1908 год. Девушка на фото — дочь известного красноярского врача Иннокентия Кускова — Ада. В Краеведческом музее рассказывают: мода этого времени намекает на стремление женщин к эмансипации. Девушки носят укороченные пальто, стоячие воротнички (если приглядеться, именно такой воротник на блузе Ады), шляпы с полями и высокой тульей.
Красноярские модницы массово следуют моде 50-х годов: платья-трапеции, подчеркнутые талии, алые губы. Считается, что мода циклична и рано или поздно тенденции в одежде возвращаются к прошлому, а дизайнеры облачают современных девушек в платья давно минувших дней. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучила красноярскую моду прошлого века, узнала, где в 70-е можно было купить джинсы, по каким улицам гуляли стиляги и в какие времена вернулась нынешняя мода.
По последней моде рубежа XIX и XX веков одеты и люди на фотографии. В те времена мужчины носили двубортные пиджаки и сюртуки с плоско лежащим воротником, свободные, но не широкие брюки из тонкого сукна. Женщины сняли плотно облегающие грудь и талию корсеты, оставив только корсет на талии и надев бюстгальтеры. В это время гардероб богатых дам состоял из выписанных из Парижа модных платьев с длинными рукавами, пышной юбкой и баской до колена. Везде, даже в Овсянке, в то время были цирюльники, которые брили бороды мужчинам и делали укладки дамам.
Спустя 10 лет — в 1913 году — пышная юбка из моды выходит, ее заменяет более узкая. Уже тогда женщины внимательны к деталям: галстук под воротником блузы, кружевной шарф, широкий пояс, застегивающийся на талии, кружевные воротнички. После революции в коммунистической России женщины не жалеют свои косы и длинные локоны — коротко стригутся, поскольку коса ассоциировались с чем-то «патриархальным и деревенским».
Представительницы богемы в 20-х годах стриглись преимущественно коротко и делали завивки, густо подводили глаза, носили круглые воротнички и большое внимание уделяли аксессуарам. Как рассказывает специалист музея Татьяна Зыкова, девушки носили шляпки-повязки, крупные броши, браслеты, кольца, сумки.
1930-е — настоящий прорыв в женской моде. Едва ли не впервые девушки смогли позволить себе оголить ноги, облачившись в довольно короткие шорты. Те, что посмелее, не стеснялись щеголять с голыми ногами, кто-то поскромнее еще не отвык от чулок. «Тогда это была целая революция», — заключает г-жа Зыкова.
Как рассказывает доцент института архитектуры и дизайна СФУ Ирина Качан, в 1940-е всё в мире посвящено войне и составляющая красоты из костюма исчезает. На фото — работницы на заводе Красноярска в простых рубашках и юбках. По ее словам, здесь зарождается понятие «унисекс» в костюме: мужское и женское уже не разделяется и неизменно отражается на моде.
1950-е, как в мужскую, так и в женскую моду входят огромные пиджаки с широкими плечами. В дополнение к ним мужчины носят очень широкие брюки, а женщины надевают их прямо поверх модных в то время темных платьев с пестрым рисунком.
В это время выпускается много журналов, где печатались чертежи кроя, и те, кто не мог позволить себе модистку, шил в ателье или сам. По воспоминаниям матери Татьяны Зыковой, в продаже были одни и те же фасоны и ткани, поэтому все ходили одинаково. «Придешь на танцы, а девушки в одинаковых платьях», — делится г-жа Зыкова.
В 1960-е модные студентки надевают пальто различных фасонов и разнообразные шляпки и платочки. В это же время в Красноярске появляются стиляги. Преподаватель СФУ Владимир Василенко вспоминает — у нас в городе они гуляли по так называемому Бродвею, маршрут которого пролегал по пр. Мира, от ул. Перенсона до музыкального театра. По другой стороне улиц ходили суровые парни, которых позже будут называть гопниками. «Тогда они так не назывались, но это были две группы молодежи. Иногда они конфликтовали, но чаще всего нет, потому что гопники не то чтобы завидовали, они понимали, что это — совершенно другие люди из более обеспеченных семей, которые имеют доступ к дефицитным товарам. Стиляги гордились своей субкультурой — ковбойками, кепками, так что дифференциация молодежи наблюдалась», — рассказывает Василенко. Моду, по словам Василенко, красноярцы подхватывали из больших городов: Москвы, Питера, Свердловска, Новосибирска. Из дальнего плавания моряки, зачастую специально для продажи, привозили цветастые рубашки-«гавайки» и галстуки с пальмами, которые называли «пожар в джунглях». «Тогда это казалось страшно важным и страшно значимым, хотя это были всего лишь шмотки», — заключает Василенко.
