4 апреля депутат Госдумы Олег Матвейчев заявил, что собирается внести в парламент законопроект о признании феминизма «экстремистской идеологией». Далеко не факт, что этот проект примут. Но тенденция к таким заявлениям — очень тревожный звонок для женщин в России и для общества в целом. И даже разговоры о запрете феминизма — это опасное явление.
Олег Матвейчев — один из самых эксцентричных депутатов в Госдуме. Его заявления были скандальными еще до того, как он попал в парламент. Тем не менее он является соавтором некоторых законопроектов в Госдуме, которые в итоге приняли. Например, Матвейчев был одним из 390 парламентариев, разработавших закон о запрете ЛГБТ-пропаганды. А также — соавтором поправок в законопроект об иноагентах, который изначально предлагалось смягчить, но он стал еще жестче.
Депутат заявил, что хочет признать феминизм экстремистской идеологией, в прямом эфире «Первого канала», а затем подтвердил это изданию «Абзац». Он считает, что все западные феминистки «против России и Путина», что украинские феминистки «хотят воевать против русских», а российских назвал «агентурой Запада».
— Их деятельность противоречит указу президента о поддержке традиционных ценностей. Они выступают за разводы, за бездетность, за аборты. Действуют против демографической политики Российской Федерации, — заявлял Матвейчев.
В 2023 году сложно поверить, что такие заявления могут звучать из уст человека, который разрабатывает и принимает законы, с которыми россиянам придется жить дальше. Есть надежда, что проект даже не получит одобрения остальных парламентариев. Но нет и уверенности, что законопроект не одобрят. Кстати, это уже не первый такой случай: в 2021 году глава комиссии РКН по защите детей от деструктивной информации хотел приравнять к экстремистам не только феминисток, но и ЛГБТ с чайлдфри.
В последнее время власти все чаще высказываются о якобы негативном влиянии феминизма на российское общество. 5 апреля сразу несколько комитетов Госдумы раскритиковали законопроект о ликвидации списка запрещенных для женщин профессий. Всего в этом списке 100 специальностей. Например, женщины не могут работать водолазами, пожарными, в добывающей или металлургической промышленности. Комитеты по труду и вопросам семьи сошлись в одном: отмена списка запрещенных профессий якобы плохо скажется на женском здоровье или демографической ситуации в стране.
Здесь у меня возникает вопрос: почему на демографическую ситуацию плохо влияют феминизм и разрешение женщинам работать, а не высокий уровень домашнего насилия, низкие зарплаты во многих сферах деятельности и тревога за свое будущее? Почему депутаты хотят оставить довольно дискриминационный список и запретить женщинам бороться за свои права? И почему одновременно с желанием поднять демографию многие представители власти даже не вспоминают о физической и психологической безопасности женского пола?
Если феминизм признают экстремистским движением, то женщины в России будут защищены еще меньше, чем сегодня. Законопроект против домашнего насилия лежит нетронутым с 2019 года — и не похоже, чтобы его в ближайшее время собирались рассматривать. А побои сейчас декриминализованы — то есть тирана ждет максимум штраф или административный арест. Есть вероятность, что после столь мягкого наказания такой человек станет еще более жестоким. Напомню, что каждое третье изнасилование в Красноярском крае происходит именно дома, в семье.
Большинство из выступающих за запрет феминизма — мужчины. Им никогда не говорили «ты же девочка», никогда не отказывали в приеме на работу, потому что они «уйдут в декрет», никогда не приставали на улицах и не оценивали только по внешности. Рожать, в конце концов, приходится тоже не им, и кормить грудью тоже, и восстанавливать здоровье с гормональным фоном.
Господа, ратующие за запрет феминизма! Есть ли у вас эмпатия? Мне всегда казалось, что такие люди не могут поставить себя на место другого человека, а уж тем более — на место женщины. Возможно, у них работает вредный и опасный стереотип: «Феминистка — это толстая некрасивая лесбиянка с небритыми подмышками» (хотя какая разница, как выглядит человек?) И не понимают, что у человека любого пола должно быть право делать со своей жизнью что угодно, если это не несет опасности для других. Страх того, что в случае насилия, побоев или абьюза женщине могут сказать «сама виновата», никак не прибавляет желания поднимать демографический уровень в государстве.
Феминистки и правозащитницы в России занимаются как раз борьбой с насилием и с дискриминацией. Да, в обществе существует и мизандрия, но вы обращали внимание на количество женоненавистников? Хотя «Мужское государство» и признано в стране экстремистской организацией, его последователи продолжают безнаказанно унижать женщин в соцсетях и мессенджерах.
Кто-то может вспомнить случай красноярки Полины Дворкиной, которая застрелила отца и пришла в детский сад с оружием. А до этого она хотела устроиться в садик, чтобы «убивать мальчиков». Но много ли вы знаете таких же случаев? Я думаю, что с девушкой еще до трагедии должны были поработать психотерапевты или психиатры. И не факт, что всё это случилось бы, если бы права женщин в России соблюдались, а насилие не было бы практически повсеместным.
В России запрещать НКО и фем-организации, которые спасают женщин и работают над тем, чтобы в стране не было дискриминации по половому признаку, попросту опасно. Насилия и жестокости может стать только больше — и это никак не поможет росту демографии, уж поверьте.
Феминизм — не про ненависть. Феминизм — это про защиту прав человека и отстаивание личных границ. Очень грустно, что в 2023 году люди, принимающие законы, могут думать по-другому и пытаться внушить свою точку зрения всей стране.
Согласны с автором?