Кто такие шопоголики? Это люди, которые постоянно что-то покупают без какой-либо надобности или причины, зачастую ради одного лишь удовольствия. В медицине такое поведение считают болезнью и называют шопоголизмом или ониоманией.
Но оказывается, можно быть осознанным шопоголиком. В Красноярске есть такие — они откликнулись на наш пост о поиске шопоголиков и с радостью рассказали о своем пристрастии к покупке одежды. Корреспондент NGS24.RU и стилист устойчивой моды Полина Бородкина поговорила с ними. Почитайте их монологи и комментарий психолога.
«Беспорядочно не покупаю»
Ольга, 40 лет, госслужащая, доход — 50 тысяч рублей:
— Я стала осознанным шопоголиком после переезда в Красноярск, это было самое начало нулевых. Познакомилась с огромным рынком КрасТЭЦ и его прекрасным ассортиментом на деревянных лавочках... Китайским торговым городом... Потом открылся «Квант» — это было просто нечто, высший пилотаж! Сейчас я покупаю одежду ежемесячно. Как правило, в магазинах массмаркета или на маркетплейсах — там дешевле. Также шоплюсь в секонд-хендах, в основном покупаю домашний текстиль.
Я не считаю конкретно свой шопоголизм болезнью. Для меня это умение разумно тратить деньги, разумно приобретать вещи, поэтому мой шопоголизм — разумное потребление. Дети разделяют мое пристрастие и любовь к походам по магазинам одежды, возможность примерить другой образ, возможность включиться в какую-то игру. Муж периодически ворчит, но тем не менее сам пользуется плодами моего шопоголизма, плодами того, что я хорошо ориентируюсь в разных ценовых категориях, в разных магазинах, и поэтому периодически он сам покупает одежду по моей же наводке, потом очень доволен.
В основном я стараюсь покупать вне сезона. Например, летнюю одежду я покупаю в феврале-марте, январе, когда на нее максимальные скидки. Соответственно, зимнюю одежду я покупаю летом: пуховики, шапки, шарфики. У меня гармоничный гардероб: много верхов и низов, много аксессуаров и верхней одежды, всё можно миксовать. Никогда такого не было, чтобы вещи висели с этикеткой. Исключение составляют вечерние наряды. Но я активный человек с большим интересом к происходящим событиям. Если у меня лежит вещь, то я обязательно найду такое событие, куда бы я могла надеть ее.
На импульсивные спонтанные покупки у меня всегда заложен бюджет, потому что нет ничего лучше хорошо продуманной импровизации. Я закладываю определенный бюджет на импульсивные покупки, когда могу просто пойти и, не думая ни о чем, купить какую-то вещь, и потом мне не будет казаться, что я сделала это зря, испытывать чувство вины.
Глупых покупок у меня вообще не было. Если вещь перестала нравиться мне, я отдаю ее племянницам или подругам или выношу на помойку. У нас есть специальная локация на помойке, где происходит взаимовыгодный обмен, скажем так. Вот и эти вещи уходят ножками уже через 10–15 минут после выноса. Поэтому, наверное, мой случай уникальный, я ни разу не пожалела о том, что купила. Кроме того, мой размер не сильно изменился за последние 20 лет, поэтому я ношу даже вещи, которые носила в школе.
Если учитывать, что у меня двое детей и муж, то я трачу на одежду меньше 10 тысяч рублей. Беспорядочно не покупаю ее. У меня есть определенные системы и наработки, которые появились благодаря большому опыту покупки одежды и наблюдениям за распродажами. Я начала изучать распродажи с момента появления сетевых магазинов по типу United Colors of Benetton и Mango. И в принципе появилось такое явление, раньше оно было нехарактерно, учитывая, какие у нас были магазины.
У меня долгая мода, долгие инвестиции в вещи, поэтому я не считаю, что какая-то покупка была слишком дорогой. Но, наверное, единственная дорогая покупка — это натуральная дубленка. Но опять же это была неплохая инвестиция. В 2007–2008 годах в «Снежной Королеве» я оформила кредит на покупку дорогой греческой дубленки. В свое оправдание могу сказать, что раньше, именно в то время кредиты брали все и абсолютно на всё. Я не выбивалась из общего числа потребителей, поэтому с легкостью оформила кредит на эту покупку, но быстро оплатила и закрыла его. Это не было каким-то болезненным опытом.
Кредиты на покупку айфонов и одежды уже много лет я, конечно, считаю абсолютно бессмысленными. У меня, например, есть знакомая девочка, которая реально брала кредит на покупку пальто. В настоящее время это совершенная дичь. Я не считаю, что нужно тратить такие силы на то, чтобы выглядеть стильно, хорошо и живо, потому что есть разные ценовые категории, где ты можешь воплотить свои разные желания. И влезать в долги ради этого не стоит.
Шуба за четыре тысячи долларов
Федора (имя изменено по просьбе героини), 58 лет, филолог, доход — от 60 до 150 тысяч рублей:
— Я увлекалась одеждой с детства. У меня даже сохранились фотографии, где пятилетняя я обвешана какой-то одеждой. В юности я могла запросто купить кожаное пальто на всю зарплату. Был у меня и японский свитер с люрексом и цветными полосками за три моих зарплаты. Вот это да, вот это шопоголизм. Сейчас я тоже легко покупаю одежду, если она доступна по цене. Могу купить себе всё, что захочу. При этом у меня есть четкое представление о том, что и как я буду миксовать. И вообще считаю: если приносишь новую вещь, то надо избавиться от какой-нибудь старой.
