Он и она истории «Она для нас еще один ребенок»: как живет семья, взявшая под опеку пожилого человека

«Она для нас еще один ребенок»: как живет семья, взявшая под опеку пожилого человека

В Красноярском крае существует программа по опеке над пожилыми людьми

Всего неделю назад мы рассказывали про семью, которая взяла под свою опеку 23 ребенка. Редакция НГС.НОВОСТИ побывала в гостях и посмотрела, как они живут. Многие наши читатели отметили мужество и силу этой семьи.

Но стать родным можно не только для малыша. В Красноярском крае действует закон, согласно которому взять под опеку можно одинокого пожилого человека. Мы узнали, сколько платят за опекунство над пожилым, что нужно, чтоб стать опекуном для одинокой бабушки, и как живет такая семья. Подробнее — в нашем репортаже.

Таисия Антоновна и Евгений — родные друг другу люди, хоть это и не кровное родство 

83-летняя Таисия Ионина говорит о себе крайне неохотно. Рассказывает, что приехала в Красноярск из Тамбовской области по путевке, устроилась работать на гипсовый завод и больше 30 лет проработала там формовщицей. Вышла замуж, но 10 лет назад муж умер.

— Я одинокая, — произносит женщина и на этом замолкает.

На самом деле это не совсем так. Рядом с ней всегда рядом ее сосед и опекун Евгений Бавра. Если бы вы не знали об этом, вы бы подумали, что он ее сын. А кроме него у Таисии Антоновой есть и его семья: жена, дети, внуки. Она для них как родная бабушка, они ласково называют ее тетя Тая. Она сама попросила себя так называть.

При журналистах у Таисии Антоновны поднялось давление. Но опекун был рядом - это ее успокаивало

— Во-первых, не родная бабушка. А во-вторых, не хотела чувствовать себя старенькой, — с улыбкой поясняет мужчина.

Каждый его день начинается с того, что он меряет давление тете Тае, готовит кашу, пьет чай, проверяет состояние здоровье. В последнем, кстати, у Евгения большое преимущество — он врач, бывший хирург, отработавший 25 лет в БСМП. А сейчас, после выхода на пенсию, трудится в больнице № 3. Так у него есть больше времени, чтобы помогать другим. Помимо того что Евгений помогает тетя Тае, он ухаживает за своей 87-летней мамой, которая живет отдельно. Ездит к ней через день. Рассказывает, что она сама справляется по дому, но нужно принести продукты или проверить, как она себя чувствует.

Бабушка нечасто выходит из своей комнаты 

С Таисией Антоновной Евгений познакомился в 2000 году, когда переехал в эту пятиэтажку на Гладкова. Говорит, что вырос в Николаевке и привык, что все друг друга знают. Поэтому и жизнь в новом доме начал со знакомства с соседями.

— В Николаевке бежишь по улице, где 100 домов, и всех по именам знаешь. Знаешь, где отец у кого работает, в чьем доме сегодня пироги, у кого в огороде ранетка лучше. А сейчас такая улица — это один дом, люди живут на одной площадке и даже по именам друг друга не знают, — рассказывает мужчина.

И он даже не подозревал, что однажды станет настоящей семьей для одинокой бабушки.

Таисия Антоновна, не имея своих детей, подняла многих детей в своем подъезде. Раньше у нее дома постоянно оставляли малышей, она пела им песни, рассказывала сказки и стихи. Но со временем все они съехали, и осталась только семья Евгения Михайловича.

Иногда женщина с улыбкой вспоминает детей и внуков Евгения, они для нее как родные. И она для них тоже 

— Троих детей вместе с тетей воспитали, и два года, как время взяло свое. Теперь мы помогаем ей. Она для нас как еще один ребенок, — делится мужчина.

— Старость не радость, — печально добавляет на это старушка.

Официально Таисия Антоновна находится под опекой Евгения только пару месяцев, но по факту — 10 лет, с тех пор как заболел ее муж. Ему ампутировали ногу, и мужчина стал помогать ее семье — дать совет по медицинской части или просто спуститься по лестнице. Потом супруг умер, а общение продолжилось. Сначала Евгений ходил за продуктами, а потом, когда у пожилой женщины здоровье совсем сдало, стал помогать по дому.

— Сейчас у нее начались проблемы с памятью. Хотя отдаленная память хорошо работает — помнит войну, работу, первую любовь, а что было вчера — не помнит. И что кашу сегодня ела — тоже не помнит, — делится Евгений Михайлович.

— Не знаю, сегодня я ее снямкала или вчера. Стою, показываю кастрюльку и говорю: когда я кашу-то поела? — с улыбкой рассказывает старушка.

Пока Евгений на работе, она отдыхает, изредка смотрит телевизор. Говорит, предпочитает местные новости и «Играй гармонь». А вот раньше — вязала крючком. Делала прекрасные кружевные скатерти. Вспоминая это, старушка быстро встает с дивана и подходит к балкону.