Как вспоминает Татьяна Зыкова, среди молодежи возникает мода на геологов, работа которых освещалась в кинематографе. В связи с чем мужчины и женщины носили клетчатые желто-черные рубашки, шаровары с замочками и комбинезоны. В это же время, рассказывает Владимир Василенко, стиляжья мода побеждалась суровой простотой. Тогда как раз напечатали «Старик и море», и портрет Хемингуэя в свитере крупной вязки получил большое распространение. «Такие свитеры либо покупались, либо бабушек усаживали за вязание, и они своим любимым внукам вязали», — рассказывает Василенко. «Джинсы были недосягаемой мечтой молодого человека», — продолжает он. Джинсы из Болгарии считались ненастоящими, а настоящие — из Италии или США — шли за бешеные деньги и были доступны далеко не каждому. «Тот, кто носил болгарские джинсы, был просто уважаемым человеком, а тот, кто носил американские, был полубогом», — вспоминает Владимир Василенко.
В это же время по всей стране гремят советские стройки, на которых были задействованы мужчины и женщины. Пока модники пытались найти способ купить себе джинсы, молодежь, приехавшая строить ГЭС, одевалась практично, удобно и тепло. При этом, как поясняет Татьяна Зыкова, девушки все равно стремились отличаться от мужчин: вместо широких штанов — обтягивающие брюки и платочек на голове поверх зачесанных волос.
В середине 70-х женщины копируют французскую моду: по-прежнему актуальны высокие прически и платочки, к ним добавляются и крупные очки. Низкие зарплаты и дефицит модной одежды заставляли жительниц Красноярска быть изобретательными. В 70-х годах на территории нынешнего микрорайона «Покровский» располагалась барахолка. «Там можно было купить совершенно все. Зарплата была маленькая, а в гардеробе, например, юбочка и кофточка, и одно платье. Подчистят, продадут на барахолке, добавят 10 руб. и купят новое. У нас была девушка, такая модная, я думала: "Сколько у тебя платьев?", а у нее одно: походит 2–3 недели в одном платье и начинает в другом ходить», — вспоминает Татьяна Зыкова. Там же, на барахолке, фарцовщики торговали джинсами, и женщина вспоминает, что в конце 70-х она сама такие носила, правда, они были отцовские, поэтому носила она их, пока родители были на работе.
Ближе к 80-м девушки облачаются в легкие широкие цветные брюки, «страшно модные». «У меня было голубое кримпленовое платье, огромные пуговицы. У подруги срезала с прибалтийского плаща и пришивала», — рассказывает Татьяна Зыкова.
В середине 1980-х (на фото — 1986 год) ультрамодными стали хомуты, надетые под шляпу, огромные пиджаки, напоминающие те, которые носили стиляги в 60-х. «Обратите внимание на фото. Женщины на заднем плане одеты попроще», — поясняет Татьяна Зыкова. По ее словам, чтобы одеться в такой модный наряд, необходимо было иметь определенную смелость. Воспоминаниями своей молодости поделилась на тот момент ученица старших классов Елена Куконен: «В середине 80-х открыли новый обувной в центре города и выбросили югославские сапоги. У меня был 41-й размер и найти обувь, еще и не ширпотреб, было очень сложно. А здесь я увидела сапоги моего размера! И пока подруга бегала за деньгами, я сидела с ними в обнимку, чтобы их никто не отобрал и не купил». Тогда же было трудно достать нормальные колготки, и молодые девушки покупали детские. Они знали секретную нитку, которая, если ее выдернуть, делала колготки почти ажурными и модными, которые взрослые девушки и носили.
Наступили 1990-е годы, когда в Красноярске, по словам модельера Натальи Агахановой, начали появляться первые дорогие магазины: «ЛеРой», «Дикая орхидея», Mustang. Это были первые брендовые вещи. Мода 90-х – это вареные джинсы, турецкие свитера, кожаные куртки, джинсы-бананы, смешные кроссовки. В это время уже появляется мода, созданная руками красноярских дизайнеров: на фото буклет ателье «Сибирская мода», где группа лучших дизайнеров Красноярского края не только шила одежду, но и придумывала уникальные фасоны для тех, кто не хотел одеваться в привычных магазинах. Как поясняет доцент СФУ Ирина Качан, мода циклична, однако нельзя сказать, что сегодняшняя мода копирует моду каких-то прошлых годов. Она заключает, что сейчас нет привязки ко времени, и сейчас главное – это индивидуальность.
