Раньше, чтобы воспользоваться услугой Росреестра или кадастровой палаты, необходимо было собрать большое количество документов. С 1 июля ситуация изменилась. Теперь эти учреждения сами осуществляют межведомственное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, подведомственными указанным органам власти. И, соответственно, сами могут запросить часть необходимых документов.
Теперь потраченное время с того момента, как вы решили обратиться за услугой до ее получения, сократится в разы. Ведь в некоторых случаях нужно было собирать документы чуть ли не по всей России, например, при приватизации жилья, если заявитель ранее проживал в разных городах, или при решении вопроса о предоставлении многодетной семье земельного участка.
Кроме того, заявитель освобождается от оплаты при сборе документов, так как органы, осуществляющие межведомственное взаимодействие, получают документы бесплатно. И это существенно уменьшает материальную составляющую подготовки документов, ведь, например, плата за выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости составляет 500 рублей на одного заявителя, а для семьи из четырех человек сумма увеличивается до 2000 рублей.
Теперь можно не предоставлять для регистрации права собственности на недвижимость и сделок с ней бумаги, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование земельного участка. Не нужно решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое, разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.
Также не требуются выписки из реестра государственной или муниципальной собственности и домовой книги, заключение, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства. А также документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения.
Эта информация при необходимости будет самостоятельно запрошена управлением Росреестра в соответствующем органе власти или органе местного самоуправления. Заявителю необходимо предоставить лишь документы личного хранения и также те, что согласно закону являются основаниями для государственной регистрации прав. (С перечнем документов, попадающих под эти критерии, можно ознакомиться ниже. – Прим. авт.)
Работает эта схема и в обратном направлении. При получении любых услуг, которые могут оказать исполнительные органы власти, органы местного самоуправления и подведомственные им организации от заявителя не должны требовать выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного кадастра недвижимости.
Узнать порядок получения той или иной услуги можно у специалистов отделов управления краевого Росреестра по телефону или обратившись непосредственно в отдел. Также информацию можно найти на сайте управления.
Документы, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются основаниями для государственной регистрации прав:
Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Свидетельства о праве на наследство.
Вступившие в законную силу судебные акты.
Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы личного хранения:
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Документы воинского учета.
Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
Документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы.
Решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Учредительные документы юридического лица.
Решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.