Мэрия подписала распоряжение об изъятии первых домов в той части Николаевки, которую будет застраивать «СтройИндустрия» (группа компаний «СтройИнновация»). В документе говорится про дома по адресам Маркса, 209, Маркса, 211, Гоголя, 43, а также про электроподстанцию по адресу Гоголя, 41.
На Гоголя, 43 живет Людмила Викторовна с мужем, ее сын с женой и 10-летний внук. Еще один 19-летний внук живет отдельно на съемной квартире. За участок площадью 447 квадратных метров и дом площадью 58,5 квадратных метра застройщик предложил им 4,8 миллиона рублей. Женщину не устраивает эта оценка. Она считают, что купленное за эту сумму жилье будет хуже, чем нынешнее. Людмила Викторовна хочет, чтобы им дали квартиру по принципу «квадрат в квадрат» в их же микрорайоне. Хозяйка дома дважды ходила в администрацию Железнодорожного района, там представители администрации и застройщика индивидуально принимали жителей Николаевки, не согласных с оценкой.
— Представитель застройщика сказал, что будет искать нам квартиру. И однажды предложили квартиру на Свободном в очень старой пятиэтажке на первом этаже. Сколько там квадратов — не сказали. Я сразу отказалась, потому что какой смысл переезжать из одного старого дома в другой старый дом? Это что — улучшение жилищных условий? У нас внутри всё благоустроено, у нас тепло и санузел в доме. А там мы переедем в квартиру на первом этаже, там будет холодно, нам снова надо будет вложить столько денег, чтобы ее обустроить. Свой дом мы хотя бы сами поддерживаем в нормальном состоянии, а в пятиэтажке как этим заниматься? Потом предлагали что-то на Калинина и на правом берегу, мы тоже отказались: внук ходит в школу поблизости, я работаю рядом, почему мы должны переезжать в такую даль? — говорит Людмила Викторовна.
По адресу Маркса, 211 дом принадлежит Татьяне Николаевне и ее дочери. Прописаны они же плюс двое внуков. Татьяна Николаевна показала нам оценку, которую провел застройщик. Дом площадью 61 квадратный метр оценили по 35,9 тысячи рублей за квадрат. Земельный участок площадью 576 квадратных метров оценили по 347,7 тысячи за сотку. Надворные постройки — в 768 тысяч рублей, многолетние насаждения — в 243 тысячи, убытки, причиняемые изъятием — в 299 тысяч. В общей сложности, получилось 5,5 миллиона рублей. Пенсионерка не согласна с такой оценкой, так как на эту сумму предстоит купить жилье, достаточное для нее и для дочери.
— Они меня убеждали, что у меня оценка будет самая большая из всех домов в Николаевке, потому что я нахожусь рядом с центральными улицами, — говорит Татьяна Николаевна.
Четвертый объект, попавший под изъятие — подстанция. Мы спросили в мэрии — не возникнет ли ситуация, что подстанцию уберут, и жители ближайших домов останутся без света? Нам обещали ответить позже.
Вопрос о сносе домов в Николаевке стал скандальным. Два крупных сектора Николаевки расторговали между застройщикам. Выиграли «СтройИндустрия» и «Готика». Компании выкупают у жителей их дома и участки, но большинство собственников не согласны с оценкой. Некоторым предлагают всего полтора миллиона за всю их недвижимость. Всем недовольным предлагают идти в суд и оспаривать оценку там. Однако, практика показала, что суд увеличивает выкупную сумму незначительно. В этом уже убедились жители той части Николаевки, которую застраивает «Готика», так как у них изъятие началось почти год назад. А отказаться от выкупа и сноса нельзя.
Вся эта практика называется КРТ — комплексное развитие территории. Жители Николаевки считают, что закон о КРТ — это предлог для передела собственности и отъема их домов в пользу застройщиков.
Не так давно краевые депутаты признали, что закон о КРТ далек от совершенства. Вот что они говорили на заседании рабочей группы 13 ноября:
— Очевидно, что рыночная стоимость объекта в момент объявления КРТ становится нулевой. А мы понимаем, что ценность объекта [в Николаевке] гораздо больше, потому что это жилое помещение в центре Красноярска. Люди приносят, показывают: вот по какой цене сейчас выкупается земля по КРТ, а вот по какой цене год назад выкупалась без КРТ. Разница в 5–7 раз. Очевидно, что мы с вами придумали закон с механизмом, который уменьшает людям стоимость их частной собственности в 5–7 раз, — сказал краевой депутат Егор Васильев.
Сейчас региональные депутаты работают над тем, чтобы приостановить действие закона о КРТ в Красноярском крае либо внести в него поправки, которые защитят права расселяемых жителей.
Мы задали в мэрии вопрос — почему изъятие в секторе «СтройИндустрии» решили начать уже сейчас? Почему нельзя было подождать, когда депутаты решат вопрос с изменениями в краевой закон о КРТ? Нам ответили:
— Решения департамента градостроительства принимаются в рамках действующего законодательства. На сегодняшний день оснований для приостановки либо отмены КРТ нет, — пояснили в мэрии.