В последнее время я покупаю одежду раз в полгода. Меня накрывает жажда обновления, и это не связано с началом сезона. Просто хочется новую одежду или если давно ничего не покупала себе. У меня большой плотный шкаф с тремя рейлами одежды и лоджия на балконе с несезонной одеждой.
С этикетками у меня вещей нет, не все ношу. Есть вещи, которые я ношу по 30 лет. Был когда-то магазин у нас «Сезон». Там были действительно хорошие качественные немецкие вещи. Оттуда у меня светлый плащ и пончо. Таких вещей сейчас не выпускают, качество у них превосходное. Было пальто MaxMara, которое я носила много лет. Но даже таким вещам приходит конец. Что-то сдаю в переработку, что-то отдаю знакомым. Иногда тупо просто выбрасываю, когда у меня настроение резко избавиться от чего-то. Мне очень жаль, что я иногда нарушаю экологические нормы и правила.
Еще одна моя особенность — это то, что у меня некоторые вещи живут очень долго. Благодаря тому, как я удачно подобрала их, какого они качества, что мода циклична. Мне кажется, шопоголики не должны отказываться от вещей, которые им не идут. Шопоголизм — это же помутнение не только пропорций, может ли себе позволить это или нет, но и некоторая беспорядочность в этом смысле. У меня рациональная часть остается всегда со мной.
Самой глупой покупкой была норковая шуба, которую я купила за четыре тысячи долларов в Греции. Она же была, наверное, и самой дорогой в моей жизни. Шуба до сих пор живая. Надеюсь, что когда-нибудь продам ее любителям антиквариата. Поехать за норковой шубой в Грецию, с точки зрения меня сегодняшней, это какой-то треш. А с точки зрения того времени — я была молода, мне было важно оформлять свою внешность. Сейчас я считаю, что чем дороже вещи, тем они более бессмысленные. Например, очень часто молодые женщины, злоупотребляющие люксовыми вещами, выглядят гораздо старше, чем они есть. И да, у меня был ровно один раз кредит на одежду. Это было в 90-х годах, меня и подругу обокрали, тогда и пришлось взять его — купила кожаное пальто. Довольно быстро закрыла его.
Сейчас я получаю пенсию больше 20 тысяч рублей, но продолжаю работать. Сумма моих доходов может варьироваться от 60 до 150 тысяч рублей. Если я куда-то уезжаю и не работаю, то она спускается до 40. Как часто я покупаю одежду, знает мой банк. По его данным, за полтора года я потратила где-то 15 тысяч в Красноярске. Еще у меня были траты за границей в этот период. Я потратила около 120 долларов, около девяти тысяч рублей по тогдашнему курсу. Купила платья и обувь для плавания ушедших с российского рынка марок. Я покупаю одежду в зависимости от социально-экономического положения в стране и наличия виз. Раньше я покупала одежду только за границей, потому что дешево, по моим ощущениям, в два раза, чем у нас.
После начала известных событий я поехала за домашним платьем в «Планету». Обошла весь торговый центр, но ничего не нашла по той цене, которую хотела потратить. На следующий день поехала в секонд-хенд и нашла то, что хотела, там. Для меня покупать одежду и за границей, и в секонд-хенде — одинаковое достижение. Последняя покупка в секонд-хенде обошлась в 2360 рублей, я купила 10 вещей. Купила вообще всё, что хотела и не хотела. Чувствовала себя человеком, который совершил выгодную сделку. Я наряжалась, хвасталась и так далее — просто превосходно! Это был такой удачный день. Я очень довольна своим навыком выживать с одеждой в любой ситуации. Для меня это тряпки, которые закрывают мои потребности.
Что думает психолог
— Шопоголизм (др. название «ониомания») — вид зависимости, для которого характерно неуправляемое, компульсивное желание совершать покупки. Эти покупки зачастую могут быть нелогичными, ненужными, но для шопоголика главное — не покупаемая им вещь, а сам процесс покупки. Данная зависимость формируется по тому же принципу, что и другие зависимости. В момент покупки происходит выброс дофамина, гормона радости, и человек, совершивший покупку, испытывает чувство эйфории. Со временем для достижения этого чувства требуется совершать всё больше и больше покупок. Это, в свою очередь, может привести к финансовым проблемам и конфликтам в семье. Нередко шопоголик после приступа радости может испытывать чувство вины, корить себя, что может привести к депрессии, — объясняет психолог и когнитивно-поведенческий терапевт Екатерина Струкова.
Шопоголизм, как и любая другая зависимость, считает специалист, не формируется сиюминутно, а развивается постепенно, имея предпосылки в виде психологических проблем, таких как стресс, травма, депрессия, например, и в связи с этим нехватки положительных эмоций.
— Справиться с шопоголизмом вам может помочь специалист, работающий с зависимостями и понимающий их специфику (психолог или психотерапевт). На сегодняшний день когнитивно-поведенческая терапия показывает наибольшую эффективность при работе с шопоголизмом. Специалист поможет разобраться в причинах возникновения, составить план действий, развить навык самоконтроля, — рекомендует психолог.
Разумно ли вы тратите деньги на одежду?