Привет! На связи корреспондент NGS24.RU и стилист устойчивой моды Полина Бородкина. И сегодня я расскажу об апсайклинге, о котором, к сожалению, знают немногие, если не единицы. А ведь он не только про экологичность, потому что привлекает к проблемам сверхпроизводства и как результат сверхпотребления, но и стиль, потому что это про эксклюзивность, уникальность и индивидуальность. Более того, последние несколько лет апсайклинг стал одним из главных трендов, и он не один раз появлялся в коллекциях известных брендов.
Так что же это такое и почему модно носить вещи, переработанные таким путем? Разбиралась вместе с основателем красноярского апсайкл-бренда UPS Анастасией Новиковой и ювелирным дизайнером и владельцем салона TREND.AS Натальей Чердынцевой.
Что такое апсайклинг
Апсайклинг, или вторичное использование (оно же — искусство) — это творческое преобразование старых, ненужных предметов, материалов, отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду, говорит нам «Википедия». Если говорить конкретно об одежде, то это про создание новых вещей из старых без производственной переработки. Простыми словами: берем джинсы и шьем из них юбку. Вот вам и апсайклинг. Так я сама сшила себе юбку длины макси.
Почему он важен
В своей колонке об экологичном гардеробе я писала: согласно данным программы ООН по окружающей среде, индустрия моды занимает второе место по величине потребления воды и отвечает примерно за 2–8% глобальных выбросов углекислого газа. Кроме того, только в России за год отправляется на свалку 2 миллиона тонн текстиля (по 15–17 кг на каждого городского жителя) — об этом говорится в исследовании благотворительного фонда «Второе дыхание» и Группы «ЭкоЛайн». На этом этапе люди могут сократить свое влияние на окружающую среду — достаточно учитывать весь жизненный цикл вещи: от добычи сырья до утилизации.
«Это про вторую жизнь одежды»
— Для меня апсайклинг — это про вторую жизнь одежды, которая уже отслужила свой срок. Которая может стать либо полноценным предметом гардероба, либо его частью. И этим можно будет пользоваться еще столько же, а то и дольше, — поясняет основательница апсайкл-бренда UPS Анастасия Новикова.
Бренд создает универсальную практичную одежду для молодых людей. Основной материал — это джинса. Из нее шьют джинсы, джинсовки, сумки, шоперы, корсеты, панамы, поясные сумки, корсажи. Большая часть из этого — в единственной экземпляре и без возможности повтора. Каждая позиция по-своему уникальна.
Еще из материалов — рубашечная ткань, трикотаж и футер.
— Нам часто приносят рубашки, которые вышли из строя в области воротничка или подмышек, а всё остальное полотно — это хорошая хлопчатобумажная ткань. Из нее мы шьем рубашки, используем как подкладочную ткань в других изделиях, — рассказывает Анастасия. — Третье по использованию — это трикотаж и футер. Мы получаем его от крупных городских производств. Когда они делают большие партии одежды в промышленных масштабах, у них остается много обрезков, которые отдают нам. Из трикотажа у нас есть топы, а из футера — свитшоты и свитера.
Апсайкл-одежда требует немалых усилий: старую вещь нужно распороть, разрезать, сложить по кусочкам, соединить по цветам. Весь этот процесс происходит в мастерской бренда в музейном центре «Площадь Мира» и может затянуться на несколько дней, если не на неделю.
— Гораздо проще купить рулон новой ткани, нарисовать по лекалам, вырезать 25 пар за день на машинке, сшить за день и отлично продать: хоть в магазине, хоть на маркетплейсе, — поясняет основатель бренда. — На изготовление одного изделия у нас уходит три-четыре дня, поэтому изделие имеет определенную цену, которую не каждый готов заплатить, а только тот, кто понимает, и только тот, кто хочет поддержать местное производство и нашу идею.
Всё больше российских брендов присоединяются к мировому тренду на экологичность и практикуют апсайклинг. Поэтому носить апсайкл-одежду модно.
— Это модно, потому что это красиво, это стильно, очень ярко. Это про индивидуальность, это про вещи не такие, как у всех, про вещи, которым нет аналогов, когда ты один такой или вас всего несколько, — считает Анастасия. — Это как раз-таки про самовыражение, поэтому это очень актуально, модно для людей, кто понимает цену и ценность.
«Дать возможность заново влюбиться»
Ювелирный дизайнер и владелец салона TREND.AS Наталья Чердынцева не только создает украшения и продает их, но и дарит вторую жизнь старым. В ее руках, например, бабушкины бусы станут модным колье. Также из этих же бус может получиться полноценный комплект, в который войдут как колье, так и серьги, браслеты и даже кольца.
— Апсайклинг для меня, как для ювелирного дизайнера, — это дать возможность клиенту заново влюбиться в свои украшения, а самое главное — сохранить память, которая с ними связана.
В основном на апсайклинг Наталье приносят украшения, которые устарели, потеряли надлежащий вид или привезли из путешествия и долго пылились на полке. А еще камни.
Дизайнер миксует украшения или камни с натуральными минералами, металлической фурнитурой или элементами из керамики, полимерной глиной, стеклом и другим, и в итоге устаревшее, потерявшее вид или просто забытое, но когда-то любимое украшение приобретает современный вид и снова становится любимым.
— Цель апсайкл-брендов — это сделать так, чтобы люди понимали, что часто у устаревшей вещи есть дорога не только на мусорку, но и в новую жизнь. — поясняет Наталья. — Апсайклинг — это не ремонт, а полностью переработанный дизайн и создание абсолютно нового и современного украшения. При работе я всегда опираюсь на современные тенденции и на то, что актуально сегодня, поэтому апсайклинг и мода всегда рядом.
* Соцсеть признана в России экстремистской и запрещена.