Существует выражение: «Внутреннюю красоту придумали те, кто не обладает внешней, духовное богатство — кто не обладает материальным». Это можно было бы считать циничной болтовней, если бы в последнее время у фразы не появилось новое окончание: «…а счастье материнства придумали те, кто не обладает никаким другим». И, что особенно удивительно, сегодня с этим высказыванием согласно большое количество женщин. Женщин, которым на протяжении веков в качестве предназначения общество упорно приписывает рождение ребенка. Но среди представительниц прекрасного пола становится все больше тех, кто категорически отказывается это предназначение выполнять. Почему материнский инстинкт просыпается не у каждой и нужно ли с этим что-то делать, выясняла корреспондент SHE.
Если инстинкт не проснулся
«Сколько себя помню, и раньше, и сейчас, мне противна внешность ребенка вообще. Просто отвратительный кусок». «Меня бросает в дрожь от одной мысли, что когда-то мне придется тратить свое драгоценное время на ребенка». «Люблю свое тело и не хочу портить идеальное здоровье рождением ребенка, которого, возможно, не буду любить». Большинству из нас это может показаться дикостью. Тем не менее все это — высказывания реальных женщин, здоровых, успешных и даже замужних, взятые с одного из ресурсов, где обмениваются мнениями так называемые чайлдфри — люди, которые сознательно отказались от деторождения. Их пугает вовсе не социальная незащищенность, многие из них весьма обеспечены, они просто не хотят иметь детей, по самым разным причинам. Никакие доводы о счастье материнства и стакане воды в старости их не трогают. Они уверяют, что у них полностью отсутствует материнский инстинкт.
Нежелание иметь детей скорее связано с наличием у женщины трех социальных ролей: мать, жена и свободная реализующаяся женщина. В зависимости от эпохи, от поведения общества главенствующей становится то одна, то другая. Сегодня, под влиянием общественного уклада, на первый план у многих выходит роль третья».
Когда государство не способно обеспечить женщине роль защищенной матери, представительницы прекрасного пола выбирают себе другое, более важное амплуа. Однако само общество считает сознательно бездетных женщин эгоистками, а некоторые психологи уверяют, что материнский инстинкт с рождения существует у каждой женщины, и если он отсутствует, это говорит об очень глубоких проблемах в психике.
Никита Лезин считает это преувеличением: «Это, скорее, не проблема, а следствие проблем, которые были в детстве. Раньше люди жили большими семьями, старшие дети были приучены ухаживать за младшими, а сегодня в большинстве семей один ребенок, который не знает, что такое забота о ком-то. Если женщина не имеет этого опыта, она подсознательно боится ответственности, ошибок».
Кто виноват?
На форумах чайлдфри редко кто признается, что просто не хочет брать ответственность, чаще рассказывают, наоборот, о том, что их лишили детства, заставив с семи лет нянчиться с тремя братьями. «Отрицательное отношение к детям у членов больших семей может быть вызвано тем, что опыт был негативным, — комментирует Никита Лезин. — Если родители грубо обращались с ребенком, нагружали его сложными обязанностями, уделяли мало внимания, то взрослым он будет знать только такую модель поведения с детьми, не сумеет их любить».
Частая причина — нежелание испортить фигуру — обычно несет в себе страх перестать быть интересной партнеру и остаться одной. Многие боятся того, что после декретного отпуска не смогут реализоваться в профессии.
Так или иначе, но под глубокой философией чайлдфри чаще всего прячется обыкновенный страх. Но, к счастью, среди женщин, осознанно отказавшихся от деторождения, настоящих чайлдфри не так много. Частой причиной на сегодня является отсутствие у будущих матерей социальной защищенности. «На искусственное прерывание беременности чаще всего идут молодые девушки, которые свое решение аргументируют исключительно отсутствием нормальных условий для воспитания ребенка, — говорит гинеколог Людмила Дайчман. — Как правило, они очень хотят иметь детей в будущем, но на данный момент считают это невозможным: нет мужа, жилья и денег, чтобы содержать ребенка».
Что делать?
Отсутствие материнского инстинкта не считается болезнью, но многие уверяют, что нерожавшая женщина рискует своим здоровьем. «С медицинской точки зрения говорить о необходимости рожать нельзя, — уверена Людмила Дайчман. — Женщины иногда умирают во время родов, с точки зрения гинекологии нет никаких противопоказаний отказа от них, конечно, если речь не идет о прерывании беременности». Тех, кто осознанно принял решение не рожать, как правило, мало волнуют глубинные предпосылки к этому. Но бывает и так, что на женщину пытается давить окружение, в том числе муж, а материнский инстинкт при этом спит как прежде. «Нежелание рожать не должно стать причиной давления на женщину, — уверен Никита Лезин. — Если она сама захочет, чтобы инстинкт проснулся, он непременно проснется. Иногда требуется помощь специалиста для преодоления страхов, но чаще всего достаточным оказывается встретить по-настоящему любимого мужчину — ему женщина на подсознательном уровне захочет подарить наследника».
А если такой мужчина не появится, то когда свободной, сильной женщине стукнет 35, возможно, она просто устанет от одиночества и захочет, чтобы рядом все же был кто-то родной. И вот тут все-таки придется принять самое важное в жизни решение, отбросив все прежние страхи и принципы. Главное, по мнению врачей, слишком не откладывать это решение: родить все же лучше до 30 лет. Если озарение придет намного позже, мечта молодости о жизни только для себя может навсегда стать реальностью, даже при наличии большой зарплаты и трехкомнатной квартиры.
Лидия Смирнова
Фото 7days.belta.by, www.sptimes.com, img1.liveinternet.ru