За 388 лет здания в самой старой части Красноярска — центре — успели несколько раз сменить свое предназначение. Со сменой власти жилые купеческие особняки занимали то военные штабы, то госпитали. После перестройки многие усадьбы превратились в офисы. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ сделали подборку самых кардинальных преображений. В каком храме жили люди и принимали пушнину, какие офисные здания служили городской баней, роддомом, ночлежкой или домом терпимости — в материале далее.
Самые неординарные преображения в советское время претерпели храмы. Возвышающийся над ул. 9 Января Благовещенский монастырь в 90-е служил складом пушно-меховой базы. В одноэтажных пристройках жили ее сотрудники. Позже они получили квартиры в «Солнечном», вспоминает жительница Ольга, которую туда привезли после роддома: «Мама боялась, что до моей кроватки доберутся крысы, и раскладывала в батареи битое стекло». Храм — первый трехэтажный в Красноярске и первый построенный по чертежам. В начале XIX века он формировал площадь, от которой брали начало 3 главные городские улицы.
Пр. Металлургов, «Бетонка» — эти места у красноярцев сегодня ассоциируются с дамами легкого поведения. В 1897 году, по словам краеведа, директора музея истории Красноярской железной дороги Константина Карпухина, в городе было порядка 90 законных домов терпимости и 56 официальных проституток на 27 тыс. населения. Один из домов располагался в этом, нынче офисном, здании на ул. Бограда, 92. Дамы работали по 2–12 человек под надзором «мадам» в домах, «одиночки» сосредотачивались на современных ул. Лебедевой и Урицкого. С центральных улиц, которые были «лицом города», их гоняли.
Здание краевого архива возле БКЗ ранее заменяло современный «Колхозный рынок». Двухэтажное помещение на Старобазарной площади служило гостиным двором. От слова «гость», сообщает путеводитель издания «Дар». Так на Руси называли купцов. Первый этаж занимали 17 лавок и биржевой зал. Глубокий подвал служил складом. В первые советские годы здание пустовало, там хранили книги музея дома Крутовских. В 1931 году оно было отдано под архив.
Над Архиерейским домом на Горького, 27, где сегодня обучает колокольному звону единственная в крае женщина-звонарь, трудились ведущие архитекторы 1860–1914 годов. По данным портала naov.ru, изначально он был административным центром епархии с личными покоями, канцелярией и приемной. В 1920–1924 годах здесь регистрировали браки, а также в 1922–1923-м жили дети-сироты. С 1924-го — лечили больных туберкулезом. Сейчас здание возвращено церкви.
Дом купца Черняева на Ленина, 108 — доказательство, что и сто лет назад строители имели трудности с финансированием. В 1904 году купцу не хватило средств на отделку, и он занял 2 тыс. руб. под 10 % годовых, сообщает портал krasplace.ru, у статского советника Ивана Гадалова. В итоге дом достался ему за долги. В здании находился госпиталь для раненых на русско-японской войне. Затем — гостиница «Новая Россия» (позже — «Европа») с отделением Русско-Китайского банка и буфетом, который хвалили за «идеальный порядок». В уже переименованную гостиницу возили «столичные группы и устраивали концерты-кабаре». Сейчас здесь офисы.
Усадьба архитектора Чернышева (Марковского, 21) в стиле «романтический модерн» выросла на месте его деревянного дома. Это первый дом в городе с паровым отоплением. Во флигеле архитектор организовывал «музыкальные пятницы», куда заглядывал и Суриков. При советской власти сюда ходили уже мыться в городские бани (отдельные этажи для женщин и мужчин). После 1920 года в усадьбу вселились «ответственные работники сов. учреждений». «Интерьеру был нанесен непоправимый ущерб», — сообщает путеводитель по Красноярску. Сейчас в доме — служба стройнадзора.
В каменном доме с двойным адресом — Лебедевой, 16 / Сурикова, 52 — сегодня размещается медицинский центр «Резерв» крайздрава. Здание городу еще до революции подарила вдова купца Раззоренова — Агафья Семеновна, говорит краевед Константин Карпухин, но с условием, что здесь будет располагаться ночлежка и профиль никогда меняться не будет, — слово было не сдержано. В отличие от первого ночлежного дома за Качей на 50 коек, этот вмещал 120–160 человек. Работал зимой с 3 часов дня до 9 утра, летом — с 8 часов вечера до 7 утра. В 1920 году место бездомных заняли инвалиды, в 1923-м здесь была школа строительных рабочих, в 1926 году — детский дом № 2, в 1930-м — Бактериологический институт СанБактИн.
Еще один храм, на время утративший предназначение, — церковь Покрова на ул. Сурикова, 26. Заложенная в 1785 году, она действовала до 1935-го, затем — с 1945 по 1961 год. В 60-х, по данным путеводителя издания «Дар», здание приспособили под скульптурные мастерские, тогда же стены окрасили в терракотовый цвет с белыми деталями. Храм вернули общине перед перестройкой и восстановили исторический цвет.
Корпус первого красноярского вуза — СибГТУ (пр. Мира, 82), конечно, своего предназначения не менял. Он был возведен в 1930 году на базе лесного факультета предшественника из Омска. Но сто лет назад землю под ним занимали учреждения «Приказа общественного призрения»: больницы, богадельня, дом умалишенных.
Находящийся на реставрации дом № 49 на пр. Мира первоначально был торговым домом «Ревильон братья». Контора была официальным представительством французской компании по закупке и продаже пушного товара. Одно время, сообщает krasplace.ru, тут трудился бухгалтером Яков Дубровинский, будущий глава города, избранный им в 1917 году. Перед революцией здесь располагалось консульство Норвегии. Дальше — штаб 26-й дивизии, юридический факультет Красноярского университета, сцена театра имени Пушкина. В 2011 году дом пострадал в сильном пожаре — утрачены кровля, внутреннее убранство.
Дом № 98 на пр. Мира, без которого сегодня облик исторического центра будет неполон, принадлежал в 1914 году духовному училищу. Его построили, чтобы иметь постоянный источник для содержания — и отдали в аренду под склады, магазины, конторы и квартиры. Власть сменилась, основную часть дома в 1920 году отдали под воинскую часть — штаб дивизии V армии. Затем до начала 1970-х здесь располагались городские советские, партийные и общественные учреждения.
Нынешняя школа № 1 на Ломоносова, 9 появилась в доме для детей переселенцев, «случайно попавших в нищету». Дом был построен в 1911–1912 годах на пожертвования и носил название «Ольгинский приют». С 1920 года его место заняла детская колония, спустя 10 лет — обычная школа. В военные годы дети делили пространство вместе с ранеными — обучение продолжалось.
В декабре 1822 года Красноярск получил статус главного города Енисейской губернии. В это время были построены четыре каменных дома, включая и усадьбу Яковлева на пр. Мира, 14. Будучи депутатом, он подкопил денег на «образцовый» особняк с 4-я комнатами, кабинетом и кладовой. В доме была отдельная комната — «сейф» с одной дверью в кабинет. С 1860 года в особняке появилась первая «вольная» аптека, позже — общество милосердия Красного Креста, с 1913-го — богадельня и родильное отделение губернской больницы.
Юлия Глушко
Фото Артема Ленца