Уникальная семья с тремя поколениями близнецов живет в Красноярском крае. Самые старшие бабушки-близняшки умерли на Украине много лет назад, дочерей Тамару Шакирову и Людмилу Шарафутдинову судьба забросила в Лесосибирск, дети Денис и Вадим Шакировы обосновались в Красноярске. Они поведали нам свою историю и рассказали, каково иметь брата или сестру, который выглядит и думает так же, как ты.
Близняшки Тамара и Людмила родились на Украине в Виннице с разницей в 15 минут в 1958 году. Детство закончилось рано: когда девочкам было 13 лет, мама умерла «от той самой страшной болезни, которую сейчас все боятся», ее сестра погибла еще в детстве. Следом ушел и отец. Старший брат оформил опеку над сестрами и уехал на учебу в другой город. Так 7-классницы Тома и Люда остались одни в пустом доме.
В наследство от родителей школьницы получили огород в 15 соток, кур и кроликов. Помогали одноклассники — на уроках труда ходили к ним сажать и копать картошку.
Когда пришло время поступать в вуз, девушки пошли по стопам мамы — в строительный институт в Могилев-Подольск на бухгалтера. К тому времени брат с супругой отобрали дом и оставили девочек без крова. Жить пришлось в общежитии — на двоих выделили две кровати, а спали по привычке на одной — «так сгруппируемся, что ни рука, ни нога, ничего не мешает». Из денег были только матпомощь от института и стипендия, но её едва хватало на пропитание.
«Я всегда говорила: "Мама, спасибо тебе, что ты родила нас двух!". Одна, живя той жизнью, я никогда бы не выжила, не вытерпела бы! Денег приходило на полстакана сметаны и на булочку в сутки, все, больше ничего у нас не было, не на что было купить», — вспоминает Тамара.
В институте, чтобы было легче, все экзамены поделили пополам — одна готовится к математическим, другая к гуманитарным. Сдавали в первой и последней пятерке, чтобы не вызывать подозрений. Преподаватели или не замечали подмены, или делали вид, что не замечают, — «Сдают, да сдают, ну и пусть учатся».
После выпуска сестры получили приглашение в Днепропетровск на военный завод. Там Тамара познакомилась с мужем, родила от него сына и уехала в Якутск. Но семейная жизнь не сложилась, и сестры начали искать новый дом. Им стал Лесосибирск.
«Хотели дочку, а родилась двойня»
В Лесосибирске женщины устроились бухгалтерами на деревообрабатывающий комбинат, где проработали следующие 36 лет. Говорят, их фамилии никто не знал, но то, что их двое, знали все. «Живем в соседних домах, выходим, садимся в одну машину — и обе одинаковые. Я говорю: "Ты зачем это надела, рядом же другая блузка висела?"», — смеются сестры.
Зато в работе умение думать одинаково и понимать без слов часто выручало. Например, при визите налоговой или приставов, когда одни документы нужно показать, а другие — спрятать.
«Мы работу друг друга понимали и могли заменить в любой момент, мы знали все, хотя работали на два разных участка. И если кто-то отлучится, придут, скажут — Тамара Владимировна… я даже не признаюсь, что я Людмила Владимировна, я отвечу и отпущу. Или главбух выйдет — которой нет? А какой вопрос? Сейчас будет!» — говорит Людмила.
Здесь, в Лесосибирске, обе сестры нашли себе мужей, начали появляться дети. Когда второму сыну Тамары был год, с мужем решили родить еще дочку, но в конце беременности стало ясно, что что-то пошли не так — живот круглый, здоровый. На приеме у гинеколога выяснилось, что родится двойня — уже третья в роду.
«Когда узнала, что будет двое, на меня такая истерика напала. С детства помню, мама говорила — не надо женщин в тюрьму сажать, надо им двоих детей, и чтоб помочь было некому. Две недели до родов оставалось, я испугалась и сразу в роддом попала. Вадим родился первый в 7 вечера, Денис в 7:05», — вспоминает Тамара.
