Недавно сенатор Александр Усс весьма уверенно объявил, что вопрос с застройкой антенного поля на Попова почти решен. До конца этого года участок уже могут передать под застройку. Усс назвал это хорошей новостью для красноярцев, заверил, что будут школы и садики.
Поле находится между Ветлужанкой и Ботаническим. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева побывала в обоих микрорайонах и спросила местных жителей, как им эта новость? Ведь именно их застройка поля коснется больше всего. Оказалось, что рады далеко не все.
Площадь антенного поля — около 92 гектаров. Это больше, чем Ветлужанка и Ботанический вместе взятые. По красноярским градостроительным нормам на одном гектаре можно построить 13 тысяч квадратных метров жилья. Неслабый может вырасти райончик. Для застройщиков это, наверное, будет лакомый кусок — поле почти пустое, всего несколько небольших построек и антенны. Не надо расселять никаких жителей, как в многострадальной Николаевке.
Ботанический
В Ботаническом поначалу нам попадаются люди в возрасте, которые к планам по застройке довольно лояльны.
— Всё зависит от того, какие дома будут строить. Если 5-этажки, то нормально, а если 20-этажки, то это другое дело, — рассуждает пенсионерка Светлана Юрьевна.
— Я не против, если будет грамотная застройка, а не так, когда дом к дому, — отвечает Владимир.
— Ну, по крайней мере, хоть дорога будет. На Ветлужанку выход прямой. Я думаю, что хуже не будет, — говорит Юрий.
На генплане города действительно нарисована дорога сквозь антенное поле, которая соединит Ботаничку и Ветлужанку, но когда ее построят — это нигде не прописано.
А дальше мы знакомимся с очень активной женщиной, которая прочитала «хорошую новость» от Усса и возмутилась. Она уверяет, что ни она, ни кто-то из ее знакомых в микрорайоне не рад.
— Я 10 лет живу по адресу Пихтовая, дом 57. Я категорически против застройки антенного поля. Во-первых, инфраструктуры здесь не хватает. Вокруг моего дома, например, стоянок нет. И кто сказал, что они здесь появится после застройки этого поля? Говорят, что будут школы и детские сады, но не факт, что это будет на самом деле! Просто наставят много многоэтажных домов, не более того. И ничем это жизнь граждан не улучшит, только ухудшит. Воздух опять же загрязнится из-за новых машин. От антенного поля никакого вреда население не испытывает. Столько лет оно было и явно приносит какую-то пользу, поэтому я считаю, что трогать его излишне, — говорит активная женщина.
Мы идем по дворам, повсюду лежит много снега. Район расположен как бы на склоне. Поэтому весной тут бывают настоящие реки из талого снега, выпавшего не только в самом районе, но и выше по склону.
Хозяйка выгуливает двух собачек шиба-ину и поначалу равнодушно реагирует на мои вопросы, но потом решает уточнить:
— А этот район будет относиться к Ботаническому или к Ветлужанке? Если он к нам будет относиться, то как мы будем ездить? Машин же прибавится в разы, нагрузка ляжет на нашу дорогу. Тут из-за новостроек и так с утра выехать невозможно. Начиная с полвосьмого всё стоит. В школу я детей вожу в Ветлужанку, в 1-й лицей. Мы уже купили специально машину более проходимую, чтобы ездить в обход через коттеджи. Вечером я везу дочь к репетиторам, но после пяти отсюда не выехать, потому что все едут с работы. Не знаю, конечно, где они тут работу нашли, — смеется Елена, которая живет в Ботаническом 17 лет.
— Не надо ничего застраивать, мы против. И так везде все позастроили. Мне к 9 часам утра на работу в центр, я выхожу в 7 часов, чтобы на автобусе доехать. А если еще дома построят, то я в 5 утра буду выходить? Муж работает на Калинина, ему к 8 утра. Он на машине без двадцати семь выезжает, — говорит Элла.
— Если я выхожу пять минут восьмого, то 40 минут еду до кольца. А это всего одна автобусная остановка, — добавляет ее муж Саша.
Люди, которым до пенсии еще далеко, в один голос говорят про трудности с проездом на работу.
— Конечно, лучше не застраивать. Здесь будет дорожный коллапс, мы и так задыхаемся в пробках. Инфраструктура нашего микрорайона не вытянет новый жилой массив. У нас одна-единственная школа на весь микрорайон. Здесь ни магазинов, ни каких-то развлекательных центров — ничего нет, — объясняет Оксана.
В Ботаническом нет ни взрослой, ни детской поликлиник. Есть школа, рассчитанная по проекту на 465 учеников. По факту в ней учится вдвое больше ребят.
Снова навстречу попадаются пожилые люди, которые воспринимают и застройку, и обещания властей более лояльно, чем молодежь.
— Может, и хорошо, что уберут это антенное поле. Я считаю, что оно вредное, — пожимает плечами одна пенсионерка.
— Ну людям жить где-то надо. Тут же проще какие-то коммуникации подвести, чем если далеко за городом строить. Это дешевле будет. Так что застраивать надо, но не всё. Надо оставлять место под газоны, парки. И надо бы, чтобы сразу строились школы, садики, чтобы поликлиники были рядом. А то школа тут переполнена, поликлиник нет, — делится Татьяна Анатольевна.
— Антенные поля убирать надо. Неприятно, что антенное поле рядом. Оно излучает свою радиацию, наверное, какую-то. А то, что застроят домами, — так всё же застраивается кругом. Когда-то здесь частный сектор был, а теперь застройка. Теперь они дальше пошли, мы их не остановим, ни антенной, ничем. Мест в садиках, школах, конечно, не хватает. Не строят их. Мы уж тут живем 30 лет. За 30 лет вот только один садик построили и отремонтировали старую школу, — говорит Татьяна Вениаминовна. Затем она кивает на внука, по виду первоклассника, и добавляет: — Надеемся, что к 10-му классу построят новую школу.
Ветлужанка
Ветлужанка граничит с антенным полем с другой стороны. Здесь мы слышим от жителей интересные конспирологические теории.
— Там под антенным полем — подземелье на четыре этажа. Его военные сделали, оно прямо вниз уходит. Вряд ли военные его отдадут, — просвещает нас одна жительница.
Дальше выясняется, что она не единственная так думает. Звучит это, конечно, как городская легенда. Знать на 100% мы не можем, но давайте рассуждать логически. Передачу поля под застройку Александр Усс лоббирует как минимум с 2021 года совершенно открыто. Мне кажется, что если бы там был секретный военный объект, то нашего экс-губернатора давно бы одернули в Минобороны.
— Это поле давно куплено Москвой. Это уже всё решено, так что тут уже нашего мнения нет. Нет нашего мнения, понимаете? — строго говорит мне другая жительница на мою просьбу поделиться мнением.
Я не то чтобы считаю, что мнение простых горожан сильно влияет на планы властей, но это не повод молчать и его не высказывать. Поэтому продолжаю расспросы.
— Мы все против этого антенного поля. Мы тут давно живем, 40 лет уже. Многие знакомые от рака умерли. Почему бы его не снести и не застроить? Был бы там лес — было бы жалко, а то там голое поле. Надеемся, что сделают широкую дорогу, чтобы можно было выехать в город. Всё вокруг застроили, а дороги-то не расширили, поэтому у нас здесь пробки ужасные, — говорят две пенсионерки, Любовь Михайловна и Ольга Викторовна.
Правда, остальные попавшиеся нам прохожие в Ветлужанке не согласны. Всем хочется больше простора, а не очередного уплотнения.
Сергей раньше жил в ЖК «Рябиновый сад» неподалеку, на Стасовой. Дома были окружены деревьями, было тихо. Но потом КБС и «Сибиряк» построили рядом новые дома, стало многолюдно. Да и понадобилась квартира побольше. Переехал в ЖК «Горки», рассчитывал, что вокруг будет простор, из окна можно будет смотреть вдаль. От перспективы застройки поля он, ясное дело, не в восторге.
— Мы против, потому что из Ветлужанки и так не выехать утром. Мне на работу к восьми, я на вокзале работаю, на железной дороге, езжу на машине, мне приходится без пяти семь точно выходить из дома. Если я выйду ровно в семь, то я опаздываю на планерку. А летом все едут на дачу, на Плодовку. И улица Стасовой вся уже застроена. В школе младшие классы учатся в две смены, — рассказала мама с сыном-школьником.
— Плюсы я вижу только в том, что антенны уберут. В их безвредность я не верю. А что добавятся дома — это не радует. Район достаточно плотный. Тем более в наши школы и детские сады едут не только из нашего района. А сейчас дома втыкают так, что ты видишь в окно своего соседа. Ветлужанка мне нравится, я здесь живу давно. Но чем дальше, тем народу всё больше и больше. Район за сельхозинститутом застроился, люди туда стремились, потому что лес рядом, а сейчас там этот лес вырубили, и что осталось? Те же самые дома, дома, дома, — разводит руками Светлана.
— Я против застройки. Пусть осваивают окраины. А то ищут халяву, где уже есть теплосети и прочее. На поле нужен парк. Там прекрасное место для парка, для отдыха. А эти «многовейники» пусть строят за Удачным, в Емельяновском районе. Мы хотим из окон видеть зелень, а не высотки. А нагрузка на дороги и школы? Сама жизнь нам говорит, что не построят садики, школы и медучреждения вовремя, — подытоживает Виталий Ефимович.
Мы отправили запрос в Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр, который отвечает за антенное поле, чтобы узнать, а готовятся ли там к переезду и если да, то куда? В 2022 году учреждение проводило тендер на разработку проектно-сметной документации по сносу антенн. Так что переезд передающего центра не является чем-то фантастическим.