1908 год. Девушка на фото — дочь известного красноярского врача Иннокентия Кускова — Ада. В Краеведческом музее рассказывают: мода этого времени намекает на стремление женщин к эмансипации. Девушки носят укороченные пальто, стоячие воротнички (если приглядеться, именно такой воротник на блузе Ады), шляпы с полями и высокой тульей.
Красноярские модницы массово следуют моде 50-х годов: платья-трапеции, подчеркнутые талии, алые губы. Считается, что мода циклична и рано или поздно тенденции в одежде возвращаются к прошлому, а дизайнеры облачают современных девушек в платья давно минувших дней. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучила красноярскую моду прошлого века, узнала, где в 70-е можно было купить джинсы, по каким улицам гуляли стиляги и в какие времена вернулась нынешняя мода.
По последней моде рубежа XIX и XX веков одеты и люди на фотографии. В те времена мужчины носили двубортные пиджаки и сюртуки с плоско лежащим воротником, свободные, но не широкие брюки из тонкого сукна. Женщины сняли плотно облегающие грудь и талию корсеты, оставив только корсет на талии и надев бюстгальтеры. В это время гардероб богатых дам состоял из выписанных из Парижа модных платьев с длинными рукавами, пышной юбкой и баской до колена. Везде, даже в Овсянке, в то время были цирюльники, которые брили бороды мужчинам и делали укладки дамам.
Спустя 10 лет — в 1913 году — пышная юбка из моды выходит, ее заменяет более узкая. Уже тогда женщины внимательны к деталям: галстук под воротником блузы, кружевной шарф, широкий пояс, застегивающийся на талии, кружевные воротнички. После революции в коммунистической России женщины не жалеют свои косы и длинные локоны — коротко стригутся, поскольку коса ассоциировались с чем-то «патриархальным и деревенским».
Представительницы богемы в 20-х годах стриглись преимущественно коротко и делали завивки, густо подводили глаза, носили круглые воротнички и большое внимание уделяли аксессуарам. Как рассказывает специалист музея Татьяна Зыкова, девушки носили шляпки-повязки, крупные броши, браслеты, кольца, сумки.
1930-е — настоящий прорыв в женской моде. Едва ли не впервые девушки смогли позволить себе оголить ноги, облачившись в довольно короткие шорты. Те, что посмелее, не стеснялись щеголять с голыми ногами, кто-то поскромнее еще не отвык от чулок. «Тогда это была целая революция», — заключает г-жа Зыкова.
Как рассказывает доцент института архитектуры и дизайна СФУ Ирина Качан, в 1940-е всё в мире посвящено войне и составляющая красоты из костюма исчезает. На фото — работницы на заводе Красноярска в простых рубашках и юбках. По ее словам, здесь зарождается понятие «унисекс» в костюме: мужское и женское уже не разделяется и неизменно отражается на моде.
1950-е, как в мужскую, так и в женскую моду входят огромные пиджаки с широкими плечами. В дополнение к ним мужчины носят очень широкие брюки, а женщины надевают их прямо поверх модных в то время темных платьев с пестрым рисунком.
В это время выпускается много журналов, где печатались чертежи кроя, и те, кто не мог позволить себе модистку, шил в ателье или сам. По воспоминаниям матери Татьяны Зыковой, в продаже были одни и те же фасоны и ткани, поэтому все ходили одинаково. «Придешь на танцы, а девушки в одинаковых платьях», — делится г-жа Зыкова.
В 1960-е модные студентки надевают пальто различных фасонов и разнообразные шляпки и платочки. В это же время в Красноярске появляются стиляги. Преподаватель СФУ Владимир Василенко вспоминает — у нас в городе они гуляли по так называемому Бродвею, маршрут которого пролегал по пр. Мира, от ул. Перенсона до музыкального театра. По другой стороне улиц ходили суровые парни, которых позже будут называть гопниками. «Тогда они так не назывались, но это были две группы молодежи. Иногда они конфликтовали, но чаще всего нет, потому что гопники не то чтобы завидовали, они понимали, что это — совершенно другие люди из более обеспеченных семей, которые имеют доступ к дефицитным товарам. Стиляги гордились своей субкультурой — ковбойками, кепками, так что дифференциация молодежи наблюдалась», — рассказывает Василенко. Моду, по словам Василенко, красноярцы подхватывали из больших городов: Москвы, Питера, Свердловска, Новосибирска. Из дальнего плавания моряки, зачастую специально для продажи, привозили цветастые рубашки-«гавайки» и галстуки с пальмами, которые называли «пожар в джунглях». «Тогда это казалось страшно важным и страшно значимым, хотя это были всего лишь шмотки», — заключает Василенко.
