруту в сутки, и только по изменениям маршрутов № 85 и 91 мы получили наибольшее количество откликов.
Большое — это сколько?
При проведении общественных обсуждений более 50 % от общего количества поступивших обращений пассажиров было против изменения схем движения указанных маршрутов. Предлагаемые изменения, в частности по маршруту № 85, были продиктованы в первую очередь безопасностью движения, так как протяженность маршрута не должна превышать 30 км (по данным 2ГИС, длина маршрута № 85 около 34 км. — А.Т.), и с учетом городских пробок водитель не должен находиться за рулем более 2 часов при движении по маршруту в одну сторону.
Мы еще раз проанализировали ситуацию и, учитывая, что маршрут № 85 проходит не по самым оживленным улицам и водитель укладывается в 2 часа, решили, в соответствии с пожеланиями горожан, его оставить. Аналогично и с № 91.
Сократится ли время ожиданий автобуса по каждому из изменившихся маршрутов?
Существующий интервал движения 6–10 минут в пиковое время не должен меняться при изменениях маршрута. Другое дело, что когда в городе нет выделенной линии для общественного транспорта, то выдерживать этот интервал очень тяжело.
Мы будем добиваться, чтобы выделение полос для общественного транспорта произошло. А до тех пор, пока горожанин стоит в своем автомобиле в одной пробке с автобусом, он, разумеется, никогда не пересядет на автобус. Когда же общественный транспорт будет двигаться по выделенной полосе, независимо от потока автомобилей в пробке, вот тогда люди начнут пересаживаться в автобусы и ситуация с пробками начнет меняться. И интервалы движения будут те самые 6–10 минут.
Это будет взаимовыгодно — человек вовремя успеет на работу, а перевозчик получит дополнительные доходы, которые ему помогут обновлять подвижной состав.
Стоимость проезда в связи с изменениями сейчас возрастет?
Если повышение цен произойдет, то не в связи с прошедшими изменениями. Это разные составляющие. Цена на проезд зависит от многих составляющих, в том числе и от цены на дизтопливо, которая за год выросла почти на 20 %. Министерство транспорта регулярно мониторит ситуацию, и если сочтет, что изменения назрели, то готовит обращение в правительство края по рассмотрению экономически обоснованных тарифов.
Департамент транспорта в данном случае — исполнители. Мы не определяем цену проезда.
Действительно ли в Красноярске одни из самых низких цен на проезд в Сибири? Насколько мне известно, в Новосибирске за проезд платят 14 руб., в Кемерово — 16.
Да, это так. В Москве, например, 26 руб.
Появятся ли новые маршруты на «Покровке»?
Хочу подчеркнуть, что маршрутная сеть — это живой организм, который развивается вместе с городом. Поэтому если в каком-то районе города значительно увеличивается количество жителей, то логично ждать появления в этом месте новых маршрутов. За «Покровкой» мы следим, сейчас там еще два дома заселяется.
Стоит ли ожидать в ближайшее время новую волну изменений?
Ближайшее объемное изучения пассажиропотока будет через три года — в 2014 году. По его итогам возможны массовые изменения, до этого времени все изменения будут носить точечный характер, исходя из обращений граждан. Если есть жалобы, специальная комиссия разбирается, и в случае необходимости на маршруте может быть увеличено количество автобусов или приняты какие-либо другие меры.
Обновление транспортного парка на новых маршрутах когда ждать? И ждать ли его вообще?
Позиция департамента транспорта — транспортные средства должны быть комфортные, современные, экологические. Конкретных маршрутов, где планируется обновление транспортного состава, пока нет. До июля мы проведем конкурсный обор на маршруты и с перевозчиками обсудим конкретные сроки замены транспортных средств. Так как перевозчики будут получать контракт на 5 лет, то они смогут обратиться в банк, взять кредит и заменить транспортные средства.
Насколько перевозчики вам подконтрольны? Случай минувшей зимой, когда перевозчик запросто не выпустил маршруты на рейс из-за обиды на ГИБДД, многим показался вопиющим.
Да, есть у нас некоторые перевозчики, которые постоянно срывают, игнорируют требования. Отношение к ним самое жесткое. Например, в указанном инциденте дело завершилось тем, что если раньше данный перевозчик имел 18 выходов в расписании маршрута, то теперь — 7. То есть вдвое уменьшили количество транспортных единиц, которые он имеет право выставлять на рейс.
Беда только в том, что «скамейка запасных» у нас маленькая и пустая. Во многом потому, что при нынешних тарифах это не самый выгодный бизнес и желающих им заниматься мало. Но резерв у нас все равно есть. Например, когда в первом квартале обанкротился перевозчик, работавший на маршруте № 49, и снял с линии 20 автобусов, мы смогли за счет муниципальных предприятий найти замену и обеспечить транспортную доступность.
Департаментом транспорта принимаются меры для того, чтобы жители всех районов города были обеспечены общественным транспортом.
Андрей Ткачук
Фото Ольги Ярцевой (1), admkrsk.ru (2)