Сегодня, 21 апреля, в стенах правительства Красноярского края должны представить врио губернатора Михаила Котюкова. Пока же общественность обсуждает отставку Александра Усса и то, считать ли его переход на федеральный уровень повышением или, напротив, увольнением. Об этом и о будущей судьбе экс-губернатора мы спросили у российских политологов.
Илья Александрович Гращенков, политолог, президент Центра развития региональной политики:
— Решение о судьбе Александра Усса было связано с несколькими факторами: это и его проблемы с «Норникелем», это и лоббирование интересов Усса главой «Русала» Дерипаской. В общей сложности тот ворох проблем, который вокруг Усса накопился, видимо, не позволил Владимиру Путину принять решение о переназначении его на новый срок. Сын губернатора был задержан, и неизвестно, какой информацией он поделился с иностранными спецслужбами. Да и внутри страны на Артема Усса всё еще открыто уголовное дело. В целом вокруг этой истории была серьезная турбулентность. Но Усс уходит не на понижение. Он получит хорошую компенсационную должность. Насколько я слышал, должность будет достаточно значительная, это отнюдь не синекура, — поделился с NGS24.RU Илья Гращенков.
Дмитрий Анатольевич Журавлев, политолог, генеральный директор Института региональных проблем, один из участников создания Ассоциации политических экспертов и консультантов АСПЭК:
— Когда в Кремле решают сменить губернатора в каком-то регионе, то нового принято назначать временно исполняющим обязанности за несколько месяцев до выборов. Это технологично. Если слишком рано назначить — он может успеть наделать ошибок. Если перед самыми выборами его вытащить, как черта из табакерки, то он не успеет освоиться. Нужно несколько месяцев перед выборами, чтобы будущий губернатор успел набрать какой-то вес в регионе. Поэтому Владимир Путин сейчас назначил Михаила Котюкова врио. А почему Усс не пошел на второй срок — сложный вопрос. Историю с его сыном можно толковать двояко. Можно сказать, что это неприятный скандал, а можно сказать, что сын пострадал в стране НАТО от врагов России. Всё зависит от того, как это было подано президенту. Станет ли новая должность на федеральном уровне для Усса просто почетной должностью перед пенсией или она станет возможностью для продолжения карьеры — это будет зависеть от самого Усса. Если у человека есть желание продолжать много и активно работать — будет второй вариант. Если есть желание уйти на отдых — будет первый, — рассудил Дмитрий Журавлев.
Александр Кынев, ученый-политолог, специалист в области региональных политических процессов России и стран СНГ:
— История с его сыном пошла Александру Уссу на пользу. На фоне освобождения было ощущение, что атака захлебнулась. Потому что действительно было неловко в этой ситуации: все говорят: «Вот, надо поощрять чиновников, которые готовы пожертвовать карьерой, репутацией, попасть в санкционные списки и так далее». При таких условиях снимать Усса было не очень резонно, вопреки социальному тренду. Я думаю, главные причины отставки две. Во-первых, Усс изначально был генетически чужим в рамках нынешней кадровой политики — и по возрасту, и по политической истории. К технократам и их плодам он точно отношения не имеет. Это другая история, другие связи, другие федеральные партнеры. Усс был одним из самых нетипичных назначенцев за минувшие 5 лет. Второе — это низкие рейтинги. Если опасение, что высокий рост депрессии и социальной напряженности может привести к протестному голосованию даже при отсутствии ярких кампаний. Люди могут прийти и втихаря показать фигу в кармане. Информационная война велась все 5 лет, больших достижений нет. А в душе он, видимо, остался спикером сам для себя, не очень умея общаться с гражданами. Всё вместе имело эффект, и никто про высокие рейтинги не писал. Предложение на федеральном уровне представлять край — это уход с сохранением лица. Именно благодаря истории с сыном уволить его просто так было нельзя. Нужно было делать максимально почетно.