Девочки вертятся у зеркала с самого детства: примеряют мамины бусы и туфли, потом – начинают использовать его по взрослому назначению, выискивая прыщики и целлюлит. Мы завидуем невинности детства, а между тем именно в этом возрасте, согласно распространенному мнению, закладываются то, что заставляет нас это самое зеркало ненавидеть: ведь комплексы по поводу своей внешности есть, по статистике, у каждой второй женщины. О том, какие еще комплексы взращиваются вместе с нами в нежном возрасте и что с ними делать, узнавала корреспондент SHE.
Само понятие комплекса ввел в обиход Карл Гюстав Юнг и обозначал этим термином «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». В понимании обыденном комплекс – это совокупность психологических проблем, которые мешают нам нормально жить и работать.
Воспитание – это насилие
На вопрос, откуда берутся комплексы, ответит, пожалуй, любой человек, разбуженный ночью. Он ответит «из детства». Психологи не спешат отказываться от этого утверждения. И свое мнение аргументируют, в отличие от бытовых спорщиков, которые яростно отрицают, что в безоблачном детстве и у любящих родителей могут вырасти дети с комплексами. Если вести разговор не о травмирующих ситуациях, связанных с жестокостью родителей (здесь все очевидно), механизм появления так называемого комплекса пояснила гештальт-психотерапевт Римма Ефимкина: «Когда ребенок рождается, у него нет никаких культурных навыков. Чтобы они появились, его нужно социализировать, а любая социализация происходит путем воспитания. По сути — путем запретов. Сначала запрещают ходить под себя, потом чавкать за столом. Это не какие-то жестокие меры, но это все равно запреты, которые вызывают негативные эмоции, особенно во время детских кризисов. Например, в три года, когда ребенок начинает осознавать себя и хочет выразить свое «я сам», но еще не умеет делать это социально одобряемым способом. Речь идет не о неблагополучной семье, а о самих мерах воспитательного воздействия – они не могут не вызывать отрицательных эмоциональных реакций. И если они зашкаливают, то может сформироваться детская травма». По этому поводу существует даже книга известного детского психолога Алисы Миллер «Вначале было воспитание», в которой она разбирает следующий тезис: любое воспитание — это насилие, а любая педагогика — это теория и практика насилия.
Тезис весьма печален, но это не повод горевать о несовершенстве мироустройства. Проблемы и вытесненные комплексы есть у каждого человека, и большинство справляются с ними самостоятельно. Система саморегуляции у нормальных людей, как рассказывают психологи, дает сбой лишь в периоды жизненных кризисов (особенно возрастных). «Это не патология, а нормальное развитие человека со своими личными особенностями», — подытоживает Римма Ефимкина, не рекомендуя повально нарекать всех нас, с комплексами, больными людьми.
Комплексный подход
Но даже знание психологической теории не отменяет того правила, что комплексы у одних проявляются сильнее чем у других: для некоторых женщин посетовать на целлюлит является чем-то вроде кокетства и признания своих слабостей, у других из-за располневших бедер разыгрываются без преувеличений жизненные драмы. Чтобы знать врага в лицо, нужно понимать, откуда рождаются самые частые женские комплексы.
«Некрасивая я»
Большинство дам очень критичны к своей внешности. Многие объясняют это тем, что «мир такой, и в нем должны быть победители». Попросту – чтобы не ударить лицом в грязь, надо выглядеть лучше всех. Психотерапевт Игорь Поперечный поясняет: за безусловную любовь к себе, ту, которая не зависит от внешних оценок, отвечает мать («Я люблю тебя какой бы ты не родился и что бы ты не сделал»). А поскольку многие женщины были лишены этого в их детстве, они невольно и бессознательно воспроизводят негативное отношение уже к своему ребенку. В итоге девочка растет в потоке критики и не способна воспринимать себя как женщину с ее физическими особенностями – полными бедрами или худой попой, маленькой грудью или чрезмерно пышным бюстом.
Именно из девочек, которые не чувствовали материнской любви, вырастают карьеристки – женщины, которые всем радостям жизни предпочитают работу: они всю жизнь подсознательно доказывают своей матери, что на что-то годятся.
«Хочу всем нравиться»
Комплексы по поводу того, что женщина не умеет нравиться окружающим, не всегда сводится к внешности. Бывает, характером не вышла, с людьми сложно, а в себе разобраться трудно. Женщина начинает переживать, что она не такая как все. Римма Ефимкина рассказывает об истоках: «Женщина изначально ориентирована на эффективность в общении, в то время как мужчина — на эффективность в деятельности. Девочка должна вести себя так, чтобы с ней приятно общаться – быть ласковой, угадывать настроение родителей – потом мужа». Воспитываясь в рамках такой модели, девушка потом начинает комплексовать от того, что ее личные особенности и потребности не укладываются в рамки нормативов. Например, она не умеет готовить, а воспитание твердит: чтобы муж любил, надо своему благоверному готовить три блюда и десерт на ужин.
«Я неудачница»
Наш строгий век требует от женщины быть не менее успешной, чем мужчина. Получается достичь высот не у всех и не всегда. За способности получать желаемое и не ругать себя за промахи отвечает мужская составляющая воспитания. «В формировании того, как девушка взаимодействует с окружающими миром, играет огромную роль отец», — поясняет Игорь Поперечный. Отцовская любовь, в противовес безусловной материнской, является условной, то есть в идеале выражает положительную оценку всех действий, попыток, которые предпринимает ребенок. Иными словами, именно от отца девочка получает первое положительное подкрепление в своей способности одеваться, учиться и вообще действовать, которое либо сохраняется на свою жизнь, либо отравляет жизнь своим отсутствием.
Что делать
Первое и самое важное событие в деле избавления от комплексов – это сам процесс его опознавания. Обычно это болезненный процесс. Удается это не всем, потому что за свои комплексы люди, как ни странно, держатся до последнего и очень крепко: «Обычно женщина приходит к психологу жаловаться на актуальную проблемную ситуацию. Но во время рассказа вспоминает, что в прошлом были схожие ситуации. И, в конце концов, выходит эмоционально на одну из самых первых травмирующих ситуаций», — поясняет механизм Римма Ефимкина, рассказывая о том, почему комплексы так живучи:
маленький человек, пережив сложную ситуацию (часто незначительную по взрослым меркам), всю жизнь неосознанно пытается воссоздать ту самую ситуацию, чтобы переиграть ее, в итоге повторяя родительский сценарий.
И только когда случится прорыв, момент выхода изначального события на поверхность, с комплексом можно начинать работать, осознанно меняя тип своего поведения.
«С комплексами нельзя бороться. Если с ними, как и с проблемами, начать бороться, они победят», — говорит Игорь Поперечный,
рассказывая, что единственный метод работы с комплексами – это сознательно формировать в себе состояние безусловной любви к себе, формируя так называемый «положительный тупик»: все, что ни делается, – это правильно.
А потому, следуя советам специалистов, можно смело порекомендовать: учитесь любить себя, а комплексы подождут. Они не самое главное, что есть в жизни, просто не нужно на них зацикливаться.
Ирина Киснер
Фото gettyimages.com