Таисия Антоновна показывает шторку, которую связала сама, когда глаза еще видели лучше, а руки слушались

— Вот это я связала! Раньше скатерка была, а теперь вот на балкон повесила, — с гордостью в голосе рассказывает Таисия Антоновна.

— А я и не знал, теть Тая! Думал, в магазине купила, — говорит ей Евгений.

— Нет, все сама.

Таисия Антоновна на работе на гипсовом заводе 

От долгого общения с чужими людьми женщина быстро устает. На просьбу показать фотографии отзывается неохотно и с возмущением спрашивает:

— Ну зачем вам на них смотреть?

Все-таки показывает их, а потом, устав, уходит в свою комнату.

«Это мой отец», — рассказывает бабушка
Евгений говорит, что тетя Тая даже им фотографии показывать никогда не хотела

Евгений Бавра рассказывает, что 2 года назад Таисия Антоновна пережила инсульт. Дело в том, что за пару лет до этого к ней из Тамбовской области приезжала родная сестра — тоже уже очень пожилая женщина. Она звала сестру вернуться на родину, но та, очень долго думав, все-таки отказалась. А когда родственница умерла, сильно переживала. Как итог — инсульт. Речь восстановилась, но ум уже не такой ясный, как был раньше.

— Иногда она не хочет чего-то делать, приходится ее уговаривать. Большую часть работы по дому, конечно, делаю я, но нельзя, чтобы она лежала или сидела. Она должна двигаться, ведь движение — это жизнь, — делится мужчина.

Сомнений в том, что Таисия Антоновна — полноценный член семьи Бавра, нет. И опекунство тут ни при чем. У нее в серванте стоят фотографии детей Евгения, каждый Новый год его дети и внуки приходят к тете Тае нарядить елку, а на семейные праздники они собираются все вместе. Ужинают, общаются, поют песни.

Иногда, по словам Евгения, он понимает, что устал. Он помогает своим детям ухаживать за внуками, заботится о своей матери, родной тете и тете Тае.

— Но когда ты идешь по колее один, с нее легко свернуть. А когда за тобой идет еще 5–6 человек, куда ты денешься? Детям нужно дать правильную дорогу и с бабушками быть рядом до конца, — признается мужчина.

Бабушка очень устала от гостей. Теперь она будет весь день отдыхать, пока Евгений будет на работе 

За уход за Таисией Антоновной Евгению платят 12 тысяч рублей. Почти все эти деньги он тратит на нее — покупает еду и обязательно дорогие, хорошие лекарства, все необходимое для дома.

Именно ради ухода за родными он два года назад ушел из хирургии в поликлинику. Говорит, что проблема брошенных стариков — глобальная. Он работал в отделении гнойно-септической хирургии в БСМП и знает об этом не понаслышке.

— В отделении 90 коек и 2/3 из них — брошенные старики. Они никому не нужны, никто за ними не ухаживает, их некуда выписать. Они поступают туда с гангренами, они плохо пахнут. Если вас туда пустят — зайдите, посмотрите. Не секрет, что многие из них тихонечко дома помирают и лежат. И это очень печально, — делится доктор.

— Не проходите мимо, если видите, что человек старенький. Начните с того, что сходите для них в магазин. Угостите их салатиком. Они будут очень рады, — заключает Евгений Бавра.

Рассудительный и спокойный Евгений Михайлович считает, что взять под опеку одинокого старичка или старушку — несложно

Как взять бабушку или дедушку под опеку?

В соцзащите Свердловского района рассказали, что приёмной семье, которая берет под опеку одиноких пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение. Отношения в таких семьях скрепляются договором, третьей стороной в котором является управление социальной защиты населения.

В мэрии подчеркивают, что необходимым условием для приёмных семей является совместное проживание с подопечным — получать вознаграждение, заезжая проведать от случая к случаю, не получится. Размер вознаграждения 8373 рубля, если подопечный — инвалид 1-й группы, то 12 559 рублей. При этом не важно, переедут ли новые родственники к опекаемому или возьмут его к себе.

И подопечный, и усыновитель должны быть дееспособными, не состоять на учете у нарколога и психиатра, не иметь инфекционных заболеваний. Для создания приемной семьи требуется согласие всех членов семьи.

Препятствием со стороны опекаемого может стать наличие живого члена семьи — ребенка или родного брата или сестры.

Главное, что требуется для создания приёмной семьи, — это обоюдное желание двух сторон. Зачастую «приёмный родитель» и его подопечный давно знакомы и помогают друг другу по соседству, но бывают случаи, когда приходится искать незнакомую подходящую семью. Специалисты управления социальной защиты оценивают реальные возможности организации такой семьи и берут на себя контроль условий, в которых будет жить подопечный.

Александра Симутина
Фото: Артем Ленц

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления