В редакцию обратились жители микрорайона «Живём». Это комплекс из 14 пятиэтажек у границы Красноярска в Солонцах, который строит «Монолитхолдинг». Люди, въехавшие в очередную новостройку в прошлом году, вот уже больше года безуспешно добиваются, чтобы застройщик устранил недостатки. На окнах намерзает лёд, трубы в уборной покрываются инеем, на стенах появляется плесень, входные двери плохо прилегают к косякам. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева узнала у жителей все подробности.
Алена заселилась в квартиру на первом этаже в доме № 11 в августе 2022 года. Первые же холода стали серьезной проблемой — из всех окон сильно дуло.
— Никакая регулировка не помогает, тут просто нужно полностью менять все окна. Я без конца звонила в претензионный отдел, один раз ко мне пришел человек, всё осмотрел и ушел. Дальше мне на все звонки отвечали: «Мы всё сделаем». Я пыталась записаться к руководителю компании, но мне отказали. В апреле я отнесла им в офис официальную претензию, где перечислила все проблемы: с окнами, кранами, трубами, линолеумом, натяжным потолком. Мне поставили печать. И до сих пор ни одного замечания не устранили, — рассказывает Алена.
В этом году декабрьские морозы ударили особенно жестко — доходило до -38 градусов.
— У меня постоянно работает теплый пол, тратит электричество, но иначе жить невозможно. Я звонила в управляющую компанию, говорю: «Ну добавьте хоть немного тепла в батареях». Мне говорят: «Если добавить в батареях, то вы будете больше за тепло платить». Так мне дешевле заплатить за тепло, чем за свет, — делится Алена.
Команда NGS24.RU приехала в район Живем» 16 декабря, когда было небольшое потепление, поэтому часть льда оттаяла, но жители успели запечатлеть, как окна выглядели в самые морозы.
Галина Геннадьевна живет тут с ноября 22-го года и тоже жалуется на постоянный холод. Масляный радиатор включен круглые сутки, плата за свет приближается к тысяче рублей в месяц — это за 40-метровую квартиру на двух человек.
— Самый ужас — в ванной. Во всём доме по непонятной причине нет полотенцесушителей. Соответственно, там в ванных комнатах вообще нет обогревательного элемента. Некоторые снимают обмотку с трубы горячей воды, чтобы от нее шло какое-то тепло, но это вообще не помогает, — жалуется Галина Геннадьевна.
Помимо индивидуальных претензий, жильцы написали и одну коллективную — потребовали сделать всем змеевики в ванных. Как видим по штампу на документе — застройщик принял претензию больше года назад. Это ООО СЗ «Проект Живем», которое входит в структуру «Монолитхолдинга». Под разные проекты строительный холдинг обычно создает разные ООО.
Александр и Юлия живут на пятом этаже, заселились в начале прошлой осени. У них грудной ребенок. Прежде чем купать его, воздух в ванной приходится долго греть. Купили электрический полотенцесушитель — помогло мало. За стенкой ванной проходит шахта вентиляции, по ней идет ледяной уличный воздух. Вот и стена всю зиму ледяная.
Впрочем, раньше было еще хуже — семья периодически видела снег у себя в ванной. Он залетал с улицы через вентиляцию. А решетка покрывалась сосульками.
— Мы сразу начали писать и звонить застройщику. Но управляшка и застройщик перекладывают всё друг на друга и «кормят завтраками». Я в том году два раза обращение писала и в этом году снова. А последние две недели до них вообще дозвониться невозможно, — рассказывает Юлия.
Управляет домами УК «Смарт-Сити». Она аффилирована с «Монолитхолдингом» и обслуживает все построенные им дома.
Не дождавшись реакции застройщика, Александр сам полез на крышу и обнаружил, что шахта вентиляции имеет прямой выход на улицу.
— Там дыра такая, сантиметров 20, в каждую квартиру уходит. Там ни закрывашек, ничего нет. Я просто трубу приделал, вытяжку сделал на крыше, и у нас в ванной перестал снег идти, и решетка перемерзать перестала. Но температура-то не поменялась, — объясняет Александр.
Также семья писала претензию по поводу входной двери. Даже плотно запертая она не прилегает плотно к дверному косяку. Такая же ситуация во многих квартирах.
Андрей живет на четвертом этаже, у него тоже есть маленький ребенок, который постоянно мерзнет. Поэтому мужчина решил вопрос с ледяной вытяжкой кардинально — заделал ее строительной пеной.
— Она не выполняла свою функцию, она должна была вытягивать, а она наоборот затягивала холодный воздух в дом. Летом буду вырезать эту пену, чтобы жарко не было, — говорит Андрей.
В 38-градусной мороз Андрею пришлось самому менять уплотнительные резинки на окнах, чтобы стало хоть чуть-чуть теплее. Также он за свой счет вызвал мастера, который поставил на рамы дополнительные крепления. Это тоже дало слабый эффект.
Но самая загадочная ситуация — с потолком на кухне. Едва наступает осень и холода, то потолок начинает «плакать».
— Я сначала подумал, что это пятый этаж нас топит. Но потом поднялся, посмотрел, у них там все сухо. Получается, это конденсат собирается между стыками плит. С этим ничего не сделать самому. Это надо снимать натяжной потолок и какие-то монтажные работы производить. Вот сегодня на улице -15, -20, это еще более-менее нормально. А когда температура падает за 30, там появляется большое пятно, — говорит Андрей.
— У меня кухонный гарнитур 200 тысяч рублей стоил. Сейчас от влаги на задней стенке шкафчика уже пошла выпуклость. А это не модульная мебель, её не перевесишь. Там и плесень проступает, но мы вытираем, — добавляет хозяин квартиры.
Как и многие соседи, Андрей больше года назад написал претензию в ООО СЗ «Проект Живем»
— После моей претензии и 15 тысяч звонков пришел парень, сделал фото и видео, сказал «будем разбираться». С тех пор тишина, — разводит руками Андрей.
Еще одна семья в том же доме — Денис и Яна — борются не только с холодом, но и с плесенью. Она стала появляться вскоре после заселения в прошлом году. В ванной, в гардеробной, в жилой комнате под потолком — там, где наиболее холодно и сыро. Во время недавних морозов Денис снял, пожалуй, самое впечатляющее видео: в его уборной труба покрылась толстым слоем блестящего то ли инея, то ли льда. А позади кровати в спальне появилась новая порция плесени.
— Окна раза три нам настраивали, бесполезно, они как будто из бумаги сделаны, от них веет холодом. В этом году мы не выдержали и все позаклеили. Как-то раз приезжал человек от «Монолита», они с сотрудником УК ходили на крышу, и он сам признал, что неправильно сделана вытяжка. Посмотрели, мол, да, вытяжка неправильная. И на этом всё. А недавно я спрашиваю Олега Петровича из управляющей компании: «Это нормально, что у меня труба льдом покрылась?», а он говорит, что в первых домах то же самое, — возмущается Денис.
Опыт первых домов района «Живем» несколько пугает новых жильцов. Дело в том, что первые дома микрорайона строила другая фирма «Монолитхолдинга» — ООО «Шале». Сейчас она проходит процедуру банкротства. Люди боятся, что и ООО СЗ «Проект Живем» также может обанкротиться — тогда от компании уже ничего не добьешься.
Справедливости ради мы спрашиваем жильцов и о плюсах района. Нам рассказывают про тишину, спокойствие, отсутствие гонщиков и алкомаркетов под окнами, чистый, по сравнению с городом, воздух. Хвалят мероприятия для детей, которые проводит УК во дворах.
Рядом планируется еще ряд новых пятиэтажек микрорайона «Живем». Только возводит их уже другая фирма «Монолитхолдинга» — ООО СЗ «Проект Живем-1». В строящихся домах квадратный метр стоит примерно 93–103 тысячи рублей, а в готовых в среднем 90–100 тысяч рублей.
18 декабря мы попросили в пресс-службе «Монолитхолдинга» комментарий — почему не отрабатываются претензии собственников квартир? Нам обещали ответить. На момент публикации ответа не поступило.
ОБНОВЛЕНО 30 декабря. Публикуем ответ строительной компании.