Днем рождения гостиницы «Красноярск» можно считать 15 января 1976 года — в этот день она приняла первых постояльцев: заехали члены партийной конференции крайкома КПСС. Именно к ней было приурочено открытие. Из уст в уста сотрудников передаются истории, как подготовка продолжалась даже ночью. Однако шторы успели повесить не во все номера. А в первые дни температура воздуха в них достигала лишь +16 градусов. В полную силу гостиница начала работать в марте того же года.
Гостиница «Красноярск» проектировалась как часть Театральной площади города. Заслуженный архитектор России Арэг Демирханов планировал сделать ее частью ансамбля с Театром оперы и балета, зданием Енисейского речного пароходства и нынешних корпусов мэрии. Возводились они примерно в одни годы. «Там предполагалась гостиница на 200 мест, а я настоял, чтобы 500 и ресторан», — кратко прокомментировал автор проекта, находящийся сегодня на лечении в больнице.
По словам главного архитектора СФУ Ирины Крыловой, площадь 350-летия Красноярска запроектирована по всем классическим законам архитектуры. «Она интересна развитием площади по спирали. Если кто-то помнит, была конечная остановка трамвая. От нее, самой низкой точки, начиналось развитие высотности зданий по спирали. Потом пошел — Театр оперы и балета, выше — гостиница, администрация. Самая высокая точка — здание речного пароходства. Именно эта идея создают уют, почему на ней хочется быть. Кроме того, благоприятное расположение с видом на Енисей, панораму правого берега».
До 1970-х место будущей гостиницы «Красноярск» на Театральной площади носило другое название — Лесная площадь. На ней, по рассказам сотрудника Краеведческого музея Ильи Куклинского, с 1928 по 1967 годы располагался стадион «Динамо». Там проходили массовые спортивные праздники, соревнования, футбольные и хоккейные матчи. В архивах сохранилось много фотографий, где спортсмены изображены в ушанках, валенках и свитерах. После соревнования перенесли в новенький Центральный стадион на о. Отдыха, а «Динамо» снесли.
Многие постояльцы на «Флампе» отмечают шикарный вид из окон гостиницы на Коммунальный мост и центральные улицы. Этот же вид с 8-го этажа запечатлен на кадрах художественного фильма «Магистраль» с Людмилой Гурченко, вышедший на экраны в 1983 году. Часть эпизодов снималась в гостинице «Красноярск».
Холл восьмого этажа гостиницы «Красноярск» на время съемок «Магистрали» был переоборудован в кабинет начальника отделения дороги, которого играл актер Борис Соколов. Его сотрудники гостиницы, говорит ее представитель Инна Салтыкова, узнали по панелям на стенах, огромным окнам и городскому пейзажу с видом на Енисей: «Такое же освещение, зима».
По этому коридору второго этажа гостиницы в фильме ходила сама Людмила Гурченко, знают в гостинице. Один из люксов на тот момент был также переделан в кабинет одного из героев, а двери украсила табличка с названием должностей.
Однако проникнуть в те люксы авторам не удалось — номера со второго этажа вовсе убрали. Также перегородили выходы из холла в соседний ресторан, когда в гостинице появились свои кафе. Сегодня второй этаж занимают офисы, бизнес-центр и конференц-залы. Переломным для внешнего вида гостиницы стал 1997 год. Тогда перед чемпионатом мира по вольной борьбе гостиницу, выбранную Иваном Ярыгиным для проживания спортсменов, было решено реконструировать. Практически все номера были отремонтированы, часть однокомнатных объединена в просторные полулюксы, полностью переделан вестибюль. «Гостиница задолжала всем: поставщикам, подрядчикам, коллективу, но задача достойно принять гостей со всего мира и обеспечить городу хорошую репутацию на международном уровне выполнена», — гласит буклет к 30-летию отеля.
В тот же 1997-й год, что и чемпионат мира, в Красноярске прошла встреча «без галстуков» президента Бориса Ельцина и премьер-министра Японии Рютаро Хасимото. Главу новоиспеченной России поселили в резиденции в «Соснах», а японскую делегацию — в гостинице «Красноярск». Если верить изданию «КоммерсантЪ», Ельцин с супругой был в крае трижды. Успел искупаться в Мане, пообщаться с писателем Виктором Астафьевым. Безопасность встречи обеспечивал весь личный состав УВД города и окрестных городов, а вертолетную площадку заасфальтировали прямо на морковном поле совхоза «Удачный».
Сотрудники гостиницы также вспомнили, как все здание в 2000-х выкупала компания опального предпринимателя Михаила Ходорковского «Юкос». «Полностью вся гостиница была занята, стояли металлоискатель, милиция с собаками. И нас был буквально список, кто должен работать, — сверяли по паспортам», — говорит администратор Оксана, работающая в отеле 17-й год.
А в этом люксе в разное время жили Леонтьев, Меладзе, Розенбаум, Бутусов, Эдита Пьеха, Джигурда, Навка, Волочкова и многие другие звезды. Комфортабельность номера, говорят в гостинице, зависит от приглашающей артистов стороны. В октябре, например, пробежать пару метров до входа в клуб «Лофт» пришлось Найку Борзову, а на день города Сати Казанова выходила из отеля выступать на сцене Театральной площади. Нередко вход в гостиницу оккупируют фанаты, вспоминает Оксана: «Если они есть, то на крылечке. Когда Шура, Билан, "Белки-Стрелки", "Блестящие", Валерия, Леонтьев — все звезды у нас были. Все приезжие ведут себя очень корректно, вежливо. Не было никаких эксцессов. Показывают про Панина, что он бушует. Но у нас был и вел себя спокойно. Может быть, потому что у нас персонал такой». Необычные просьбы и райдеры артистов всегда встречаются, говорит собеседница, но раскрывать их не намерена.
На фоне открывающихся в Красноярске отелей мировых сетей с идентичным дизайном во всех номерах, в гостинице «Красноярск» по-прежнему остается наследие советского прошлого. Даже паркет с момента открытия не поменян: «Кто-то называет нас совдепом, но мы считаем это нашей изюминкой. Мы стараемся сохранить историю […] Чем старше мебель и деревянные вещи, с каждым годом становятся ценнее», — комментирует Инна Салтыкова. Например, в холле 1-го этажа сохранилось оформление несущей колонны из кедра. Мастера искал сам Арэг Демирханов.
Если конференц-залы недавно открывшихся турецких отелей «Ибис» и «Нователь» на той же Театральной площади украшают ручные рисунки «Столбов», то площадки у лифтов каждого из этажей «Красноярска» — фрески слепков наскальной живописи с Красноярского моря. Под руководством Арэга Демирханова они также появились в год открытия и ждут своей реставрации. Сегодня в гостинице больше 240 номеров, стоимостью от 2,9 тыс. до 10 тыс. руб.
Фото Артема Ленца, предоставлено Краевым Краеведческим музеем (3), скриншот с фильма «Магистраль» (4), visualrian.ru (8)