Сегодня на рынке Красноярска нередко можно встретить квартиру с устаревшим, но некогда знатным евроремонтом. При просмотрах продавцы и покупатели ведут торг: первые нахваливают установленные джакузи, устаревший паркет и навесные потолки с колонами и арками. Покупатели, напротив, вычитают из стоимости квартиры средства на демонтаж. Корреспондент N1.RU вместе с дизайнерами интерьеров составила список культовых вещей разных эпох, которые ранее кричали всем гостям о благосостоянии владельца квартиры.
1970–1980-е: серванты с хрусталем и самодельная мебель
О дизайне интерьера, сходятся красноярские архитекторы, при тотальном дефиците в советское время говорить не приходилось. В 60-е годы, например, обои и кафель в Красноярске было не найти, признавали недавно жители первой в городе кирпичной 9-этажки на пр. Красноярский Рабочий, 83. Их квартиры сдавались с побеленными стенами и потолками, а материалы для ремонта везли «по блату» из Москвы.
Высшим «шиком», вспоминает руководитель архитектурной мастерской «Тектоника» Евгений Зыков, в 70-80-е годы было наличие двух ковров: один на полу, другой на стене. «На противоположной стене — "стенка". Классно, если она производства ГДР или польского. На потолке — люстра, в углу — пианино "«Енисей". Значит, люди как сыр в масле катались». К «стенкам» можно добавить сервант на высоких ножках, где под стеклом выставлялась самая лучшая посуда — хрустальные бокалы с вазами, сервизы.
Руководитель мастерской архитектуры и дизайна «Да Винчи» Юлия Быкова к списку благостояния того времени добавляет деревянный паркет. Сама она до сих пор помнит, как родители записывались в очередь магазина за горкой «то ли из Болгарии, то ли из Венгрии»: «Ждали ее, как квартиру». В целом интерьер этих лет, считает дизайнер, имел оттенок скандинавского стиля: лакированная мебель, ковры с рисунком, доска на полу, минимум мебели, обычно лаконичные кухни без всяких излишеств.
Коллега Евгения Зыкова по мастерской, дизайнер интерьера и архитектор Андрей Лябчук добавляет: те, кто не мог или не хотел в 80-х стоять в очередях, делал мебель сам по приложениям журнала «Моделист-конструктор». «Модели были взяты из немецких, прибалтийских. У знакомого, — помнит собеседник, — отец делал классную мебель на основе этих подборок. Получался такой конструктивизм. Делали из фанеры, досок, загонял под лак. Добивался качества современных лакированных фасадов». В некоторых случаях дерево для придания цвета окрашивали марганцовкой.
Еще один важный элемент интерьеров того времени — обилие книг, добавляет Евгений Зыков. Для них мастерили специальные стеллажи: «Много книг — показатель благосостояния, продвинутости. Потому что «Трех мушкетеров» купить — сумасшествие. А тут целая стена. В интерьерах того времени книги — важный элемент».
1990-е: «дорвались»
С перестройкой в Россию, и Красноярск в частности, хлынуло обилие «навороченных» строительных материалов и мебели из-за рубежа. Вместе с ними пришло понятие «евроремонта». «Я помню, — говорит Евгений Зыков, — мы делали один интерьер в 90-х годах, где заказчик многое себе мог позволить. Но тогда даже гипсокартона не было в России, везли его и обои из Финляндии. Евроремонт, по моим представлениям, лет 20 гулял по стране. Нам казалось, что мы делаем прогрессивные интерьеры. Но лет через 5 он стал штампом. Если мы сегодня говорим «евроремонт», то уже клеймим это явление с кривыми потолками, перегородочками, загогулинами».
«Народ ударился в классику, вез итальянскую лакированную мебель. Так как не было людей и специалистов, кто мог посоветовать, — поддерживает Юлия Быкова, — никто никого не слушал, нужно было сделать лучше, чем у Васи и Пети. Делалось вычурно, с показухой какой-то, где-то был перебор». В это же время родилась мода на металлизированные обои — «цыганщину».
Вместе с ними о 90-х напоминают колоны, пластиковые окна, шкафы-купе, раздвижные столы, обои под покраску, подвесные потолки типа «Армстронг», потолочная плитка из пенополистирола, а также розовые и зеленые стеклоблоки. Последние воспринимались как «продукт внеземной цивилизации», шутят архитекторы.
При продаже квартир с такими ремонтами, приводил пример ранее руководитель АН «Кром» Алексей Лагутин», идет нешуточные торги. Продавцы нахваливают некогда дорогостоящие паркет и джакузи, а продавцы считают, во сколько обойдется демонтаж и новый ремонт.
«Двухтысячные»: курс на простоту
Обращаться за помощью дизайнеров, по их оценкам, красноярцы начали в конце «нулевых». «У нас первый такой интерьер был в 2011 году, — говорит руководитель мастерской «Тектоника», — радикально-минималисткий интерьер, где были стеклянные стены у санузла, лежал массив сибирской лиственницы на полу без прикрас. Работа именно за счет пространства, продуманной планировки, минимального количества цветов, фактур, материалов. Стояла задача за счет простоты сделать выразительный интерьер».
С начала «двухтысячных», наблюдают специалисты, друг друга сменяют хайтек со строгими формами, фьюжн, который в Москве прозвали «гламуром» за перебарщивание. Сейчас на пике стиль лофт, замешанный в коктейль с современными подходами. По словам Андрея Лябчука, лет 5 назад начал возвращаться стиль лакобили 60-х годов. По сути, он напоминает то, что предлагает нам сегодня сеть ИКЕА: мебель на точеных тонких ножках, рыжий цвет, который так ненавидели в 90-х.
Фото Льва Устинова, Бориса Бабанова, Владимира Первенцева, Минкович с rian.ru (1–4), предоставлено Еленой Каплиной (5)
Видео youtube.com