В 1995 года от работы получили два частных дома по соседству, сделали общую ограду по периметру и стали жить большой семьей. В прошлом году женщины ушли на пенсию и решили пожить для себя. За годы совместной жизни поняли, что друг без друга уже не смогут.
«Иной раз дома бывают конфликты с мужьями — ты ее больше любишь, чем меня, но это не сравнивается, это несравнимо, это такое притяжение! У меня мужей может быть 5–10, и вот как мама одна, ее не выбирают, так и сестра — это вторая половинка — нельзя разрезать пополам и отнять кусочек», — говорит Тамара.
«Подал за брата заявление в загс»
Вадим и Денис Шакировы родились в Лесосибирске в 1986 году. С детства росли проказниками и любили подраться, а в яслях умиляли воспитателей тем, что держались во сне за руки. Старший Вадим был лидером и мог с легкостью обхитрить брата, однажды спрятался от прививки, и Денису по ошибке поставили две. Поднялась температура, ребенка чудом откачали.
Мамы — именно так близнецы называли маму и тётю, растили детей вместе. За проступок одного наказывали обоих — потому что «знал, но не отговорил».
Как и других близняшек, детей одевали во всё одинаковое. На одежде и обуви делали пометки и зарубки, чтобы знать, «чьи сандалии порваны» и кто понесет ответственность. В 8–9 классе взыграл юношеский максимализм и захотелось индивидуальности — старались выделиться и быть лучше. Особенно остро это проявлялось у младшего — Дениса.
«Я самый младший в семье, между нами разница 5 минут. И эти 5 минут меня очень долго наказывали, лишали всего — я выбирал последний, подходил последний, и это предавало мне настолько мощную силу, чтобы работать и проявить себя. Я больше и усерднее занимался, выигрывал чемпионаты», — рассказывает Денис.
Несмотря на это, в нужные моменты парни всегда помогали друг другу, взаимоотношения близнецов сочетали в себе два, казалось бы, несовместимых качества — соперничество и взаимовыручку.
«Мне нравилось чертить, я сел за ночь начертил ему весь альбом, всю программу. Он сдал самый первый на 5, а я сдал почти последний на 3 с плюсом. Но я то был удовлетворен своей первой оценкой, потому что это моя работа, то, что я потом получил, вообще не важно, я-то знаю, что моя работа стоит 5, а не 3», — вспоминает Денис.
По следам матерей, после школы парни отучились на бухгалтеров, но впоследствии ни дня не проработали по специальности. После учебы в 2005 году их забрали в армию — в Анапу, охранять морскую границу.
После этого близнецы по распределению попали на границу с Финляндией и отслужили там два контракта. Поначалу нравилось, было ощущение, что занимаешься правильным делом, но накапливалась усталость — так не стригись, так не брейся, так форму не носи. В 23 года в поисках свободы парни решили уйти со службы.
«Прослужили несколько лет, но только потом многие поняли, что нас двое», — вспоминают братья.
После армии Денис и Вадим пошли в торговлю и начали осваивать банковские продукты в Выборге. На пике карьеры в 2014 году решили изменить сферу деятельности и устроились в алкогольную компанию — организовывали выездные мероприятия, узнали, как делают и продают алкоголь. Тогда же случилась единственная в жизни близнецов размолвка — Вадим уехал в Красноярск к девушке, Денис остался в Санкт-Петербурге. Впоследствии они поймут, что это был самый тяжелый период в их жизни.
«Такой период в жизни есть у всех близнецов, наступает момент, когда все надоело и вы расходитесь. Он приехал сюда, я остался там. Этот один-единственный год был самым тяжелым и для него, и для меня. Полнейшая пустота, ничего тебе надо, ничего не интересно — полная апатия. Мне надо было чем-то заниматься, потому что занятие ничем меня просто уничтожало. То же самое происходило здесь у Вадима — ничего не получалось, ничего не надо, и отношения не складывались на фоне этого», — вспоминает Денис.