Как вспоминает Татьяна Зыкова, среди молодежи возникает мода на геологов, работа которых освещалась в кинематографе. В связи с чем мужчины и женщины носили клетчатые желто-черные рубашки, шаровары с замочками и комбинезоны. В это же время, рассказывает Владимир Василенко, стиляжья мода побеждалась суровой простотой. Тогда как раз напечатали «Старик и море», и портрет Хемингуэя в свитере крупной вязки получил большое распространение. «Такие свитеры либо покупались, либо бабушек усаживали за вязание, и они своим любимым внукам вязали», — рассказывает Василенко. «Джинсы были недосягаемой мечтой молодого человека», — продолжает он. Джинсы из Болгарии считались ненастоящими, а настоящие — из Италии или США — шли за бешеные деньги и были доступны далеко не каждому. «Тот, кто носил болгарские джинсы, был просто уважаемым человеком, а тот, кто носил американские, был полубогом», — вспоминает Владимир Василенко.
В это же время по всей стране гремят советские стройки, на которых были задействованы мужчины и женщины. Пока модники пытались найти способ купить себе джинсы, молодежь, приехавшая строить ГЭС, одевалась практично, удобно и тепло. При этом, как поясняет Татьяна Зыкова, девушки все равно стремились отличаться от мужчин: вместо широких штанов — обтягивающие брюки и платочек на голове поверх зачесанных волос.
В середине 70-х женщины копируют французскую моду: по-прежнему актуальны высокие прически и платочки, к ним добавляются и крупные очки. Низкие зарплаты и дефицит модной одежды заставляли жительниц Красноярска быть изобретательными. В 70-х годах на территории нынешнего микрорайона «Покровский» располагалась барахолка. «Там можно было купить совершенно все. Зарплата была маленькая, а в гардеробе, например, юбочка и кофточка, и одно платье. Подчистят, продадут на барахолке, добавят 10 руб. и купят новое. У нас была девушка, такая модная, я думала: "Сколько у тебя платьев?", а у нее одно: походит 2–3 недели в одном платье и начинает в другом ходить», — вспоминает Татьяна Зыкова. Там же, на барахолке, фарцовщики торговали джинсами, и женщина вспоминает, что в конце 70-х она сама такие носила, правда, они были отцовские, поэтому носила она их, пока родители были на работе.
Ближе к 80-м девушки облачаются в легкие широкие цветные брюки, «страшно модные». «У меня было голубое кримпленовое платье, огромные пуговицы. У подруги срезала с прибалтийского плаща и пришивала», — рассказывает Татьяна Зыкова.
В середине 1980-х (на фото — 1986 год) ультрамодными стали хомуты, надетые под шляпу, огромные пиджаки, напоминающие те, которые носили стиляги в 60-х. «Обратите внимание на фото. Женщины на заднем плане одеты попроще», — поясняет Татьяна Зыкова. По ее словам, чтобы одеться в такой модный наряд, необходимо было иметь определенную смелость. Воспоминаниями своей молодости поделилась на тот момент ученица старших классов Елена Куконен: «В середине 80-х открыли новый обувной в центре города и выбросили югославские сапоги. У меня был 41-й размер и найти обувь, еще и не ширпотреб, было очень сложно. А здесь я увидела сапоги моего размера! И пока подруга бегала за деньгами, я сидела с ними в обнимку, чтобы их никто не отобрал и не купил». Тогда же было трудно достать нормальные колготки, и молодые девушки покупали детские. Они знали секретную нитку, которая, если ее выдернуть, делала колготки почти ажурными и модными, которые взрослые девушки и носили.
Наступили 1990-е годы, когда в Красноярске, по словам модельера Натальи Агахановой, начали появляться первые дорогие магазины: «ЛеРой», «Дикая орхидея», Mustang. Это были первые брендовые вещи. Мода 90-х – это вареные джинсы, турецкие свитера, кожаные куртки, джинсы-бананы, смешные кроссовки. В это время уже появляется мода, созданная руками красноярских дизайнеров: на фото буклет ателье «Сибирская мода», где группа лучших дизайнеров Красноярского края не только шила одежду, но и придумывала уникальные фасоны для тех, кто не хотел одеваться в привычных магазинах. Как поясняет доцент СФУ Ирина Качан, мода циклична, однако нельзя сказать, что сегодняшняя мода копирует моду каких-то прошлых годов. Она заключает, что сейчас нет привязки ко времени, и сейчас главное – это индивидуальность.
Александра Симутина
Фото из архивов Красноярского краеведческого музея (1–13), скан буклета «Сибирская мода» 1993 года (14)