Завершилось трехдневное голосование на выборах губернатора Красноярского края, депутатов горсовета Красноярска и выборах парламентариев в ряде районов и городов региона. Корреспондент NGS24.RU Руслан Руденко решил поработать наблюдателем на одном из избирательных участков в центре Красноярска. Вот что он там увидел.
Еще в августе в качестве участка для наблюдения я выбрал красноярский лицей № 2, что на Урицкого. Принцип подбора был предельно прост — чем ближе к месту работы, тем лучше. Мой первый визит в этот лицей случился ранним утром пятницы, 8 сентября.
Совсем рядом с лицеем — длинный дом-гармошка на Дубровинского, 106, в первом подъезде которого еще в 90-х убили красноярского журналиста Вадима Алферьева. Пройдя через контрольно-пропускной пункт на входе в лицей, я познакомился с членами избирательной комиссии, людьми, с которыми мне предстояло провести большую часть времени с 8 по 10 сентября включительно. Традиционно, солидную часть сотрудников комиссии составляли учителя лицея.
Первое, что мне сразу бросилось в глаза еще в первый день наблюдения: катастрофически низкая явка избирателей. Я был морально готов увидеть потоки бюджетников, которых мобилизовали проголосовать еще в первый день выборов. Но ничего этого не было. Людской поток если временами и образовывался, то совсем хиленький. Нередкими были ситуации, когда людей на протяжении 30–60 минут могло и вообще не быть.
Второе, на что я обратил внимание: самые дисциплинированные избиратели — люди пожилые, пенсионеры. Моим личным символом этих выборов стал невероятно старенький дедушка, который буквально с трясущимися руками получал бюллетень, медленно шаркал до кабины избирателя, после чего всё теми же немощными руками опускал заполненный бюллетень в КОИБ. Люди категории 18–35, по моим наблюдениям, составили абсолютное меньшинство среди избирателей моего участка.
Схожую картину я наблюдал и во время голосования на дому. 93-летняя женщина заявила сотрудникам избирательного участка, что привычка голосовать осталась у нее со времен СССР. Голосуя за Котюкова, она обронила фразу, что ей уже «пора на кладбище», но «пусть он попытается что-то сделать» для края.
Во время похода по квартирам один из сотрудников избирательного участка в разговоре со мной предался ностальгии и вспоминал, как проходили выборы губернатора края в 1998 году, тогда схлестнулись действующий губернатор Валерий Зубов и будущий глава края Александр Лебедь, который погибнет в авиакатастрофе спустя несколько лет. По воспоминаниям мужчины, в Красноярск тогда «понаехал» целый десант политтехнологов и прочих сотрудников штаба Лебедя, которые «вели себя нагло». Но вспомнились ему и более приятные моменты.
— Помню, как с Лебедем вылетали на хоккейную игру в Архангельск. Водка, еда — всего было просто море в самолете... А о том, что Лебедь разбился, услышал утром по радио, когда шел на рынок, — задумавшись, сказал мужчина.
На второй день интересные разговорчики и события разворачивались уже на самом участке. Одна из учительниц, которая работала в комиссии, вдруг задумалась о пользе помещений карцерного типа в школах США. По ее словам, такие замкнутые пространства весьма полезны, а некоторые из американских школьников сами, дескать, просят учителей «закрыть» их там на какое-то время. Что натолкнуло российского учителя на мысли о карцерах в школах, да еще и во время выборов — мне неведомо.
Позже на участок пришла женщина, которая торжественно заявила присутствующим, что паспорта у нее с собой нет, но бюллетень ей выдать всё равно обязаны. После отказа она прибегла к более решительным мерам: сначала заявила, что сотрудники комиссии рискуют оказаться «под уголовкой», после чего начала препираться с ними о том, что они украли ее проездной. В какой-то момент красноярка, решившая продемонстрировать, что у нее билета точно нет, даже оголила свой бюстгальтер. Позже билетик обнаружился у нее в сумке. А еще чуть позже выяснилось, что она — недееспособна.
Финальный, третий день выборов прошел еще спокойнее, чем предыдущие два. В какой-то момент всё тот же вспоминавший Лебедя сотрудник школы решил разбавить тишину музыкой откуда-то из глубин сцены актового зала. Заявив, что «сейчас включит музыку нашей молодости, 70-х и 80-х». Однако мотив был из более позднего времени.
— На асфальте мелом, ты рисуешь лето... — запел вкрадчивый голос «Иванушки» Олега Яковлева.
Увидев, как я потихоньку начал отбивать ногой в такт музыке, учитель сделал звук погромче.
Под самый занавес третьего дня наблюдений на участок зашла кандидат от «Единой России» по одномандатному округу Елена Южакова. Лицо ее выражало подлинное блаженство. Да и мне, судя по тому, что я наблюдал за эти три дня, стало понятно, что она явно попадет в новый созыв горсовета. Так оно в итоге и случилось — ЕР взяла 30 депутатских мандатов из 36, обеспечив себе абсолютное супербольшинство в парламенте столицы края.
Домой я уже вернулся глубоко за полночь, после того, как отнес финальные протоколы с итогами выборов в предвыборный штаб партии, от которой я пошел наблюдателем. Ночная поездка домой по пустому ночному городу заставила задуматься, что при явке в 70% или 80% какие-либо фальсификации, попытки исказить результат голосования просто бы не сработали: административная машина взорвалась бы от перегрузки с последующим уходом в отказ. А при явке в 30% с небольшим прибегать к каким-то махинациям просто нет смысла: результат и так получен тот, который нужен правящему большинству.
Как красноярцы собираются выходить из этого заколдованного круга — для меня остается загадкой.
Да и собираются ли вообще?..
NGS24.RU спрашивал у политического аналитика Александра Чернявского о главных лузерах прошедших выборов губернатора и депутатов горсовета.
А меня результаты выборов...