Эти 8 месяцев показали братьям, настолько сильна их внутренняя связь. Практически не общаясь и живя в разных городах, они покупали одинаковую одежду, и даже устроились работать в филиалы одной компании.
Позднее в Санкт-Петербурге Денис встретился со знакомой из Красноярска и решил жениться. Пока он заканчивал дела в Питере, в Красноярске брат с его паспортом подавал заявление в загс и начинал готовиться к свадьбе.
«Общаемся по вайфаю»
Сейчас близнецы живут в Красноярске. Вновь бросив карьеру на самом пике, они вернулись в Сибирь и открыли по франшизе в Академгородке «Бельгийские пекарни». На небольшом пятачке вдвоем работают за пятерых — когда близнецы сходятся вместе, работа становится в два раза продуктивнее, у каждого свои обязанности.
«Мы можем работать на 1 квадратном метре и даже не задевать друг друга, другие бы здесь сшиблись лбами. А у нас все распределено, я больше по хозяйственной части — все, что связано с порядком, с подготовкой. Отойду к себе в комнатку, мою посуду и расслабляюсь. Когда делаю что-то монотонное, голова очень хорошо работает. Он этого не делает, может лежать, пока я не приду. Зато Вадим в основном занимается обслуживанием», — рассказывает Денис.
Несмотря на то что близнецы проводят вместе весь день, отдыхать тоже стараются совместно. Разговаривать не обязательно, можно просто молча посидеть друг с другом.
«Мы знаем друг о друге все. Нас два, но мы живем одной жизнью. Можем 24 часа находиться вместе, и нам этого мало. Многие говорят: вы не надоели друг другу за столько лет? Но как ты сам себе можешь надоесть? Людям, которые находятся рядом, надо очень четко понимать: не стоит перетягивать одеяло, брат — не просто приложение, это тот же я, но просто рядом. Мы всегда говорим: встречаешься с одним, второго получаешь бонусом. Никогда не выделяй одного от другого — с тобой больше хочу дружить, а с тобой нет. Если встанет вопрос выбора, лишним всегда окажешься ты», — говорят братья.
По словам парней, именно по этой причине отношения близнецов с близнецами заранее обречены — поначалу будет интересно, но потом они просто разойдутся по разным сторонам и перестанут сходиться на нейтральной территории. В редких случаях две семьи смогут жить под одной крышей, «потому что эти 4 человека будут как одна пара».
Сейчас у Дениса есть супруга и сын Тимур, у которого «два папы». Братья подчеркивают — даже если сдать тест на отцовство, он будет положительным на 99,9 % в обоих случаях. Но и это еще не все: братья 5 лет ездили по одному водительскому удостоверению, а Вадим даже брал кредит на имя брата.
«У нас полная взаимозаменяемость, я могу дать ему свои документы, он может быть мной полностью на 100 %, он знает, как расписаться, как ответить. Мы живем одну жизнь напополам, у нас нет такого — вот моё, вот твоё. Многие не понимают, как это у вас все общее. Я могу ему дать всё, мы не занимаем друг другу деньги. Это как достать из одного кармана и переложить в другой. Если что-то ему надо — на, возьми! Надо машину? На, забери, тебе нужнее. Не надо переоформлять, продавать, забери и езди», — говорит Денис.
Но есть в отношениях между близнецами вещи, с трудом поддающиеся объяснению, они шутливо называют это «блютуз» или «вайфай» — это когда один только подумал, а другой уже сделал.
«Иногда думаю — возьми вот это и вот это, не звоню, просто мысленно передаю. Потом встречаемся — я как раз это и взял, не знаю зачем, но взял», — делятся парни.
Сами братья говорят, что иметь близнеца — это одновременно и дар, и проклятье. С одной стороны, у тебя всегда будет поддержка и понимание, с другой — в отношениях всегда будет третий, а на это готовы пойти лишь немногие. Но если вы родились близнецом — у вас одна жизнь на двоих.
Фото: Анастасия Станишевская (1, 4, 7), Вадим Шакиров (2, 3, 5, 6)
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)