Депутат Госдумы Ярослав Нилов жестко раскритиковал действия военкома Красноярского края. Парламентарий даже пожаловался на него в Министерство обороны.
Поводом стала нашумевшая недавно история с красноярским мобилизованным Артемом Борозной. Артем отслужил «срочку» в 2013-м, сейчас ему 32 года, есть жена и годовалый ребенок, работа на «Красцветмете». В конце сентября ему пришла повестка, и почти сразу его забрали в омскую учебную часть.
Между тем предприятие входит в перечень Минпромторга по выполнению оборонзаказа. Когда на работе узнали о мобилизации сотрудника, то быстро оформили ему бронь. Однако Борозна уже находился в Омске. Его жена Ксения передала справку о брони в призывную комиссию Красноярска, но торопиться с возвращением Артема там никто не стал.
26 октября мужчину отправили в зону проведения СВО, где он находится до сих пор, по словам его адвоката Алексея Прянишникова.
Только 11 ноября призывная комиссия Красноярска предоставила Артему отсрочку в связи с бронью. Но следом городская комиссия отправила протокол на согласование в краевую комиссию. Там протокол полежал какое-то время и отправился обратно безо всякого согласования.
— Краевая комиссия не стала участвовать в процедуре увольнения Артема и направила письмо в городскую комиссию, чтобы та уволила Артема своим решением. Что городская комиссия и сделала 2 декабря 2022-го, об этом решении супруга Артема сообщила как в районный военкомат, так и в краевой, — пояснил NGS24.RU адвокат Прянишников.
Итак, де-юре со 2 декабря Артема решено демобилизовать, но де-факто ничего не происходит. Он остается на спецоперации. Жена от его имени обращается в суд.
26 декабря Кировский районный суд определил вернуть Артема в омскую учебную часть. На обжалование этого определения дается 15 дней.
30 декабря тот же суд велел отменить решение призывной комиссии по мобилизации Борозны. На обжалование дали месяц.
— Процедурой возвращения Артема должен был заниматься военкомат в связке с военной частью. Однако краевой военный комиссар предпочел писать ответы на обращения Ксении, в которых зачем-то описывал процедуру предоставления отсрочки и отрицал существование решения комиссии по мобилизации об увольнении Артема. В итоге его супруге пришлось самой направлять судебные акты и решение комиссии по мобилизации в военную часть. Военкомат из этой цепочки добровольно выпал, — рассказывает адвокат Прянишников.
В январе Ксения видит, что ее мужа никто никуда не отпускает, несмотря на решение суда. Тогда 12 января она просит огласки в телеграм-канале Ксении Собчак. После этого дело сдвигается с мертвой точки. На ситуацию обращает внимание председатель комитета Госдумы по труду, депутат Ярослав Нилов. 16 января он пишет жалобы в генпрокуратуру и Минобороны. 18 января подключаются уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова и военная прокуратура.
20 января Ксения записывает радостное видео, что ее мужа вот-вот вернут со спецоперации. Женщина благодарит всех причастных.
А 23 января она получает письмо, что краевой военком подал апелляцию: он оспаривает решение Кировского районного суда в краевом суде. По словам адвоката, военком Андрей Лысенко в своем иске утверждает, что процесс предоставления отсрочки Артему был якобы проведен с нарушениями.
Это вызывает возмущение у депутата Ярослава Нилова.
— Как исполнить решение суда и вернуть человека с бронью в семью и на работу, так Красноярский комиссариат не видно и не слышно. А как апелляцию подать, так сразу же подсуетились! Неслыханно. Кому еще надо объяснять, что в стране нехватка кадров на предприятиях ОПК? Что они в три смены работают? Что демобилизованных забронированных специалистов надо на предприятие возвращать, а не в военную часть? — пишет парламентарий в своем телеграм-канале.
Он повторно обращается в Минобороны, «чтобы там нашли управу на военкома Красноярского края».
— Вот чем этот военком думает? Мы возмущены его поведением. Сегодня же уйдут письма в адрес Сергея Шойгу и военной прокуратуры, чтобы обратили внимание на поведение этого военкома, — заявил Нилов федеральным журналистам.
Между тем защитник Алексей Прянишников говорит, что апелляция никаким образом не влияет на определение суда о возвращении Артема в омскую часть на время всех разбирательств. Это определение уже вступило в силу и должно быть выполнено в любом случае.
Редакция NGS24.RU направила на имя военкома Андрея Лысенко официальный запрос, где попросила разъяснить, какие права и законные интересы краевого военкомата ущемлены решением суда о возвращении Артема Борозны.
Мы будем следить за развитием истории.