Компания «Транснефть– Западная Сибирь» отозвала у судебных приставов исполнительные листы по принудительному сносу жилых домов. Владельцы должны были сами сделать это — так постановил суд. Дело в том, что в Сухой Балке объекты оказались в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний от двух нефтепроводов, принадлежащих компании и проходящих по краю поселка.
История стала достоянием общественности в 2016 году. Тогда жильцы 8 домов в деревне получили иски от компании «Транснефть — Западная Сибирь». Компания потребовала снести строения, находящиеся в минимально допустимой зоне от нефтепровода. Теперь под угрозой сноса больше 180 домов. Люди оказались в шоке. Ведь у них на руках были документы от администрации, разрешающие стройку. В подробностях мы разбирались в большом материале. После потянулась череда судов с мэрией и самой компанией «Транснефть — Западная Сибирь». В итоге суд встал на сторону компании, исполнительные листы ушли к приставам, но их отозвали.
В компании объясняют решение тем, что «не ставят своей целью ущемление прав собственников».
При этом в ответе на запрос NGS24.RU в компании настаивают: магистральные нефтепроводы на территории Емельяновского района появились с 1961 по 1974 год, а дома были построены гораздо позже. На момент ввода их в эксплуатацию трубопроводы были расположены вне границ населенного пункта.
— АО «Транснефть – Западная Сибирь» как собственник опасного производственного объекта предпринимало и предпринимает все необходимые меры в части соблюдения режима охранных зон и минимальных расстояний, а также в целях придания информации о местах прохождения трасс магистральных нефтепроводов публичного статуса. Еще в 2011 году на имя главы Администрации Емельяновского района Степанова было направлено письмо, с уведомлением о том, что в районе деревни Сухая балка имеют место нарушения охранных зон и минимальных расстояний до магистральных нефтепроводов высокого давления и о необходимости принятия мер для устранения и дальнейшего недопущения данных нарушений. В письменном ответе районная администрация отметила, что для дальнейшего недопущения указанных ситуаций застройки минимальных расстояний главам сельсоветов направлены письма о необходимости согласования проектируемых планов и организации застройки садовых обществ с Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, — заявляют в компании.
В 2014 году поселок начал расширяться, а планы не были согласованы с владельцами нефтепроводов. Местная администрация якобы незаконно перевела прилегающие земли из сельскохозяйственных в земли населенных пунктов и продолжила выдавать разрешения на строительство.
— АО «Транснефть — Западная Сибирь» не ставит своей целью ущемление прав собственников, а, наоборот, стремится обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Именно поэтому предприятие было вынуждено обращаться в суд в целях недопущения возможных негативных последствий для жителей, а также обеспечения безопасной эксплуатации своих объектов, — уверяют в компании.
Недавно вопрос Сухой Балки обсуждался на заседании комитета по бюджету, госбезопасности и защите прав граждан в Заксобрании Красноярского края. Как пояснил корреспонденту NGS24.RU один из депутатов Виктор Кардашов, всё не так радужно — проблема не решена и на это может уйти не один месяц или год. В следующий раз к конфликту вернутся на заседании в конце июня.
На сайте Заксобрания говорится, что районной администрации предписано не допускать нового строительства в охранной зоне, а сами жители продолжают отстаивать свои права в судах по вопросам прав собственности и компенсаций.
Омбудсмен Красноярского края Марк Денисов, что также выступал на комитете с докладом, считает, что «затишье временное» и отзыв исполнительных листов ни о чем не говорит.
— Право на последующее представление исполнительного документа к исполнению АО «Транснефть — Западная Сибирь» не лишено, — подчеркивает он.
Аппарат подключился к вопросу сноса в 2019 году. Тогда местная жительница пожаловалась уполномоченному по правам человека в России Москальковой. Аналогичная проблема есть в 58 субъектах страны — это больше 102 тысяч домов, 1560 участка и 2644 других объекта (гаражи, подсобные помещения). По всем им ищут единое решение.
Пока же, рассказывает Марк Денисов в своем докладе, в суде решается вопрос о компенсации за снос домов. Истцы требуют, чтобы траты взял на себя Шуваевский сельсовет.